Проблема творчества в трудах Н.А. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 03:51, реферат

Описание работы

В произведении «Смысл творчества» Н.А. Бердяев стремится максимально полно выразить свою философско-религиозную концепцию, в центре которой ставится проблема антроподицеи – оправдания, или, другими словами, освобождения человека от его плена - мировой данности - через творчество, как некую «ответную реакцию человека на творческий акт Бога». Бердяев писал, что конечные продукты творческой деятельности являются лишь «символическим творчеством». «Настоящим творчеством» же является стремление к преображению мира, ведущему за собой возникновение «нового неба и новой земли».

Файлы: 1 файл

Игнатова М.docx

— 16.05 Кб (Скачать файл)

Игнатова М.А.

ГФБ-42

 

Эссе на тему: «Проблема  творчества в трудах Н.А. Бердяева».

 

В произведении «Смысл творчества»  Н.А. Бердяев стремится максимально  полно выразить свою философско-религиозную  концепцию, в центре которой ставится проблема антроподицеи – оправдания, или, другими словами, освобождения человека от его плена - мировой данности - через творчество, как некую «ответную реакцию человека на творческий акт Бога».

Бердяев писал, что конечные продукты творческой деятельности являются лишь «символическим творчеством». «Настоящим творчеством» же является стремление к преображению мира, ведущему за собой возникновение «нового неба и новой земли». 

В «Смысле творчества» полностью отрицается такое понятие, как «творческая эволюция». Бердяеву чужда идея прямолинейного развития. В мировом и историческом процессе, по его мнению, нет необходимости закономерного развития.

Творчество может рассматриваться лишь неразрывно со свободой. Только свободный способен творить.  Свобода, по Бердяеву, безосновна и не втянута в причины отношений, которым подчинено бытие, но, тем не менее, нуждается в материи, потому как совершается не «в пустоте». В творчестве человека есть нечто, не подчиняющееся мировым законам. Это и есть элемент свободы. 

 Бердяев пишет, что «творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество по существу есть выход, исход, победа. Жертвенность творчества не есть гибель и ужас. Сама жертвенность - активна, а не пассивна. Личная трагедия, кризис, судьба переживаются как трагедия. В этом - путь. Исключительная забота о личном спасении и страх личной гибели - безобразно эгоистичны. Исключительная погруженность в кризис личного творчества и страх собственного бессилия - безобразно самолюбивы. Эгоистическое и самолюбивое погружение в себя означает болезненную разорванность человека и мира. Человек создан Творцом гениальным и через гениальность он должен раскрыть в себе творческую активность, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели, всякую оглядку на других».

Отсюда следует, что творчество, по Бердяеву, – это деятельность, требующая активности духа, которую он также соединяет с актом созерцания. Казалось бы, понятия творческой активности и созерцания противоположны. Но в «Самопознании» Бердяев утверждает обратное. Он говорит, что созерцание красоты окружающего мира предполагает активное стремление в иной мир. «В созерцании, высшего прекрасного, гармонического, созерцающий переживает момент творческого экстаза. Но сами моменты созерцания не знают борьбы, конфликта, мучительного противления и затруднения, эти состояния преодолеваются. Этим созерцание отличается от других форм активности духа. И человек должен периодически приходить к моментам созерцания, испытывать благодатный отдых созерцания. Исключительный динамизм, непрерывный активизм или растерзывают человека, или превращают его в механизм. В этом ужас нашей эпохи».

Бердяев осознавал и с  горечью отмечал, что современники его не понимают. Не понимают его мыслей, идей, которые выражаясь словами Ницше были «несвоевременными размышлениями», находящимися в глубоком конфликте со временем и обращенные к далекому будущему. «Я пытался проповедовать человечность в самую бесчеловечную эпоху», - писал Н.А. Бердяев. И это было сутью его творчества. 


Информация о работе Проблема творчества в трудах Н.А. Бердяева