|
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное образовательное учреждение
высшего пРофессионального образования
российский государственный аграрный
университет – МСха имени
К.А. Тимирязева
(ФГОУ
ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)
|
Кафедра
философии
Реферат на тему:
«Проблемы
и перспективы современной цивилизации»
Выполнила: студентка 2-го курса
факультета Агрономии и биотехнологии,
гр. 202
Леденева Е.М
Проверил:
Заведующий кафедрой - Ромашкин Константин Игоревич, д.филос.н.,
доцент.
Москва 2014
Содержание:
- Особенности современной мировой цивилизации
- Глобальные проблемы современности,
их сущность и происхождение
- Пути решения глобальных проблем. Стратегии
выживания человечества
Заключение.
Список использованной литературы.
- Особенности современной мировой цивилизации
В настоящее время все большее количество
философов склоняется к мысли, что на современном
этапе развития человечества формируется
единая цивилизация на всей планете. Ускорение
этой идеи в науке и общественном сознании
способствовало осознанию глобализации
социальных и культурных процессов в современном
мире. Что следует понимать под термином
глобализация социальных и культурных
процессов? Этимологический термин «глобализация»
связан с латинским термином «глобус»
– то есть Земля, Земной шар и означает
общепланетарный характер тех или иных
процессов. Однако глобализация процессов
– это не только их повсеместность, не
только то, что они охватывают весь земной
шар. Глобализация связана, прежде всего,
с интернационализацией всей общественной
деятельности на Земле. Эта интернационализация
означает, что в современную эпоху все
человечество входит в единую систему
социально–культурных, экономических,
политических и иных связей, взаимодействий
и отношений. Таким образом, в современную
эпоху, по сравнению с прошлыми историческими
эпохами, неизмерно возросло общепланетарное
единство человечества, которое представляет
собой принципиально новую суперсистему,
связанную общей судьбой и общей ответственностью.
Поэтому ученые и философы считают правомерным
говорить о становлении единой цивилизации
и необходимости нового планетарного
стиля мышления. Такой глобалистический
подход ярко обнаруживается в концепциях
«пост-индустриального общества», «технологической
эры» американских социологов Д. Белла,
З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции
акцентирую внимание на том факте, что
всякий технологический переворот приводит
к глубоким изменениям не только в производительных
силах общества, но и во всем образе жизни
людей. Особенностью же современного технологического
переворота, связанного с информацией
общества, состоит в том, что он создает
принципиально новые предпосылки для
универсализации и глобализации человеческого
взаимодействия. Благодаря широкому развитию
средств массовой информации и коммуникаций,
углублению разделения труда и специализации,
человечество объединяется в единую социокультурную
целостность. Существование такого единства
диктует свои требования к человечеству,
в целом, и к отдельной личности. Чем выше
уровень технического производства и всей человеческой
деятельности, тем выше должна быть степень
развития самого человека, его взаимодействия
с окружающей средой, отсюда и новые требования
к личности: в ней должны гармонически
сочетаться высокая квалификация, виртуозное
овладение техникой, предельная компетенция
в своей специальности с социальной ответственностью
и нравственными общечеловеческими ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных,
экономических и политических процессов
в современном мире, наряду с позитивными
сторонами, породила ряд серьезных проблем,
которые получили название «глобальных
проблем современности»: Экологических,
демографических, политических и т.п. Все
эти проблемы важны для настоящего и будущего
человечества. Конкретный анализ каждой
из них входит в компетенцию специальных
наук: социологии, демографии и т.д. Философы
же концентрируют внимание мировоззренческих
смысложизненных вопросах, рассматривают
эти проблемы под углом зрения возможностей
и перспектив выживания человечества.
