Проблема свободы в русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 06:44, контрольная работа

Описание работы

Проблема понимания свободы как христианской идеи неоднократно была в центре внимания религиозной и атеистической философии, и в силу ее особой актуальности сегодня также представляет неотъемлемый предмет рассмотрения в контексте сложившихся к началу нового тысячелетия особых условий бытия, вновь обостривших духовные искания современного человека. Мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие свободы……………………………………………………………..4
Философия свободы Н. Бердяева………………………………………….5
Проблемы свободы в творчестве Н. Лосского…………………………..11
Свобода личности в творчестве В.С.Соловьева………………………...13
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Проблема свободы в русской философии.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 Это Единое  Начало должно быть мыслимо  в отношении к миру как Бог,  творящий мир». 
Лосский различает формальную (абсолютная свобода выбора действий) и материальную свободу (бесконечная творческая сила для осуществления абсолютных ценностей). Направление социальной эволюции определяется свободным нравственным выбором личности между душевно – материальным царством – царством вражды и проникнутым любовью Царством Духа (Царством Божиим), где преодолевается пропасть между Богом и миром, деятели освобождаются от материальности и приобретают духоносное (преображенное тело), совершенную свободу действий, достигается взаимопроникновение индивидуального и вселенского бытия в форме конкретного единосущия субстанциональных деятелей.

 

 

Свобода личности в творчестве В.С Соловьева

 
 
Владимир Сергеевич Соловьев(1853-1900) – c 1876-1877г преподавал в Московском университете, затем перевелся в  Петербург. Там он стал членом Ученого  комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию. В 1881 г. преподавательская деятельность В. С. Соловьева навсегда закончилась. Соловьев целиком отдается написанию произведений чисто церковного характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями. 
В сочинениях мыслителя представлен основательный анализ проблем личности, ее нравственности, смысла жизни, что придает соловьевской философии признак антропоцентризма. Работы Соловьёва обращены к человеческим чувствам и стремлениям, человеческой жизни. По Соловьёву, важной составляющей духовности личности является свобода. Бог создал человека свободным, потому дарованной Творцом свободой человек распоряжается сам. Личность вольна располагать своей свободой: осуществлять свое самоопределение в своих мыслях и поступках, то есть делать самостоятельный выбор форм деятельности, линии жизни, своих целей, средств их реализации. Человек - распорядитель не только своих мыслей и дел, но и самого своего существования. Более того, получив божественный дар свободы, человек обретает независимость по отношению к Богу: он свободен определиться - с Богом он или против Бога. В философии Соловьёва человек - свободное существо, которое порой восстает против Бога, которое благодаря своей свободе осуществляет грехопадение и живет в свободно созданном им самим конечном мире, являющемся историческим человечеством обществом, где существует добро и зло. Именно человек, и только он, свободно выбирая путь творения добра, то есть свободно отдаваясь Богу, может спасти этот мир: природу, общество, культуру. У Соловьёва развитие истории человечества есть результат свободной деятельности человека. Следовательно, общество и его развитие есть история человека, реализующего себя в становлении мира. Свобода личности играет существенную роль в поступательном развитии общества: благодаря свободе личность выступает субъектом исторического прогресса, создающим и воспринимающим достижения материальной и духовной культуры человечества. Свобода выбора дает личности возможность избирательно осваивать достижения общества в различных сферах культуры: знания, изобретения, нравственные ценности, практический опыт. Включая все это богатство в свою материальную и духовную деятельность, человек способствует прогрессивному развитию общества. «Поэтому падший человек является независимым и автономным существом, которое потеряло свое совершенство в реализации своей свободы и вновь становится совершенным в череде свободных актов. Он обретает тем самым совершенство, которым он уже обладал до своего падения и которым он никогда не переставал обладать в своей сущности». Но свобода личности не абсолютна, ибо она дарована Богом, а также осуществляется в уже данных природных и общественных условиях. Следовательно, относительно свободный выбор личностью всякий раз осуществляется в рамках природной и общественной необходимости; здесь же ею реализуются и свободно выбранные цели. «Современный человек осознает себя внутренне свободным, сознает себя выше всякого внешнего, от него независящего начала, утверждает себя центром всего, и между тем в действительности является только одной бесконечно малой и исчезающей точкой на мировой окружности».

