Проблемы и перспективы современной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 06:45, контрольная работа

Описание работы

К концу 60-х годов в головах ученых, организованных в порядке личной инициативы А. Печчеи в «Римский клуб», стала вырисовываться угроза роду Homo sapiens не менее страшная чем атомная. Она связана с характером начавшейся в мире НТР и также грозит качественно изменить всю биосферу Земли, сделав её непригодной для существования людей.

Содержание работы

Введение
Особенности современной мировой цивилизации.
Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.
Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проблемы и перспективы современной цивилизации.docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

      Сейчас  приобрела взрывоопасный характер  демографическая  ситуация  на Земле. На переломе XIX  –  XX  веков  население  удваивалось  за  75  лет  и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу  60-х  годов  –  за половину этого срока. К 1975 году –  уже  через  13  лет  население  планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие  почти  на  млрд., население превысило цифру 6,5 млрд. и грозит  через  три-четыре  десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)

      При  этом  крайне  неблагоприятным  фактором  является  то,  что  рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся  странах,  где  проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не  обладают  средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для  характеристики  того разрыва бедности и богатства, которое  существует  между  разными  регионами Земли, экологи приводят  следующие  данные:  каждый  ребенок,  родившийся  в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов  планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».

3.Пути решения  глобальных проблем. Стратегии выживания  человечества. Решение глобальных  проблем  современности  –  это  общее  дело  всего человечества.   Человечество    должно    выработать    эффективные    формы сотрудничества,  которые  позволил  бы  всем  странам  действовать   сообща, несмотря на различия социально –  политических,  религиозных,  этнических  и иных мировоззренческих ориентаций.  А для  этого  оно  должно  опираться  на определенные базисные ценностные  ориентации.  Многие  современные  философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма. Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций  и  установок, доведения до логического конца, получает значение общего идеала.  При  таком подходе человек рассматривается как высшая цель  общественного  развития,  в процессе которого обеспечивается создание  необходимых  условий  для  полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в  социально-экономической и  духовной  сфере  жизни,  наивысшего  расцвета   конкретной   человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества  заключается,  очевидно, в  достижении  полного  осуществления  принципов  гуманизма  как   торжества человеческого  начала.  Гуманизм  в  этом   смысле   не   следует   понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала  в  духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое  начало  неразрывно связано со  всеми  сферами  жизни  людей,  в  том  числе  и  с  общественным производством,  и  с  системой  производственных  отношений,  поскольку  без удовлетворения материальных потребностей общества и  человека,  ни  о  каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.

     Наряду с этими подходами, в современной  философской  литературе  чаще всего  подчеркивается,   что   реализация   принципов   гуманизма   означает проявление  общечеловеческого  начала.  Гуманизм,  в  соответствии  с  таким подходом,  определяется  как  система   идей   и   ценностей,   утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности  в частности.  Общечеловеческое  в  таком  подходе  рассматривается  как  нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей,  а  как-то,  что  имеет значение для всего человечества. Это  могут  быть  те  или  иные  конкретные ценности  и  материальные  объекты,  от  достаточного  количества,   которое зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток  таких  объектов, отсутствие должностного контроля над ними  составляют  угрозу  человечеству.

Таким образом, глобальные проблемы  современности  –  осознание  трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы  голодной  смерти и экологической катастрофы   -  вынуждают  человечество  преодолевать  узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей  и  обратиться  к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не  только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и  глубокая  потребность человека в органической связи с другими людьми,  которое  стало  ныне  более

осознанной и более настоятельной, что выражается в  таком,  еще  очень  мало исследованном явлении как рост планетарного  сознания.  На  неизменно  более высоком уровне,  при  сохранении  богатства  индивидуального  самовыражения, человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде видели не  только представителя  рода,   племени,   общины,   а   представителя   всего   рода человеческого. Данный круг общечеловеческих  ценностей  является  следствием исторической необходимости, он носит приземлённый  характер  и  способствует лишь внешнему объединению людей в  борьбе  за  выживание.  Однако  наряду  с данным значением термин  «общечеловеческие  ценности»  имеет  более  широкий характер.

Заключение.

Каждая из стран боролась со  своими  трудностями,  не  осознавая  того

факта, что мир вступил в полосу  гигантского  всеобщего  кризиса,  выйти  из

которого  вообще  нельзя,  не  поняв  глобальный  характер   опасности,   не

мобилизовав  людей   Земли   на   преодоление   её   «затруднений».   Только

качественный сдвиг во  всем  человеческом  мышлении  и  поведении  могло  бы разорвать этот порочный круг проблем. Так остается ли у человека хоть проблеск надежды на то, что оно когда-нибудь распрощается с Глобальными проблемами? Представитель «Римского клуба» А. Печчеи ещё в 70-х  годах  уповал  на некую «человеческую революцию», которая должна  была  приобщить  всех  людей Земли к глобальному видению проблем, мобилизовать их силы на борьбу за  свое «выживание». Но можно ли рассчитывать на подобную просветительскую утопию  в мире,  где  насчитывается  свыше  1  млрд.  неграмотных  и  голодающих,  где политики, озабочены сохранением собственной власти,  не  слушают  ученых,  а «массы» заняты своими заботами?

        Таким   образом,   глобальные   проблемы   современности    являются комплексными  и  всеобъемлющими.  Они  тесно  переплетены  между  собой,   с региональными и  национально-государственными  проблемами.  В  их  основе  –  противоречия  глобального  масштаба,  затрагивающие   основы   существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет  к деструктивным  процессам  в  целом,  порождает  новые  проблемы.  Разрешение

глобальных проблем осложняется также и  тем,  что  пока  еще  низок  уровень управления глобальными процессами со стороны международных  организаций,  их осознания и  финансирования  со  стороны  суверенных  государств.  Стратегия выживания  человека  на  основе  решения  глобальных  проблем  современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Вестник Московского  Университета. –1996. - №2. – серия 6.

2. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП,2003. –480 с.

3. Радугин А.А. Философия  курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.

4. «Свободная мысль.» –1996. -№8.

5. Энциклопедический словарь.

-----------------------

[1] Печчеи А. «Человеческие качества.» М., 1985 с. 42.

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы и перспективы современной цивилизации