И в этом аспекте на передний план выходит
экологическая проблема. В чем сущность
экологической проблемы? Обобщенно говоря,
сущность экологической проблемы состоит
в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся
противоречии между производительной
деятельности человечества и стабильностью
природной среды его обитания. Как отмечал
основатель международного исследовательского
центра «Римского клуба», изучающего перспективы
человечества перед лицом современных
глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная
проблема человеческого вида на данной
ступени его эволюции состоит в том, что
он оказался полностью не способным в
культурном отношении идти в ногу и полностью
приспособиться к тем изменениям, которые
сам внес в этот мир». Эти изменения являются
плодом всей культурно-преобразовательной
и, прежде всего, производительной деятельности
человека. Расчеты ученых показывают,
что уже сейчас человечество создало искусственную
среду, которая в десять раз продуктивней
естественной среды. Искусственная среда
постепенно и неотвратимо наступает на
естественную и поглощает ее и это один
из важнейших факторов, обуславливающий
постановку перед человечеством, экологической
проблемы. В этой связи особую остроту
для людей приобретает проблема повсеместного
распространения в окружающей среде производств
и продукций, в первую очередь, радиационных
и токсичных видов. В год на каждого жителя
Земли приходится более 20 тонн промышленных
и других отходов. В атмосферу попадает
более 200 миллионов тонн окислов серы и
азота и миллионы тонн углекислого газа,
выбрасываемого в атмосферу. И это уже
в обозримом будущем может вызвать повышение
температуры атмосферы, а вслед за этим,
повышение уровня морей и затопление значительных
участков суши. В результате сотни миллионов
людей рискуют превратиться в «экологических
беженцев».
Глобальные проблемы современности и,
прежде всего, резкое обострение экологической
проблемы, поставило перед человечеством
задачу поиска новых путей развития, перестройки
своих отношений с окружающей средой.
Сегодня уже вызрело представление о
том, что мы находимся на переломном этапе,
ближних подступах к вступлению в новое
историческое измерение. Так, с напряженным
вниманием в 2000 г. от Рождества Христова
всматриваются христианские богословы.
Их апокалиптические умонастроения все
чаще появляются на страницах печати.
Они, в частности, актуализируют «философию
конца света», пронизывающую Откровения
Святого Иоанна Богослова, последнюю главу
Библии.
Трагические предсказания звучат не
только в христианских храмах, но и в мусульманских
мечетях. Здесь из уст священнослужителей
нередко раздаются тирады типа: «О, рабы
Аллаха, я боюсь для вас ужасного наказания».
Появляются многочисленные «пророки»
и секты. Они ставят зловещие диагнозы,
вроде того, что мир находится на одной
из последних ступеней духовной нищеты
и деградации, что вот-вот на головы людей
обрушатся невиданные ранее жестокие
войны, губительные для земли ураганы,
землетрясения, что не менее 90 % землян
будет испепелено, уничтожено и т. д., и
т. п. Спасутся лишь адепты «учений», объявляющих
себя единственно истинными. Люди рационального
мышления, ученые и социологи полагают,
что грядущий век несет в себе противоречивые
возможности как взлета, так и упадка.
Они настаивают на том, что мы вступаем
в многомерный мир и возникает новая неведомая
еще модель мировой цивилизации. Теоретики
“по-стпрнгожинской” формации толкуют 9 вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду этого представляется правомерным вновь применить
введе-ное К. Ясиерсом понятие “осевого
времени”, но уже не к прошлому (между
800 н 200 г. до н.э.), а к нынешним событиям,
актуальным свершениям современников.
Действительно, привычный мир XX в., насыщенный
бурными событиями, на наших глазах стремительно
трансформируется, преображается коренным
образом. Мы смотрим в лицо новому историческому
времени.
Сейчас уже ясно, что без “раздумий”
в масштабе человечества” нельзя продуктивно
проанализировать ни одной локальной
задачи на ином уровне: континента, страны,
региона, города и т. д. Любые кризисы в
экономике н политике, в преуспевающих
или отстающих странах, глубинные или
поверхностные по сути дела, есть проявление
общего кризиса, сотрясающего человеческую
цивилизацию. Политики н экономисты разных
направлений все чаще приходят к выводу,
что наступает кризис современной мировой
цивилизации, охвативший природу, мировую
экономику, политические отношения, культуру,
и особенно самого человека.
Изотерики, наоборот, утверждают, что
наши горизонты более ясны, ибо близится
переход от Кали Юги («черного века») к
Сатиа Юге («светлому веку»), что жесткая
эпоха Рыб сменится эпохой мягкого Водолея.