 
Считая свободу неотъемлемой гранью духовности, обеспечивающей достоинство личности, В. С. Соловьёв, был бесстрашным защитником ее внутренней духовной свободы, в частности, свободы совести россиян от посягательств государства и православной церкви. В 1875 году он выступил в прессе против насильственного обращения в христианство холмских греко-католиков и преследования польских католиков со стороны российской светской власти и православной церкви. Он заявил, что человек бесконечно свободен и потому насильно спасен быть не может. Насильственное присоединение инакомыслящих к Церкви посредством угроз, тюремного заключения и пыток Соловьёв считал покушением общества на внутреннюю свободу личности, стремлением поработить ее волю и совесть. В 1881 году он обратился к иерархам русской православной Церкви с предостережением от принудительного возвращения в ее лоно отпавших, ибо это приведет к еще большему разделению. Учение Соловьёва о праве личности на свободу совести и призыв к терпимости в отношении инаковерующих исключительно современен. Традицию этой терпимости продолжали в своих трудах Н.А. Бердяев и священник Александр Мень. Оценивая философию Соловьёва, французский философ А. Кожев отмечал, что ей философское учение отличается от всех других тем, что он придает человеку такую свободу, независимость и значимость, какую не придает ни один мыслитель. В учении Соловьёва свобода личности теснейшим образом связана с нравственностью: нравственность пронизывает свободу. Действительно, нравственность находится у истоков свободы: это выбор личности между добром и злом. Далее, определение целей свободно избранной деятельности, средств ее достижения опосредствуется судом совести и, наконец, ответственность человека за его деяние. Пиетет Соловьёва по отношению к свободе связан с тем, что философ рассматривал ее как необходимое условие развития и реализации такой грани человеческой духовности, как творчество. В понимании Соловьёва творчество - это способность человека своей деятельностью создавать качественно новую материальную и духовную реальность. Источник творчества заложен в природе, обществе и потребностях человека, но пусковой пружиной творческого процесса выступает воображение как неотъемлемая составляющая человеческого духа. В сочинении «Оправдание добра» философ квалифицировал творчество как двигатель общественного прогресса. Творчество личности во все времена истории встроено в процесс прогрессивного развития общества как его неотъемлемая духовная детерминанта. По Соловьёву, прогресс общества не есть дело безличное: столкновение творческой предприимчивой личности с ее ближайшей социальной средой приводило к основанию более обширного и значительного отечества: созданию городов и даже государств. Именно носители сверхродового творческого духа, которым было тесно в родовом быту, разрывали с ним связь, собирали вокруг себя «вольную дружину» единомышленников, становились созидателями новых социально-культурных образований. Творчество, воплощенное в личном подвиге, раздвигающем границы реальности для создания качественно новых культурно-политических форм жизни, философ считал «явлением закономерным, слишком основным и потому встречающимся во все возрасты человечества». По Соловьёву, творчество и новаторство «триумфаторов прогресса» достойно одобрения, признания общества и оставляет заметный позитивный след в истории лишь тогда, когда оно сочетается с их способностью «хранить пределы вечные» то есть общечеловеческие ценности, традиции духовной культуры своего народа «одинаково священные для прошедшего и будущего». Кстати, эту мысль в поэтической форме в 1830 году выразил А.С. Пушкин:

 
«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу — 

Любовь к  родному пепелищу,

Любовь к  отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостояние человека,

Залог величия  его.

Животворящая  святыня 

Земля без них была б мертва…».

