Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:20, контрольная работа
Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки. Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук.
Введение.
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии. Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки. Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки? Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.
1.Предмет философии.
Исходным, не претендующим на строго научную обоснованность и всесторонность, определением философии может быть такое: философия—это система теоретически связанных и принявших форму убеждения представлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления, об отношениях человека к окружающему его миру, к людям и самому себе. Предметом философии являются объективно всеобщее и его отражение в мышлении, человек как нечто уникальное и неповторимое, общие законы развития объективной реальности, познания, взаимосвязи человека и мира. Вместе с тем присущая, точнее, внутренне причастная философии и ее предмету всеобщность предстает одновременно и как неразрывно связанная со смысложизненной сферой бытия общества и индивида. Иначе говоря, универсальность и всеобщность реальности, на которые обращена философия, — именно в силу их уникальности и значимости, их всеобщности и мощи — становятся в глазах мыслящего человека фундаментальными началами и характеристиками его самого, его личной судьбы и смысла его природных, общественных и индивидуальных жизнепроявлений. Это не означает, что в философии имеют место непрерывно совершающиеся, спонтанные и какие-то очень простые диалектические взаимопереходы от всеобщего к особенному и единичному и обратно. Обнаружение таких взаимосвязей требует, по меньшей мере, определенной направленности мышления и интеллектуального усилия охватить всеобщее и личное в уникальном. Вместе с тем относительная самостоятельность трех классов реальностей — общей, особенной и единичной — и знания о них, не подлежит сомнению. Поскольку ни одна из форм знания не имеет столь универсальной, всеохватывающей и комплексной предметной области, ни одна из них не может сравниться с философией по многообразию подходов, точек зрения, по разнообразию ответов на вопросы, которыми она задается. Однако комплексность ее предмета, трудности его познания и овладения им — не единственное, что обусловливает обилие философских систем, школ и течений. Возникнув в социально неоднородном, внутренне противоречивом обществе, философия не могла не начать свою историю в форме плюрализма философских концепций, так как в классовых обществах об одних и тех же явлениях и предметах думают во многом по-разному, часто противоположным образом. Объективный подход к определению философии и ее предмета заставляет обратиться к историческому развитию понимания предмета философии, а также к вопросу о конфронтирующем сосуществовании различных философий в современную историческую эпоху. Как представляется, наиболее фундаментальными, идущими от субъекта предпосылками возникновения философии были сформировавшиеся на заре человеческой истории потребности и способности общества и индивида к общему, целостному и рациональному осмыслению окружающей действительности, места в ней человека и его сущности, потребности установить некие общие и неизменные (пусть даже в своей изменчивости) принципы отношений между человеком и миром, человеком и человеком, между сознанием человека и его самосознанием. Философия — исторически первая форма теоретического мышления — изначально и в наиболее яркой форме отразила способность и потребность индивида в рефлексии и направленности мышления одновременно на объективную (материальную) реальность и на субъекта, на его мышление, дух (идеальное). Тем самым имплицитно она задалась вопросом, который впоследствии получил название основного вопроса философии. Эта неистребимая полярность философского мышления не могла не носить и «экстремистского» характера, не могла не руководствоваться стремлением осмыслить «последние» основания вещей и процессов, единства и противоположности мира и человека, а также мышления обо всем этом. Было бы неправильно полагать, что у истоков философии был «золотой век» ее гармонии и единства, некоего тождества с объективным миром и внутренним, духовным миром человека. Но несомненно, что в первых греческих, индийских и китайских философских школах чувствуется неподдельная, пусть и инфантильная, целостность философского умозрения, предощущение и непроизвольный поиск всеохватывающего, но вполне содержательного и конкретного единства и гармонии. Как форма теоретического мышления, она вместе с тем заключала в себе ярко выраженное практическое начало, которое определялось (ныне девальвированным) понятием «мудрость»: «Возникновение древнегреческой философии есть вместе с тем и формирование убеждения, что мудрость как идеал знания (и поведения), без которого человеческая жизнь не является подлинной, достойной и, так сказать, растрачивается впустую, может быть приобретена собственными усилиями человека. Это значит, что источник мудрости не вера, а познание и стремление к моральному совершенствованию». Таким образом, уже на уровне определения предмета философии выявляются основные, первичные ее качества: всеобщность 'по содержанию и замыслу; личностность, предстающая как фундаментальная и так или иначе фиксируемая коррелятивность содержания философии и ее субъекта, точнее, глубинных пластов его бытия; «экстремистски- тоталитарная» природа философии, стремящейся охватить «последние» основания