Наши нынешние страдания они объясняют
энергетическим влиянием Плутона, который
находится сейчас в самом сильном зодиакальном
знаке Скорпиона. Не следует, говорят изотерики,
особо беспокоиться: все неумолимо движется
по зодиакальным путям. Человечество во
избежание дальнейших страданий объединится,
создаст общепланетарный дом. Только бы
не упустить подходящий момент. Наше время
— решающее. А что думают по этому поводу
люди рационального мышления? Ученые и
социологи полагают, что в грядущем веке
возможны как взлет, так и упадок. Они говорят
о будущем многомерном мире, возникновении
неведомой еще модели мировой цивилизации.
Ученые труды и средства массовой информации
заполнены сентенциями: мир на изломе,
на перепутье, он устремлен к новому глобальному
порядку; впереди — развилка истории,
необходим выбор дальнейшего пути.
При оценке глобальной ситуации конца
века, видимо, не следует пренебрегать
многополярной характеристикой современного
мира, неисчерпаемым многообразием динамичных
социокультурных форм. Высочайшие достижения
общечеловеческого прогресса отражены
в совершенно новых технологиях, эффективном
промышленном и сельскохозяйственном
производстве, разветвленной Информационной
сети, мире утонченного искусства. И в
то же время ряд регионов земного шара
сохраняет реликтовые, архаичные социальные
образования, не пользуется благами цивилизации,
влачит жалкое существование.
А ведь, кажется, еще совсем недавно мы
жили в «двухполюсном» мире: социально-экономическими
идейно-политически друг другу противостояли
страны развитого рыночного хозяйства
(капитализма) и социалистического содружества.
Большую часть землян причисляли к расплывчато
неопределенному «третьему миру». Распад
социалистического содружества и глубокие
изменения, происходящие в нашем Отечестве,
резко и неожиданно изменили всю панораму
мирового сообщества.
Известный немецкий политолог Ральф
Дарен-дорф с растерянностью говорил:
«Как будто огромный ураган разрушил политический
пейзаж, уничтожив все ориентиры». Возникла
многополярность, на первый план вышло
противостояние, которое условно можно
было бы обозначить «Север-Юг». С одной
стороны, относительно небольшая группа
высокоразвитых стран с устойчивой политической
системой, новейшей информационно-компьютерной
технологией, с высоким уровнем благосостояния,
с другой, основная масса стран, технологически
индустриальных, а то и доиндустриальных.
Здесь наблюдаются бурный рост народонаселения,
массовая бедность, нестабильность внутренней
жизни. О глубине пропасти между «золотым
миллиардом» и четырьмя миллиардами остального
населения можно судить по таким данным.
В 1992 г. 20 % наиболее богатых стран получали
83 % мирового дохода, а на долю аутсайдеров
оставалось всего 17 %, в т. ч. удельный вес
беднейшей части составлял всего лишь
1,4 %. США и Канада тратят на образование
в расчете на душу населения в 90 раз больше,
чем многие африканские страны. Индия
дает миру 1/3 всех неграмотных, Китай —
четвертую часть.
От этого противостояния никуда не уйдешь.
На конференции ООН, посвященной окружающей
среде и перспективам мирового развития
(июнь 1992 г.), известный политический деятель
Норвегии Гру Харлем Брундланд заявила:
«Человеческая история достигла водораздела,
за которым изменение политики становится
неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих
удовлетворить основные потребности,
наши собственные дети и внуки и. сама
планета Земля требуют революции. Она
грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность
предотвратить опасность, хаос и конфликты,
которые в противном случае неизбежны».
Что и говорить, слова суровые и правдивые.
Однако проходят годы, а никаких существенных
изменений не наблюдается. Основная масса
политиков да и рядовых людей не внемлют
грозным предупреждениям, руководствуются
в жизни так хорошо знакомым русским словом
«авось». Авось пронесет, сами по себе
рассосутся беды и печали, не грянет гром.
Но надо смотреть правде в глаза. Тем более,
определились те тенденции, которые порождают
тревогу. Не случайно же пестрые концепции
глобального развития подчас характеризуются
как поиск «стратегии выживания». Речь
идет уже не о том, как «жить», а о том, как
«выжить». И это не может не вызывать глубокой
озабоченности у всех мыслящих людей.
