Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:07, реферат
Целью данного реферата является анализ философии Н. А. Бердяева.
Задачи:
1. Выявить особенности философии Н. А. Бердяева.
2. Проанализировать основные работы философа.
3. Проанализировать литературу по данной теме.
Введение…………….………………….………………………………………….3
1. Проблемы личности в философии Бердяева….………………………………………5
2. Историческое развитие общества…………………………………………………….10
3. «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века»………………………………………………………………………………………13
Заключение……………………….………….………………………………….18
Список используемых источников….………………………………..19
Содержание
Введение…………….………………….……………………
1. Проблемы личности в философии Бердяева….………………………………………5
2. Историческое развитие общества…………………………………………………….
3. «Русская идея. Основные проблемы
русской мысли XIX века и начала XX века»…………………………………………………………………
Заключение……………………….………….……………
Список используемых источников….………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ.
Бердяев Николай
Александрович (1874-1948) - один из наиболее
ярких и влиятельных
«Мне пришлось
жить в эпоху катастрофическую и
для моей Родины, и для всего
мира. На моих глазах рушились целые
миры и возникали новые. Я мог
наблюдать необычайную
Актуальность
данной темы заключается в том, что
творчество Николая Александровича
Бердяева имеет огромное значение для
нравственного и духовного
Целью данного реферата является анализ философии Н. А. Бердяева.
Задачи:
1. Выявить особенности философии Н. А. Бердяева.
2. Проанализировать основные работы философа.
3. Проанализировать литературу по данной теме.
1. Проблема личности в философии Бердяева.
Философия Бердяева носит персоналистический характер. «В особенности же Бердяев интересуется проблемами личности... она не часть общества, напротив, общество - только часть или аспект личности. Личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой личности», - отмечал Н. Лосский3.
Поддерживая традиционную русскую концепцию человека, он настаивает на его неповторимости и возможности до конца быть раскрытым с помощью разума:
- «Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца...»
- «Личность
человека более таинственна,
- «Человек - микрокосм и заключает в себе все»
Не мир определяет человека, а человек определяет свой мир, два разных человека означают существование двух разных миров.
Вознеся личность столь высоко, Бердяев утверждает ее преобладание над человеческим родом: «Род всегда представлялся мне врагом и поработителем личности... Поэтому борьба за свободу, есть борьба против власти родового над человеком». Именно поэтому он резко отделяет индивидуальные проявления человека, в том числе духовные, от общечеловеческих, например, любовь как духовное в человеке и взаимоотношение полов как проявление «животного» (общего)4.
Его приверженность свободе личности настолько велика, что, несмотря на свою религиозность, он не может принять в христианстве ничего, что было бы связано с ущемлением личности. Он полагает, что нет более реакционной идеи, чем идея растворения человека в космической жизни, признанной божественной.
Неповторимость
и индивидуальность человека оборачивается
у Бердяева его одиночеством. Из
философской концепции
По мнению писателя,
личность и субъективное находятся
в конфликте с общим и
Писатель видит природное зло не только в жестокости борьбы за существование, в страдании и смерти, а в самом факте необходимости, несвободы, которая составляет сущность материи. «Человек с его возможностями духовной свободы брошен в слепой механический мир, который порабощает и губит его»7. Бердяев отмечает, что у него «есть напряженная устремленность к трансцендентному, к переходу за грани этого мира».
«Обратной стороной, - пишет он, - этой направленности моего существа является сознание неподлинности, неокончательности, падшести этого эмпирического мира».
Философ утверждает
«преобладание свободы над
«Персоналистическая революция», к которой стремился философ, «означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному... духовному миру»8. Преодоление объективации связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как «обнаружением избыточной любви человека к Богу», ответом его «на Божий зов, на Божье ожидание».
Бердяев убежден,
что свобода трагична: если она
составляет сущность человека, то, следовательно,
она выступает как обязанность;
человек порабощен своей
Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческой личности представляется следующим. Личность - это ноуменальный центр мироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и всеобъемлимости духа конкретного человека. Даже трансцендентное открывается в духе и через дух личности. Однако присущая ей свобода двойственна: она дана человеку и от Бога как просветленная свобода к добру, истине, красоте, вечности и от Божественного «ничто», которое заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.
2. Исторический процесс развития общества.
По Бердяеву, исторический процесс развития общества - это борьба добра и иррациональной свободы, это – «драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и Его другим Я, которое он любит и для которого Он жаждет взаимной любви»9.
«Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Вот почему история является столь сложной. Судьба превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории... Христианство признает, что судьба может быть преодолена только через Христа»10.
Победа иррациональной свободы
приводит к распаду действительности
и возвращению к
В современную эпоху, стремящуюся к освобождению творческих сил человека, природа рассматривается как мертвый механизм, который следует подчинить себе. Для этого используются все достижения науки и техники. Машинное производство поставлено на службу человеку с целью борьбы с природой, но эта машинная техника разрушает также и самого человека, потому что он утрачивает свой индивидуальный образ. Человек, руководствуясь нерелигиозным гуманизмом, начинает терять свою человечность. Если человек отвергает более высокий нравственный идеал и не стремится к осуществлению в себе образа Бога, то становится рабом всего низменного, превращается в раба новых форм жизни, основанных на принудительном служении личности обществу для удовлетворения своих материальных нужд, что достигается при социализме.
В принципе Бердяев не против социализма, но он за такой социализм, при котором «будут признаны высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни»11. Но это всего лишь социалистический идеал, отличающийся от реальных проектов построения социализма, которые при их осуществлении порождают новые противоречия в общественной жизни. Тот реальный социализм, который стремятся претворить в жизнь, по мнению Бердяева, никогда не приведет к установлению прокламируемого им равенства, наоборот, породит новую вражду между людьми и новые формы угнетения. При социализме, даже если он устранит голод и нищету, никогда не будет решена духовная проблема. Человек все равно будет «лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и творчества. Действительно, можно сказать, что более рационально устроенная общественная жизнь, трагический элемент жизни - трагический конфликт между личностью и смертью, временем и вечностью - будет возрастать по своей напряженности».
Много внимания в своих произведениях Бердяев уделял России. Он писал что «самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным единством Востока и Запада, но по своему действительному эмпирическому положению она представляет собой неудачную смесь Востока и Запада».
Для Бердяева беды России коренятся в неправильном соотношении в ней мужского и женского начал. Если у западных народов мужское начало возобладало в основных силах народа, чему способствовал католицизм, который воспитал дисциплину духа, то «русская душа» оставалась неосвобожденной, она не осознавала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает либо апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна воздвигать половинчатое «царство культуры». В книге «Русская мысль» Бердяев описывает эти черты национальной русской мысли, которые направлены на «эсхатологическую проблему конца», на апокалипсическое чувство надвигающейся катастрофы.