или законы развития всего и вся, «начала» и «концы» бытия мира и человека; рефлексивность, проистекающая одновременно из «предельного» характера философских вопросов и ответов и из конкретно-личностной сущности философии как мировоззрения, системы убеждений и принципов поведения человека. Как только в обществе возник феномен, получивший название философии, стало очевидным, что философствование является неизбывным и насущным (хотя многих и смущающим) делом каждого индивида в отдельности и общества в целом. «... Философия, — по словам П. Л. Лаврова, — есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо». В широком, общечеловеческом смысле любой из нас — философ, вопрошающий (чаще всего мысленно и не для печати) об общих основах мироздания, законах его развития, смысле жизни и смерти и т. д. Человек — это «прирожденный» философ, подобно тому, как он — неизбежно метеоролог, рассуждающий о погоде, врач, размышляющий о здоровье или болезнях, эколог, задумывающийся о причинах оскудения и осквернения природы и т. д. Всеобщность духа философии и общность его всякому другому движению человеческого разума хорошо выразил К. Маркс: «Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов». Между тем, когда говорится о философии в «диа-трибической традиции» (А. В. Потемкин), имеется в виду не реальное содержание и многоуровневость бытующих (или бытовавших) в общественном сознании человечества философий, а результаты размышлений на философские темы людей, специально посвятивших себя философскому познанию и познанию философского познания. И это естественно, поскольку люди стремятся к обладанию наиболее достоверными и глубокими знаниями о предмете своего интереса и тем самым, по выражению А. С. Пушкина, к «сокращению» опытов «быстротекущей жизни». Со своей стороны для профессиональных философов было бы столь же естественно не забывать своего первородства. В свое время Кант сформулировал три вопроса, которые имеют принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я
должен делать, на что я могу надеяться.
Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: поз-
навательное (гносеология), практическое (праксиология), ценност-
ное (аксиология). Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но одних знаний мало, т.к. подлинный философ - практический, воспитывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны согласовываться высшими целями человеческого разума. Без этого стержня достижения людей теряют смысл.
Кант считает, что эти
три вопроса сведены к
есть человек?" Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, из которой можно научиться тому, чтобы быть человеком. Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство.
Пока человечество этого не добилось. В центре внимания философии находится человек с его природным и социальным миром. Что имеется в виду?
2.Природа философских проблем
Каждый человек сталкивается
с проблемами, обсуждаемыми в философии.
Как устроен мир? Развивается
ли мир? Кто или что определяет
эти законы развития? Какое место
занимает закономерность, а какое -
случай? Положение человека в мире:
смертен или бессмертен? Как может человек
понять свое предназначение. Морально-нравственные
проблемы: совесть, ответственность, справедливость,
добро и зло. Эти вопросы поставлены самой
жизнью. Тот или иной вопрос определяет
направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить
эти вопросы, помочь преобразовать стихийно
сложившиеся взгляды в миропонимании,
что является необходимым в становлении
личности. Эти проблемы нашли решение
задолго до философии - в мифологии, религии.
Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.
С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея - идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей. Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский. Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог - трансцендентная сущность (над миром). Современная религия не отвергает достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль. Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора. Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно из противоречий христианской философии: человек свободен и предопределен . Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее. Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое + запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линейное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа. Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили, и этот грех выбросил человека из райского сада на землю. Даже младенец грешен первородным грехом. Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя. Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад. Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргументировано убеждать, - которые привели к строгому систематическому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной мифологией. На протяжении веков философов интересовала природа, о чем свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж.Бруно "О бесконечности Вселенной и мирах", Д.Дидро "мысли об истолковании природы", Гегеля "Философия природы".
Философия должна освободить
человеческий ум от скрытых в нем
препятствий к адекватному
Заключение.
Значение философии можно
усмотреть не в практической полезности
(утилитарности), а в нравственном
пафосе. История философии
Министерство образования и науки РФ.
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования Камская
филиал в г. Чистополе.
Контрольная работа по
дисциплине «Философия».
2-вариант
Выполнил: