Реферат
Тема: «Проблемы войны и мира в истории
философии».
Выполнил: курсант
Руководитель: подполковник
Орёл – 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
9 мая, 2015 года Россия будет торжественно
отмечать семидесятилетие победы в Великой
Отечественной войне. Сегодня, переосмысливая
историю, надо склонить голову перед величайшими
жертвами, понесенными нашим народом в
самой кровопролитных войнах, которое
когда-либо знало человечество. Следует
отдать долг памяти, советскому солдату,
освободившему мир от фашистской агрессии,
гражданам страны, трудившихся в тылу
на благо победы. В эти дни все люди на
планете вспомнили об ужасах войны, ощутили
в полной мере то зло, которое она несет.
Так же не стоит забывать войну
в Афганистане, Чеченский конфликт, в которых
наши солдаты отдавали свои жизни, для
обеспечения безопасности нашего государства.
Память об этом еще жива, однако
на земле, к сожалению, войны ведутся и
сейчас, они не исчезли, не ушли в прошлое.
Настоящие военные конфликты заставляет
с болью задуматься над необходимостью
и неизбежностью войны как таковой, вековым
противоречием между войной и миром.
Эти великие трагедии надолго
остались в сердцах всех людей нашей страны,
и мы должны стремиться к тому, чтобы подобные
бедствия больше не повторилось. Поэтому,
огромное внимание в философии уделяется
исследованию причин возникновения войны.
Эти проблемы рассматривали не только
наши современники, но и великие ученые
древности.
ВОЙНА В ЛЮДСКИХ СУЖДЕНИЯХ
О войне люди думали и старались
разгадать ее природу с того далекого
момента жизни нашей планеты, когда род
людской начал вообще мыслить. Не было
ни одного сильного ума, ни одного наблюдающего
человека, который не сказал бы о войне
того или иного слова, но странно, ни о
чем другом, как именно о ней, мнения всегда
отличались крайним разнообразием и постоянными
противоречиями. Война всегда потрясала
людей, тревожила их воображение и пробуждала
их внимание, но странно она заставляла
мозги человека работать по-разному, в
миллионах течений и изгибов напуганной
мысли.
Были периоды жизни народной,
когда война мыслилась всеми одинаково,
как что-то божественное восхитительно-высокое;
ее считали утехой воина и высочайшей
гордостью победителя; перед ней в почтительном
признании склонялась народная масса.
Офицеры, приближенные в Чингису, спрашивали
старого вождя, в чем высочайшее счастье
воина, и он ответил: «высочайшее счастье
это видеть пред собой бегущего врага,
конями топтать его поля, ласкать его женщин...».
И, конечно, он не был один в своем понимании
войны; так мыслила вся его многомиллионная
масса, которую он влек с собой от берегов
Тихого Океана до пределов Венгрии.
Война была столь высока и священна,
что на ее грозном и величавом фоне умолкали
стоны тысяч умирающих людей и жестокий
акт являлся делом похвальным и обычным.
Проштудируя народные эпосы
вы найдете, что в их понимании война носит
облик дела высокого и достойного благоговения.
Эгилл /Сага об Эгилле/: «Я шел с окровавленным
мечом и вороны сопутствовали мне. Мы бешено
дрались, огонь высоко подымался над жильем
людей и мы утопили в крови тех, кто сторожил
городские ворота».
Такое же восторженное отношение
к войне мы находим у первобытных людей
или у современных дикарей. Война священна
и почётна, человек убивший человека, приобретает
в глазах других вес, и тем больший, чем
больше он убил. Такой герой получает знаки
отличия, выделяющие его среди других.
Это будут или известное число перьев
на голове, или своеобразная татуировка,
или особая прическа... смотря по обычаю.
Люди расценивали войну под
разными углами зрения и наиболее ранней
темой о войне была попытка выяснить ее
естественность или искусственность.
Мысли крупных людей разделились.
