Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 06:44, контрольная работа
Проблема понимания свободы как христианской идеи неоднократно была в центре внимания религиозной и атеистической философии, и в силу ее особой актуальности сегодня также представляет неотъемлемый предмет рассмотрения в контексте сложившихся к началу нового тысячелетия особых условий бытия, вновь обостривших духовные искания современного человека. Мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие свободы……………………………………………………………..4
Философия свободы Н. Бердяева………………………………………….5
Проблемы свободы в творчестве Н. Лосского…………………………..11
Свобода личности в творчестве В.С.Соловьева………………………...13
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………19
Это Единое
Начало должно быть мыслимо
в отношении к миру как Бог,
творящий мир».
Лосский различает формальную (абсолютная
свобода выбора действий) и материальную свободу (бесконечная творческая
сила для осуществления абсолютных ценностей).
Направление социальной эволюции определяется
свободным нравственным выбором личности
между душевно – материальным царством
– царством вражды и проникнутым любовью
Царством Духа (Царством Божиим), где преодолевается
пропасть между Богом и миром, деятели
освобождаются от материальности и приобретают
духоносное (преображенное тело), совершенную
свободу действий, достигается взаимопроникновение
индивидуального и вселенского бытия
в форме конкретного единосущия субстанциональных
деятелей.
Свобода личности в творчестве В.С Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев(
В сочинениях мыслителя представлен основательный
анализ проблем личности, ее нравственности,
смысла жизни, что придает соловьевской
философии признак антропоцентризма.
Работы Соловьёва обращены к человеческим
чувствам и стремлениям, человеческой
жизни. По Соловьёву, важной составляющей
духовности личности является свобода.
Бог создал человека свободным, потому
дарованной Творцом свободой человек
распоряжается сам. Личность вольна располагать
своей свободой: осуществлять свое самоопределение
в своих мыслях и поступках, то есть делать
самостоятельный выбор форм деятельности,
линии жизни, своих целей, средств их реализации.
Человек - распорядитель не только своих
мыслей и дел, но и самого своего существования.
Более того, получив божественный дар
свободы, человек обретает независимость
по отношению к Богу: он свободен определиться
- с Богом он или против Бога. В философии
Соловьёва человек - свободное существо,
которое порой восстает против Бога, которое
благодаря своей свободе осуществляет
грехопадение и живет в свободно созданном
им самим конечном мире, являющемся историческим
человечеством обществом, где существует
добро и зло. Именно человек, и только он,
свободно выбирая путь творения добра,
то есть свободно отдаваясь Богу, может
спасти этот мир: природу, общество, культуру.
У Соловьёва развитие истории человечества
есть результат свободной деятельности
человека. Следовательно, общество и его
развитие есть история человека, реализующего
себя в становлении мира. Свобода личности
играет существенную роль в поступательном
развитии общества: благодаря свободе
личность выступает субъектом исторического
прогресса, создающим и воспринимающим
достижения материальной и духовной культуры
человечества. Свобода выбора дает личности
возможность избирательно осваивать достижения
общества в различных сферах культуры:
знания, изобретения, нравственные ценности,
практический опыт. Включая все это богатство
в свою материальную и духовную деятельность,
человек способствует прогрессивному
развитию общества. «Поэтому падший человек
является независимым и автономным существом,
которое потеряло свое совершенство в
реализации своей свободы и вновь становится
совершенным в череде свободных актов.
Он обретает тем самым совершенство, которым
он уже обладал до своего падения и которым
он никогда не переставал обладать в своей
сущности». Но свобода личности не абсолютна,
ибо она дарована Богом, а также осуществляется
в уже данных природных и общественных
условиях. Следовательно, относительно
свободный выбор личностью всякий раз
осуществляется в рамках природной и общественной
необходимости; здесь же ею реализуются
и свободно выбранные цели. «Современный
человек осознает себя внутренне свободным,
сознает себя выше всякого внешнего, от
него независящего начала, утверждает
себя центром всего, и между тем в действительности
является только одной бесконечно малой
и исчезающей точкой на мировой окружности».
