Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 18:57, реферат
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.ИЗМЕРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ
1.1.Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия…………….........6
1.2.Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением спецификой человеческой жизни……………………………………..7
1.3.Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия…9
2.ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ, ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА
2.1.Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия…………....12
2.2.Исламское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия……………......13
2.3.Понимание смысла жизни, смерти и бессмертия в буддизме………………14
2.4.Концепция жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку…………………………………...…16
Список использованной литературы………
2. Отношение
к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия
в религиях мира.
2.1. Христианское понимание смысла
жизни, смерти и бессмертия
Христианское понимание смысла жизни,
смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного
положения: « День смерти лучше дня рождения»
и новозаветной заповеди Христа «... я имею
ключи от ада и смерти». Богочеловеческая
сущность христианства проявляется в
том, что бессмертие личности как целостного
существа мыслимо только через воскресение.
Путь к нему открыт искупительной жертвой
Христа через крест и воскресение. Это
сфера тайны и чуда, ибо человек выводится
из сферы действия природно-космических
сил и стихий и ставится как личность лицом
к лицу с Богом, который тоже есть личность.
Таким образом, целью жизни человека является
обожение, движение к жизни вечной. Без
осознания этого, земная жизнь превращается
в сон, пустую и праздную мечту, мыльный
пузырь.3 В сущности, она есть только
приготовление к жизни вечной, которая
не за горами для каждого. Поэтому и сказано
в Евангелии: «Будьте готовы: ибо, в который
час не думаете, приидет сын Человеческий».
Чтобы жизнь не превратилась, по словам
М.Ю.Лермонтова, «в пустую и глупую шутку»,
необходимо всегда помнить о смертном
часе. Это не трагедия, а переход в мир
иной, где уже обитают мириады душ, добрых
и злых и где каждая новая входит на радость
или муку. По образному выражению одного
из нравственных иерархов: «Умирающий
человек - заходящее светило, заря которого
уже блещет над другим миром». Смерть разрушает
не тело, а тленность его и поэтому она
- не конец, а начало жизни вечной.
Иное понимание бессмертия христианство связало с образом «Вечного жида» Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: «Иди, иди», за что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может лишить его постылого бессмертия.4
Образ «горного» Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти, голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают плоды мира, любви, радости и веселья, причем «друг друга любят как себя». Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы». Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».
2.2.Исламское понимание смысла жизни,
смерти и бессмертия.
Ислам - исходит из факта сотворенности
человека волей всемогущего Аллаха, который,
прежде всего, милосерден. На вопрос человека:
«Разве, когда я умру, я буду известен живым?»,
Аллах дает ответ: «Разве не вспомнит человек,
что мы сотворили его раньше, а был он ничем?».
В отличие от христианства, земная жизнь
в исламе расценивается высоко. Тем не
менее, в Последний день все будет уничтожено,
а умершие воскреснут и предстанут перед
Аллахом для окончательного суда. Вера
в загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом случае человек будет
оценивать свои действия и поступки не
с точки зрения личного интереса, а в смысле
вечной перспективы.
Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Описание рая и ада в Коране
полны ярких подробностей, дабы праведники
могли полностью удовлетвориться, а грешники
получить по заслугам. Рай - это прекрасные
«сады вечности, внизу которых текут реки
из воды, молока и вина»; там же «чистые
супруги», «полногрудые сверстницы», а
также «черноокие и большеглазые, украшенные
браслетами из золота и жемчуга». Сидящих
на коврах и опирающихся на зеленые подушки
обходят «мальчики вечно юные», предлагающие
на блюдах из золота «мясо птиц». Ад для
грешников - огонь и кипяток, гной и помои,
плоды дерева «заккум», похожие на голову
дьявола, а их удел – «вопли и рев». Спрашивать
Аллаха о смертном часе нельзя, так как
знание об этом только у него, а « что тебе
дано знать,-может быть, час уже близок».
2.3.Понимание смысла жизни, смерти и бессмертия в Буддизме.
Отношение к смерти и бессмертию в
буддизме значительно отличается от христианского
и мусульманского. Сам Будда отказывался
отвечать на вопросы: «Бессмертен ли познавший
истину или смертен он?», а также: может
ли познавший быть смертным и бессмертным
одновременно? В сущности, признается
только один вид «дивного бессмертия»
- нирвана, как воплощение трансцендентного
Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего
атрибутов.
Буддизм не стал опровергать развитое
брахманизмом учение о переселении душ,
т.е. веру в то, что после смерти любое живое
существо снова возрождается в виде нового
живого существа (человека, животного,
божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес
в учение брахманизма существенные изменения.