Люди, которые восхваляли войну
и вот их слова:
Гераклит: “Война является
матерью всех вещей”.
Фридрих Великий: “Меч облагораживает”.
Гегель: “Война не есть
абсолютное зло или только явление чисто
случайное, имеющее свое основание в страстях
правителей или народов, в беззакониях
или вообще, в чем-либо не долженствующем
быть. Высшее значение войны в том, что
она укрепляет нравственное здоровье
народов, подобно тому, как движение ветров
предохраняет океан от застоя и гниения,
в которые он от продолжительного застоя
также точно впал бы, как народы от долгого
и даже вечного мира”.
Руссо: “Война это школа
возрождения человеческих добродетелей”.
Кузен: “Откажитесь от
войн, и вы должны будете отказаться от
прогресса”.
Ансильон:“Война и бедствия
ее сопровождающие, развивают нравственные
силы, если бы не было войны, храбрость,
терпение, твердость, самоотвержение,
презрение к смерти, все это исчезло бы
с лица земли”.
Байрон: “Я охотно выразил
бы омерзение против войны, если бы не
был убежден, что только она одна спасает
мир от плесени и гнили”.
Гумбольд:“Война есть одно
из благодетельнейших явлений в истории
человечества, ибо ею вызываются те мужественные
качества, которые составляют самую твердую
основу общественной жизни”.
Пушкин: “Война это ужасная
необходимость, но она дает повод к высоким
подвигам, подвигам храбрости, самоотвержения,
патриотизма”.
Прудон: “Высшее откровение
идеала, также как и высшее откровение
права есть война; или: Отнимите идею войны,
мифология становится невозможной, боги
не имеют никакого смысла, скажу более:
богам просто нечего делать. Но, без развития
религиозной идеи, что стало бы с Азией
и Европой. Что стало бы с цивилизацией”.
Пирогов: “В войне много зла,
но есть и поэзия, человек смотря смерти
прямо в лицо, смотрит и на жизнь другими
глазами; много грусти, много и надежды,
много забот, много и разливной беззаботности”.
Лассаль: “Мечом распространялось
христианство, мечом крестил Германию
Карл, поныне называемый нами Великий.
Мечом было низвергнуто язычество, мечом
освобожден гроб Спасителя. Мечом изгнан
был из Рима Тарквиний, мечом удален из
Эллады Ксеркс, спасены науки и искусства.
Мечом сражались Давид, Самсон, Гедеон.
Мечом было совершено все великое в истории,
ему же, в конце концов, она будет обязана
всеми великими событиями, которые когда-либо
в ней совершатся”.
Трейчке:“Осуждение войны
и ее надежд не только нелепо, но ибезнравственно;
или: Требовать отмены войны − значит
посягнуть на самые святые чувства человека
и изуродовать человеческую природу”.
Ницше:“Я говорю вам, что
только благо войны освящает всякую цель”.
Макс Егус:“На поле войны взращивается
лучший цвет человечества − героизм. Идея
вечного мира не достижима”.
Мантегацца:“Только войной
добывается цивилизация”.
Веллгаузен:“Война создает
народы”.
Де-Вогюе:“Уверенность в
мире /я не говорю о самом мире/ уже чере
зкаких-нибудь 50 лет породила бы испорченность
нравов и упадок духа, еще более гибельное,
чем самая худшая из войн”.
Богуславский: “Война всегда пробуждала
нравственные силы народа; или: Война зло
не безусловное, относительное. Она обладает
воспитательной силой”.
Гр. Мольтке:“Война это составная
часть Богом установленного мирового
порядка; или: война священна; или: война
поддерживает в человеке все великие,
все благородные чувства: честь, бескорыстие,
добродетель, храбрость и мешает ему впадать
в самый ужасный материализм”.