Считая свободу неотъемлемой гранью
духовности, обеспечивающей достоинство
личности, В. С. Соловьёв, был бесстрашным
защитником ее внутренней духовной свободы,
в частности, свободы совести россиян
от посягательств государства и православной
церкви. В 1875 году он выступил в прессе
против насильственного обращения в христианство
холмских греко-католиков и преследования
польских католиков со стороны российской
светской власти и православной церкви.
Он заявил, что человек бесконечно свободен
и потому насильно спасен быть не может.
Насильственное присоединение инакомыслящих
к Церкви посредством угроз, тюремного
заключения и пыток Соловьёв считал покушением
общества на внутреннюю свободу личности,
стремлением поработить ее волю и совесть.
В 1881 году он обратился к иерархам русской
православной Церкви с предостережением
от принудительного возвращения в ее лоно
отпавших, ибо это приведет к еще большему
разделению. Учение Соловьёва о праве
личности на свободу совести и призыв
к терпимости в отношении инаковерующих
исключительно современен. Традицию этой
терпимости продолжали в своих трудах
Н.А. Бердяев и священник Александр Мень.
Оценивая философию Соловьёва, французский
философ А. Кожев отмечал, что ей философское
учение отличается от всех других тем,
что он придает человеку такую свободу,
независимость и значимость, какую не
придает ни один мыслитель. В учении Соловьёва
свобода личности теснейшим образом связана
с нравственностью: нравственность пронизывает
свободу. Действительно, нравственность
находится у истоков свободы: это выбор
личности между добром и злом. Далее, определение
целей свободно избранной деятельности,
средств ее достижения опосредствуется
судом совести и, наконец, ответственность
человека за его деяние. Пиетет Соловьёва
по отношению к свободе связан с тем, что
философ рассматривал ее как необходимое
условие развития и реализации такой грани
человеческой духовности, как творчество.
В понимании Соловьёва творчество - это
способность человека своей деятельностью
создавать качественно новую материальную
и духовную реальность. Источник творчества
заложен в природе, обществе и потребностях
человека, но пусковой пружиной творческого
процесса выступает воображение как неотъемлемая
составляющая человеческого духа. В сочинении
«Оправдание добра» философ квалифицировал
творчество как двигатель общественного
прогресса. Творчество личности во все
времена истории встроено в процесс прогрессивного
развития общества как его неотъемлемая
духовная детерминанта. По Соловьёву,
прогресс общества не есть дело безличное:
столкновение творческой предприимчивой
личности с ее ближайшей социальной средой
приводило к основанию более обширного
и значительного отечества: созданию городов
и даже государств. Именно носители сверхродового
творческого духа, которым было тесно
в родовом быту, разрывали с ним связь,
собирали вокруг себя «вольную дружину»
единомышленников, становились созидателями
новых социально-культурных образований.
Творчество, воплощенное в личном подвиге,
раздвигающем границы реальности для
создания качественно новых культурно-политических
форм жизни, философ считал «явлением
закономерным, слишком основным и потому
встречающимся во все возрасты человечества».
По Соловьёву, творчество и новаторство
«триумфаторов прогресса» достойно одобрения,
признания общества и оставляет заметный
позитивный след в истории лишь тогда,
когда оно сочетается с их способностью
«хранить пределы вечные» то есть общечеловеческие
ценности, традиции духовной культуры
своего народа «одинаково священные для
прошедшего и будущего». Кстати, эту мысль
в поэтической форме в 1830 году выразил
А.С. Пушкин:
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостояние человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня
Земля без них была б мертва…».
Эти мысли философа и великого поэта
бесценны и непереходящи: современный
человек обязан сохранить культуру
— прошлого, следуя принципу — «не
забывай в развалинах родных богов».
Без этого нет прогресса, ибо
«спасающий спасется». Вот тайна прогресса, другой нет и
не будет. Непрерывность общественного
прогресса обеспечивается преемственностью
поколений: прогресса в обществе требует
нравственной связи поколений в творчестве,
«в силу которой одно не только следует
за другим, но и наследует ему».