Характеризуя глобальную ситуацию конца
века, следует отметить, что человечество,
будучи сущностно единым, вместе с тем
представлено неисчерпаемым многообразием
динамичных социокультурных форм. Высочайшие
достижения общечеловеческого прогресса
выражены в высокой технологии, эффективном
промышленном и сельскохозяйственном
производстве, разветвленной информационной
сети, мире утонченного искусства. В то
же время в ряде регионов земного шара
сохраняются реликтовые, архаические
образования, сотни и сотни миллионов
людей не имеют возможности пользоваться
благами цивилизации, влачат существование
аутсайдеров.
2. Глобальные проблемы современности,
их сущность и происхождение
Характеризуя глобальную ситуацию
конца века, следует отметить, что человечество,
будучи сущностно единым, вместе с тем
представлено неисчерпаемым многообразием
динамичных социокультурных форм. Высочайшие
достижения общечеловеческого прогресса
выражены в высокой технологии, эффективном
промышленном и сельскохозяйственном
производстве, разветвленной информационной
сети, мире утонченного искусства. В то
же время в ряде регионов земного шара
сохраняются реликтовые, архаические
образования, сотни и сотни миллионов
людей не имеют возможности пользоваться
благами цивилизации, влачат существование
аутсайдеров
Первая угроза термоядерного пожара.
Призрак «судного дня», «омницида», глобального
уничтожения всех и вся все еще бродит
по планете. Возможности возникновения
«всесжигающего пламени» и последующей
«ядерной зимы» отнюдь не абстрактны,
у них есть зримые черты. Еще 38-я сессия
Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку
и развязывание ядерной войны величайшим
преступлением перед человечеством. В
Декларации ООН 1981 г. о предотвращении
ядерной катастрофы было заявлено, что
с законами человеческой морали и высокими
идеалами Устава ООН несовместимы любые
действия, подталкивающие мир к ядерной
катастрофе. Тем не менее ядерные вооружения
не прекратились. Мораторий на подземные
ядерные испытания нарушается то Китаем,
то Францией, то другими членами “ядерного
клуба”. Люди Земли еще не перестали быть
заложниками атомной мифологии и ядерных
маньяков. Далеко не все еще осознали,
почувствовали, что ядерная мощь не столько
мускулы, сколько раковая опухоль.
Сейчас вроде бы уменьшилась опасность
прямого военного столкновения ядерных
свехдержав, но при этом не исчезла, а даже
увеличилась угроза слепой технологической
случайности –«чернобыльского варианта».
Кстати, до сих пор не установлены причины
катастрофы на Припяти. Есть немало версий,
но версии еще не истина. Любая техника,
как свидетельствует история, когда-либо
ломается. И абсолютной гармонии от повторения
Чернобыля никто не дает. Нельзя забывать,
что на планете сейчас работает более
430 атомных электростанций, их количество
увеличивается. Армения восстановила
свою АЭС, Китай намерен построить 15 новых
атомных станций.
К тому же идет расползание атомной
технологии. Уже готовы к производству
ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР,
Израиль и ряд других государств. Нарастает
опасность попадания ядерного оружия
в руки безответственных политических
авантюристов и даже криминальных элементов.
Вторая угроза – надвигающаяся
близость экологической катастрофы. Колыбель
наша и обитель в опасности. История распорядилась
так, что земная природа, наша экологическая
ниша испытывает состояние нарастающей
нестабильности. Отношение «человек–природа»
по своей значимости начинает перекрывать
наши экономические заботы, политические
хлопоты и теоретические словопрения.
В чем же суть экологической угрозы?
В том, что растущее давление антропогенных
факторов на биосферу может привести к
полному разрыву естественных циклов
воспроизводства биологических ресурсов,
самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это
порождает “коллапс”– резкое и стремительное
ухудшение экологической обстановки,
что может повлечь за собой скоротечную
гибель населения планеты. О грядущих
деструктивных процессах говорят уже
достаточно давно. Приводилось и приводится
множество зловещих фактов, цифр, оценок.
Не говорят, а уже кричат об уменьшении
количества кислорода в атмосфере, нарастании
“парникового эффекта”, расползании
озоновых дыр, безостановочном загрязнении
природных вод. Подсчитано, что не менее
1 миллиарда 200 миллионов человек живут,
испытывая острую нехватку питьевой воды.
