Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 18:46, контрольная работа
Сознание выступает необходимым атрибутом духовной жизни человека, и потому его проявления в обществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых разнообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное производство, обретает относительную самостоятельность. Прежде всего, следует выделить аспектный подход. Центральная идея этого подхода заключается в том, что общественное сознание необходимо исследовать, учитывая различные грани жизнедеятельности общественного субъекта, в рамках которых возникают, функционируют и развиваются те или иные элементы общественного сознания. Таким образом, в общий механизм соотношения общественного сознания и общественного бытия как бы включается такое промежуточное звено, как особая грань жизнедеятельности общественного субъекта, которая существенно корректирует само содержание общественного сознания и его роль в обществе. На этой основе выделяются познавательный и социологический аспекты общественного сознания .
Введение….................................................................................................................2
Глава 1. Формы общественного сознания в духовной жизни общества…...3
1.1 Духовная сфера жизни общества………………………………………………8
Глава 2. Проблемы и перспективы развития духовной жизни современности……………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………...……14
Список литературы………………………………………
Что же касается эстетического сознания, то оно развилось в определенный вид духовного производства. Наряду с эстетическим отражением действительности, истоки которого коренятся в человеческом труде, в обществе сложилась и профессиональная эстетическая деятельность художников, писателей, скульпторов, артистов, кинематографистов; суть этой деятельности — эстетическое отражение действительности. Вот почему моральное сознание, будучи важной формой общественного сознания, не является элементом духовной сферы общества, а эстетическое обрело этот статус.
Объединяя всё выше сказанное, важно отметить что, наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. Все они входят в общую систему разделения труда в обществе. И именно в таком качестве они выступают элементами духовной сферы.
Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. В классово-антагонистическом обществе такая роль принадлежала идеологии, это проявилось в том, что она оказывала наибольшее воздействие на развитие науки, образования, искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементам выражаются в политико-идеологической форме, это объясняется особым значением классовых отношений, близостью идеологии к государству, которое занимает центральное место в политической жизни. Ведущая роль идеологии в духовной сфере является своего рода отражением ведущей роли классов, государства в соответствующих сферах общественной жизни.
С развитием общества ситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастают роль, и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ее ведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.
В общественной жизни складываются довольно сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием сознания общества, общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества — с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы на определенном этапе развития функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера — это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания, сознания общества. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. В сложной взаимообусловленности развиваются, функционируют в обществе общественное сознание, духовная сфера, составные грани единой духовной жизни общества.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития духовной жизни современности.
Итак, социальная философия характеризует общественное сознание, духовную жизнь общества как сложно-дифференцированное, многокачественное общественное образование. Чем дальше развивается общественная жизнь, тем глубже развертывается философско-социологическое познание духовной реальности общества, тем больше раскрывается богатство и разнообразие ее различных граней, качеств.
На современном этапе теоретические представления о духовной стороне общественной жизни можно уподобить некой фотографии, на которой в одном ракурсе, с одной стороны описывается эта сторона, а голографическому отражению, охватывающему объемно, с разных сторон это общественное явление.
Начавшаяся в России децентрализация культуры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90–х гг. привели к серьезному сокращению количества потребителей культурных духовных ценностей. С другой стороны, на фоне отсутствия государственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ведет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и усиления агрессивного начала.
Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями культуры, находящимися в самых отдаленных уголках планеты. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе определенных вкусов, идей, связанных с культурой, носящей потребительский характер. Проникновение этой масскультуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые зачастую оказываются не совместимыми с национальными традициями. Культура же всегда замешана на традиции, и разрушение последней ведет к разрушению самой культуры.
До конца не получен ответ о том, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее продукция в большинстве своем не отличается высоким качеством, и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумному постепенно приходит человек потребляющий. Между тем, в современной России сегодня фактически отсутствует правовая база, которая была бы призвана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.
Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент политики, в способ привлечения дополнительных голосов избирателей на разного рода выборах.
Заключение.
В современном культурном пространстве, в котором огромным количеством как видимых, так и невидимых нитей «переплелись» взаимоотношения между человеком и культурой, идёт борьба за духовный конгломерат человека, в целом за духовность. Культура – это та первооснова, где человек приобщается к жизни, к деятельности, к новейшим достижениям современной цивилизации, её высшим духовным ценностям, где он ощущает потребность жить и творить не только и не столько для себя, сколько для общества, для других, в конце концов, только в культуре человек становиться Человеком.
В России XXI века ощущается острая проблема падения
роли духовной культуры общества, а также
отсутствие интереса у многих к высоким
формам её проявления и даже об отсутствии
элементарного знания о том, что такое
культура вообще. Так как культура оказывает
побуждающее или тормозящее воздействие
на поведение человека и его духовный
мир, придаёт не приходящий смысл конкретным
поступкам и всему жизненному пути личности.
То и человек живёт и действует в условиях
культуры, поле культуры окружает его
от рождения и до последних минут жизни
на этой земле. Образно говоря, древо человечества,
его духовности может произрастать и плодоносить
лишь на богатой культурной почве. В России
существует такая почва, и исторически
сложившаяся самобытность активно потворствует
развитию духовности в личности каждого
индивида, однако проблема неопределённости
и полюсной дезориентации людей, в
основе которой заложено множество
исторических, географических и событийных
факторов, заставляет регулярно переосмысливать
и пытаться включить в мировое духовное
и культурное пространство ценности и
достижения нашей самобытной культуры,
что зачастую приводит к их инверсии, а
иногда и вовсе к их утрате.
Список литературы.
1 «Требовать от искусства в качестве основной цели изображения действительности — значит разрушать его. Ясно, что если бы искусство было средством познания, оно было бы намного ниже геометрии» (Маритен Ж Современная книга по эстетике Литология. М., 1957. С. 90).
2 Характеризуя формы общественного сознания, А.Г. Спиркин предложил разделить их, за исключением философии, на два цикла. Первый цикл связан с отношениями между общественными субъектами (взаимоотношения между людьми — этика, между человеком и обществом — право, между социальными группами вплоть до государств — политика) Второй цикл связан с отношением субъект-объект (эстетика, религия, наука). Граница между указанными циклами, разумеется, условна (см . Спиркин А Г Основы философии. М., 1986. С. 485).
3 Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. С. 21
4 См.: Барулин B.C. Отношение материального и идеального как проблема исторического материализма. Барнаул, 1970; Он же. Соотношение материального и идеального в обществе. М., 1977.
5 «Духовная сфера предполагает выделение следующих областей: науки, идеологии, художественно-эстетической жизни, воспитания и просвещения, обеспечивающих формирование новых поколении, передачу духовных ценностей от поколения к поколению» (Категория исторического материализма. М., 1980. С. 303).
6 «Существо науки заключается не в познанных
уже истинах, а в поиске их, в экспериментально-
Информация о работе Проблемы и перспективы развития духовной жизни современности