Заключение
Для русской
религиозной философии свобода
является важным понятием, раскрывающим
ее особенности, основную проблематику
и способы разрешения главных
задач. Отечественная мысль опирается
на христианское вероучение, для которого идея свободы выступает
центральной: без нее нельзя понять такие
философемы, как миротворение, грехопадение,
искупление.
Динамика свободы раскрывается в возможности
перехода человека от свободы "отрицательной"
к свободе "положительной". Модальность
свободы в конечном итоге зависит от выбора
человека, от его окончательного решения,
но она имеет и свое онтологическое основание.
Н. Бердяев таким онтологическим основанием
(а точнее, "безосновностью") считал
Ничто. Ничто, в котором "коренится"
свобода, может быть как источником свободы
"от", так и началом свободы "для".
Другой русский философ С. Франк видел
это основание в Реальности, которая в
зависимости от степени своей связанности
с Богом, может выступать источником как
"положительной", так и "отрицательной"
свободы.
"Отрицательная" свобода является
стремлением человека освободиться от
порядка и необходимости мира, от власти
последнего над жизнью личности. В разумной
мере эта свободы необходима в качестве
особого состояния для восприятия и принятия
абсолютных ценностей, так как только
недетерминированное существо может иметь
непосредственное к ним отношение. Так,
например, человек, служащий добру несвободно,
автоматически, стал бы, по выражению С.
А. Левицкого, "автоматом добродетели",
а само добро лишилось бы своей "добротности".
Поэтому "отрицательная" свобода
входит в состав "положительной",
выступая неким "пространством",
в котором осуществляется выбор ценности.
После того, как выбор сделан "отрицательная"
свобода особым образом сублимируется,
а человек обретает полноту бытия.
Абсолютизация негативной свободы,
возведение ее в ранг самостоятельной
ценности (свободы ради свободы) обессмысливает
свободу как таковую. Она становится
внутренне пустой, бессодержательной,
ничего не дает взамен человеку. По словам
С. Франка, свобода, приобретая подобные
черты, перерастает в демоническую стихийную
силу, захлестывающую личность. Такая
свобода как самоцель ставит человека
в подчиненное, зависимое положение. Отсюда
можно сделать вывод о том, что сама по
себе "отрицательная" свобода есть
нечто недостаточное, нуждающееся в каком-то
положительном выражении. Позитивность
свободы (ее содержательность) для русской
религиозной философии связана со стремлением
человека реализовать идею Бога о самом
себе. Конечная цель такой свободы - воссоединение
человека с Богом, актуальное Богочеловечество.
Эта цель находится уже за пределами истории.
"Положительная" свобода не
дана человеку сразу с момента
его сотворения. Она должна стать
результатом его внутренней
При рассмотрении "положительной"
свободы русские мыслители расходятся
в понимании путей, какими человек может
ее достичь. Для Н. Бердяева свобода "для"
реализуется лишь в творчестве, искра
которого изначально заложена Богом в
человека. Через творчество личность управляет
свободой, превращая ее отрицательную
мощь в положительную. Именно в творчестве
человек реализует себя, свое предназначение
- осуществить идею Бога о самом себе. Существо
"положительной" свободы, таким образом,
заключается в самоопределении человека
себя изнутри как "образа и подобия
Божьего". С. Франк связывает путь "положительной"
свободы с осознанием человеком своей
греховности. Оно характерно для каждого
человека и приходит в форме переживания
недостаточности своей жизни, что выражается
в зависимости человека от независимого
от него природного и социального порядка.
У человека, таким образом, возникает потребность
в высшей силе, которая гарантировала
бы его свободу и полноту бытия. Такой
силой выступает Бог.
Подводя итог, необходимо заметить, что
проблема развития свободы от "отрицательной"
к "положительной" является основополагающей
для русской религиозной философии, потому
как позволяет более объемно высветить
не только ее собственную проблематику,
в частности идею о Богочеловечестве,
но и понять сферу личного бытия человека.