Биологи фиксируют, что ежедневно в результате
деятельности человека мир теряет 150 видов
животных и растений. Станислав Лем указал
еще на одно печальное обстоятельство:
в XXI в. вымрут практически все дикие животные.
Интенсивное сельское хозяйство истощает
почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут
естественно восстановиться.
Третья угроза – опасность, нависшая
над человеческой телесностью. Под дамокловым
мечом находится не только «внешняя» природа,
та экологическая ниша, в которой мы живём,
но и наша «внутренняя» природа: наш организм,
• плоть, человеческая телесность. Как
только не оценивали его в долгой человеческой
истории от древнекитайских философов
– Даосов «данный нам природой чехол»
и до отечественного поэта Осипа Мандельштама:
«Дано мне тело. Что мне делать с ним, таким
единым, и таким моим»” Да, мы духовны.
У нас есть разум. И как уверяют теологи–дух
II душа. И духовность возвышает человечество
над всеми иными природными феноменами.
Но все (или почти все, размышляющие о человеке)
повторяют, что личность человеческая
есть телесно-духовное единство. Тело–вещь
не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир
и оставляем наши бренные телесные остатки,
покидая его. Тело доставляет огромные
радости, жестоко терзает нас хворями
и недугами.
Телесное здоровье всегда на одном
из первых мест в системе человеческих
ценностей.
И тем тревожнее слышать нарастающие
предупреждения биологов, генетиков, медиков
о том, что мы стоим перед опасностью разрушения
человечества как вида, деформации его
телесных основ. Расшатывание генофонда,
лихие шаги генной инженерии, открывающей
не только новые горизонты, но и зловещие
возможности: порождение «призрака Франкенштейиа»,
выход из-под контроля «мутанных генов»,
могущих исказить эволюционные приспособления
человека, массовое порождение искусственных
ублюдков-мутантов. Не исключена возможность
ломки основного генетического кода в
результате непродуманных вмешательств
в его структуру. Нарастает генетическая
отягощенность человеческих популяций.
Повсеместно фиксируется резкое ослабление
иммунного аппарата человека, под воздействием
ксенобнотиков и многочисленных социальных
и личных стрессов.
Есть зримые последствия этого
явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще
вторгается в человеческую жизнь. Такая
беда, постигшая человечество, есть первая
в истории глобальная пандемия, сеющая
смерть. Ряд исследователей полагает,
что это не просто болезнь,' а некоторый
этап в биологическом существовании рода
людей, который связан с необузданным
массовым вторжением людей в природные
основы их собственного бытия. СПИД сегодня
уже не медицинская, а подлинно общечеловеческая
проблема.
Наконец, четвертая, не менее страшная
угроза – кризис человеческой духовности.
Практически все светские и религиозные,
глобальные и региональные, древние и
новые идеологии не могут сегодня даже
сколько-нибудь доказательно ответить
ни на актуальные проблемы эпохи, ни на
вечные запросы духа.
Таковы угрозы. Они реальны. Их
нельзя не видеть. Однако не стоит опускать
руки, впадать в беспросветный пессимизм,
отчаиваться и драматизировать все и вся.
Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие,
но все же надежды. Конечно, оптимизм не
должен быть блаженным и беспочвенным.
Нельзя уподобляться тем “оптимистам”,
которые во время крупного землетрясения
утешают: “Граждане, не волнуйтесь, все
утрясется”. Нобелевский лауреат, француз
Альберт Камю стал известен как автор,
писавший об абсурде и ужасе бытия, о том,
что все' мы подобны невольникам на галере,
пропахшей селедкой, где слишком много
надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не
в ту сторону. И все же не следует бросать
весла. Главное не отчаиваться. Не стоит
прислушиваться К тем, кто кричит о конце
света. Да, конечно, мы живем в трагическую
эпоху. Но слишком многие путают трагическое
с безнадежным.
3. Пути решения глобальных
проблем. Стратегии выживания человечества
Можно уверенно указать на определенные
надежды, предпосылки преодоления глобальных
кризисных коллизий, блокирования и отведения
вселенской угрозы от человечества.