 
Эти мысли философа и великого поэта  бесценны и непереходящи: современный  человек обязан сохранить культуру — прошлого, следуя принципу — «не  забывай в развалинах родных богов». Без этого нет прогресса, ибо  «спасающий спасется». Вот тайна прогресса, другой нет и не будет. Непрерывность общественного прогресса обеспечивается преемственностью поколений: прогресса в обществе требует нравственной связи поколений в творчестве, «в силу которой одно не только следует за другим, но и наследует ему». 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для русской  религиозной философии свобода  является важным понятием, раскрывающим ее особенности, основную проблематику и способы разрешения главных  задач. Отечественная мысль опирается  на христианское вероучение, для которого идея свободы выступает центральной: без нее нельзя понять такие философемы, как миротворение, грехопадение, искупление. 
Динамика свободы раскрывается в возможности перехода человека от свободы "отрицательной" к свободе "положительной". Модальность свободы в конечном итоге зависит от выбора человека, от его окончательного решения, но она имеет и свое онтологическое основание. Н. Бердяев таким онтологическим основанием (а точнее, "безосновностью") считал Ничто. Ничто, в котором "коренится" свобода, может быть как источником свободы "от", так и началом свободы "для". Другой русский философ С. Франк видел это основание в Реальности, которая в зависимости от степени своей связанности с Богом, может выступать источником как "положительной", так и "отрицательной" свободы.  
"Отрицательная" свобода является стремлением человека освободиться от порядка и необходимости мира, от власти последнего над жизнью личности. В разумной мере эта свободы необходима в качестве особого состояния для восприятия и принятия абсолютных ценностей, так как только недетерминированное существо может иметь непосредственное к ним отношение. Так, например, человек, служащий добру несвободно, автоматически, стал бы, по выражению С. А. Левицкого, "автоматом добродетели", а само добро лишилось бы своей "добротности". Поэтому "отрицательная" свобода входит в состав "положительной", выступая неким "пространством", в котором осуществляется выбор ценности. После того, как выбор сделан "отрицательная" свобода особым образом сублимируется, а человек обретает полноту бытия.

 
Абсолютизация негативной свободы, возведение ее в ранг самостоятельной  ценности (свободы ради свободы) обессмысливает свободу как таковую. Она становится внутренне пустой, бессодержательной, ничего не дает взамен человеку. По словам С. Франка, свобода, приобретая подобные черты, перерастает в демоническую стихийную силу, захлестывающую личность. Такая свобода как самоцель ставит человека в подчиненное, зависимое положение. Отсюда можно сделать вывод о том, что сама по себе "отрицательная" свобода есть нечто недостаточное, нуждающееся в каком-то положительном выражении. Позитивность свободы (ее содержательность) для русской религиозной философии связана со стремлением человека реализовать идею Бога о самом себе. Конечная цель такой свободы - воссоединение человека с Богом, актуальное Богочеловечество. Эта цель находится уже за пределами истории.

 
"Положительная" свобода не  дана человеку сразу с момента  его сотворения. Она должна стать  результатом его внутренней духовной  деятельности, должна пройти через опыт "отрицательной" свободы. Именно поэтому, считает Н. Бердяев, грехопадение - неизбежный момент для развития человеческой свобода, для пробуждения духа человека. В момент грехопадения человек совершает выбор в пользу "отрицательной" свободы. Но на этом связь с Богом не прерывается. Выбор негативной свободы уже является началом выбора свободы "положительной". 
При рассмотрении "положительной" свободы русские мыслители расходятся в понимании путей, какими человек может ее достичь. Для Н. Бердяева свобода "для" реализуется лишь в творчестве, искра которого изначально заложена Богом в человека. Через творчество личность управляет свободой, превращая ее отрицательную мощь в положительную. Именно в творчестве человек реализует себя, свое предназначение - осуществить идею Бога о самом себе. Существо "положительной" свободы, таким образом, заключается в самоопределении человека себя изнутри как "образа и подобия Божьего". С. Франк связывает путь "положительной" свободы с осознанием человеком своей греховности. Оно характерно для каждого человека и приходит в форме переживания недостаточности своей жизни, что выражается в зависимости человека от независимого от него природного и социального порядка. У человека, таким образом, возникает потребность в высшей силе, которая гарантировала бы его свободу и полноту бытия. Такой силой выступает Бог. 
Подводя итог, необходимо заметить, что проблема развития свободы от "отрицательной" к "положительной" является основополагающей для русской религиозной философии, потому как позволяет более объемно высветить не только ее собственную проблематику, в частности идею о Богочеловечестве, но и понять сферу личного бытия человека. 
 
 
 
 

 

         Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2005

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда», 1989

  1. Лосский Н.О. Свобода воли. Избранное. – М., 2004

  1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: «Высшая школа», 1991

  1. Соловьев В., Леонтьев К.Н.., т.2, М., 1994

  1. Философия.: учебник/под ред. Проф. М.Н.Росенко.  – М.:Гардарики,2005

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 


Информация о работе Проблема свободы в русской философии