Если брахманы утверждали, что путем различных
для каждого сословия («варны») обрядов,
жертв и заклинаний модно достичь «хороших
перерождений», т.е. стать раджей, брахманом,
богатым купцом и т.д., то буддизм объявил
всякое перевоплощение, все виды бытия
неизбежным несчастьем и злом. Поэтому
высшей целью буддиста должно быть полное
прекращение перерождений и достижение
нирваны, т.е. небытия.
Поскольку личность понимается
как сумма драхм, находящихся в постоянном
потоке перевоплощения, то отсюда следует
нелепость, бессмысленность цепи природных
рождений. «Дхаммапада» утверждает, что
«рождение вновь и вновь – горестно».
Выходом является путь обретения нирваны,
прорыв цепи бесконечных перерождений
и достижение просветления, блаженного
«острова», находящегося в глубине сердца
человека, где «ничем не владеют» и «ничего
не жаждут». Известный символ нирваны
- угашение вечно трепещущего огня жизни
хорошо выражает сущность буддийского
понимания смерти и бессмертия. Как говорил
Будда: «Один день жизни человека, видевшего
бессмертную стезю, лучше столетнего существования
человека, не видевшего высшей жизни»5
Для большинства людей достичь нирваны
сразу, в данном перерождении, невозможно.
Следуя по пути спасения, указанному Буддой,
живое существо обычно должно снова и
снова перевоплощаться. Но это будет путь
восхождения к «высшей мудрости», достигнув
которой существо сможет выйти из «круговорота
бытия», завершить цепь своих перерождений.
Спокойное и умиротворенное
отношение к жизни, смерти и бессмертию,
стремление к просветлению и освобождению
от зла характерно и для других восточных
религий и культов. В этой связи меняется
отношение к самоубийству; оно считается
не столь греховным, сколько бессмысленным,
ибо не освобождает человека от круга
рождений и смертей, а только приводит
к рождению в более низком воплощении.
Нужно преодолеть такую привязанность
к своей личности, ибо, по словам Будды,
«природа личности есть непрерывная смерть».
2.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку.
В истории духовной жизни человечества было немало концепций жизни, смерти и бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическим подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь – это всё, а смерть – непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной. 6
Л.Н.Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.
Разумеется, «в чистом виде» эти подходы характеризуют полярные позиции, а в реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с миром своих субъективных творческих потенций.
Для верующего тут всё ясно, а для не верующего возникает альтернатива возможных путей решения этой проблемы.
Определяя понятие смысла жизни, необходимо отметить как минимум три его «измерения». Первое связано с понятием «святости жизни» как таковой, что является ныне предметом такой дисциплины, как биоэтика. Всё живое (в том числе и во Вселенной) имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта витальность первична для человека. Необходимо принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения.7
Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы нашего «я» после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «я». Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем.
Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно ни в действительности, ни в мысли.
Это две стороны одной медали.
Заключение
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?». |
Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия. |
Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный личностный характер.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.
На решение проблем жизни, смерти бессмертия сильно влияет существующее экономико-политическое и социальное состояние общества. Рано или поздно человек задумывается над такими вечными проблемами, как жизнь, её смысл, смерть и возможные пути обретения бессмертия. Любой человек имеет некоторое понятие о жизни, смерти и бессмертии, которые накапливаются из различных источников. В данной работе произведена попытка систематизировать и обобщить основные критерии смысла жизни и попыток обретения бессмертия.
Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, то каждый имеет естественное, врождённое право не только жить, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей 20-го века является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.
Таким образом, философские размышления о жизни и смерти оказывается необходимыми для решения конкретных проблем, связанных с процессом умирания, определения момента наступления смерти и преодоления страха смерти. Философия как потребность человеческого духа позволяет человеку оставаться личностью перед лицом смерти, то есть оставаться честным и мужественным, рациональным и духовным, без утраты личного достоинства.
Список использованной литературы
Интернет источники:
1 Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки. 2009. № 6
2 Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура.-М.: Политиздат,2011.С. 624
3 Античная философия религии (Из цикла «Зарубежная философия религии в прошлом и настояще».) – М.: Знание, 2011. С. 64
4 Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова.– 6-е изд., перераб. и доп.– М.: Политиздат, 2012.С.560
5 http://www.philosophy.ru/
6 Орлов А.Н. Милосердна ли легкая смерть. Красноярск, 2010.С.245
7 http://filosofia.ru/