Первая предпосылка развертывание
информационной (компьютерной), биотехнологической
революции как технико-технической основы
возможного выхода из ситуации «выживания»,
преодоление преград к объединению человечества.
Создание на ее основе некой Новой цивилизации
пока еще только выявляется и контуры
такой цивилизации еще плохо различимы.
Но налицо реальные тенденции к развертыванию
более гуманизированного и благополучного
мирового сообщества в обозримом будущем.
Вторая предпосылка – утверждение
как доминирующего типа мирового хозяйства
смешанной рыночной и социально защищенной
экономики с элементами конвергентного
типа. Эта форма экономических отношений
будет способствовать увязке интересов
разных хозяйственных субъектов, гармонизации
связей, нахождению баланса между экономической
эффективностью и социальной справедливостью
Третья предпосылка – становление
принципа ненасилия и демократического
согласия во внешней и внутренней политике,
в групповых и межличностных отношениях.
Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие
были вечными спутниками истории. Войны,
перевороты, кровь сопровождают все значимые
события. Ф. Ницше, высокомерно именуя
человека «супершимпанзе», полагал, что
насилие – это органичный для людей способ
взаимного общения. Зигмунд Фрейд считал
агрессивность неустранимым моментом
человеческого поведения. Лауреат
Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо
утверждал, что есть веские основания
считать внутривидовую агрессию наиболее
серьезной опасностью, какая грозит человечеству
в современных условиях культурно-исторического
и технического развития
Четвертая предпосылка - объединительные
(ойкуменические) процессы духовной жизни
как в религиозном, так н в светском варианте.
С немалыми издержками идет поиск того,
что может сближать либеральную и социалистическую
мысль, установки Ватикана и Православия,
западный менталитет и восточный этикет.
Попытки поддержать эти процессы не редки.
Ватикан уже предложил иерархам Православия
найти пути для преодоления церковного
раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические
лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения
с коммунистами и консерваторами.
Пятая предпосылка – это идущая
неуклонно межэтническая и межкультурная
интеграция при сохранении автономности
и уникальности каждого этноса и каждой
культуры. Все шире развертывается универсализация
культурной жизни на фоне сохранения самобытности
всех участников данного процесса. Резко
расширяются международные экономические
и культурные контакты. Давно рухнул тезис
о «непроницаемости» и полной замкнутости
самодостаточных народов и их образа жизни.
Ускоряется интенсивный обмен ценностями.
Синтез и взаимовлияние давлеют над заскорузлой
замкнутостью.
Шестая предпосылка (последнее
по счету, но не по значимости) -намечающиеся
прорывы в области интеллектуального
поиска. Иногда говорят даже, что мы в преддверии
интеллектуальной революции. Крупнейшие
ученые современности говорят о том, что
мы находимся перед лицом Новой Вселенной,
новой Природы и сейчас человеческий интеллект
как бы вновь переходит от состояния умственной
удовлетворенности к состоянию озадаченности,
удивления.
Заключение
Завершая обозрение зримых
надежд, скажем о необходимости конструирования
глобальной этики, универсальных нравственных
принципов, укрепляющих всечеловеческую
солидарность. Мудрость и совесть выше
прямолинейных истин сухо-рационального
знания. Знание, не облагороженное вечными
ценностями, не помноженное на идею блага,
не утверждающее справедливость, может
привести к всеобщей погибели. Без этики
человеческой солидарности угрозы не
смогут быть отведены, а надежды не смогут
оправдаться. Таковы основания для выхода
из глобального кризиса, в который мы погружены.
Список
использованной литературы
- Бердяев Н. Судьба человека в современном мире: К пониманию нашей эпохи - М.: Знание, 2004;
- Приходько О. В. В поисках ответа
на новые вызовы: глобальная система защиты
// Международная жизнь. - 2005. - № 3;
- Пройс К. Х. Пути умеренности:
Стратегия на будущее. - М.: Прогресс, 2004;
- Философия: Часть вторая: Основные
проблемы философии: Учеб. пособие для
вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. - Изд.
2-е, перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000;
- Коломийцев В.Ф. Цивилизация
21 века. Некоторые современные концепции.
- М.: Принт, 2001.