Кн. Бисмарк: “Войны подобны
бурям или лихорадкам, после которых будь
то в воздушных струях или человеческом
организме, восстановляется нарушенное
равновесие. С этой точки зрения можно
только прославлять войну, которая ломает
железные оковы привычек повседневной
жизни, дает случай развернуться талантам
и высоким добродетелям и ставит каждого
на подобающее ему по его способностям
место”.
Владимир Соловьев: “Война есть для
народов реальная школа любви к врагам;
или: ни отдельное лицо, ни народ не могут
совершить великих дел, если не забывают
о себе, если не жертвуют собою”.
Леер: “Война является
могущественным двигателем в деле улучшения
внутреннего, нравственного и материального
быта народов или является одним из самых
быстрых могущественнейших цивилизаторов
человечества”.
Вильгельм III: “Кто хочет на свете
чего-нибудь добиться, он должен этого
добиваться не пером, а мечом”.
Мнения людей, которые войну
осудили:
Геродот: Никто настолько
не безрассуден, чтобы предпочесть войну
миру. Ведь во время войны отцы хоронят
детей, во время же мира дети отцов.
Пиндар: Война есть тиран,
который повсюду вносит насилие и произвол,
в ней насилие заменяет справедливость;
кто сильнее, тот получает что хотел.
Эзоп: Все боги женились
на той, которая досталась по жребию. Последним
приходилось метать жребий богу войны.
Из невест оставалась только богиня Бесчинства.
Он взял ее, сочетался с нею браком и горячо
полюбил ее. С той поры она всюду следует
за своим мужем.
Виргилий: Стерты границы
между справедливостью и неправдою. Повсюду
ненавистные образы преступлений. Не в
почете забытая соха. Поля, покинутые земледельцем,
пустынны; из железа кос куют смертоносное
оружие. Марс наполняет весь мир нечестивою
яростью. Кто избавит нас от ужасов войны.
Сенека: Война есть преступление.
Эпиктет: Война ведь лишает
жизни только тела людей, подобно тому,
как гибнут быки и овцы; она разрушает
маленькие жилища людей так же,
Леер: «Опыт критико-исторического
исследования законов искусства ведения
войны».
Левек: Всякая война несправедлива.
Вольтер: Главное безумие
людей, ведущих войну, состоит в том, что
они проливают кровь своих собратьев и
опустошают плодоносные поля, чтобы царствовать
над кладбищами.
Гердер: Понятие о войне
должно возбуждать такой же ужас и отвращение,
как и представление о чуме, холоде и иных
великих бедствиях.
Кант: Войне приписывают
даже некоторого рода достоинства и есть
даже философы, которые восхваляют ее,
как благородную прерогативу человечества,
забывая слова одного грека: война есть
зло потому, что она более делает злых,
чем уничтожает их.
Клаузевиц: Война имеет свою
собственную грамматику, но у нее нет своей
собственной логики.
Гр. Селлон: Война это организованное
избиение людей.
Пирогов: Война это травматическая
эпидемия.
Кондорсе: Война есть страшнейшее
из бедствий и величайшее из преступлений.
Жюль Кларети: Война не страшная,
но отвратительная вещь. На войне безжалостно
убивают своего ближнего. Руки краснеют
от крови, а губы делаются черными от пороха.
Война узаконивает всякое преступление.
У нее свой словарь, воровство на ее языке,
называется реквизицией, удачные и чудовищные
убийства − победой.
Джон Брайт: Война это ужасная
бойня; или: В наиболее общей короткой
характеристике она /война/ может быть
названа скандалом всех возможных ужасов,
жестокостей, преступлений и страданий,
на которые только способна человеческая
натура.
Э.Жерарден: Война это убийство,
это грабеж совершенные народами по научению
и приказанию их правительства.
Имп. Александр I: Человеколюбивому
Богу не может быть угодно бесчеловечие
и зверство.
Суттнер: Война справедливо
называется массовым избиением.
Рише: Война это страдания,
болезни, разрушения, бедствия и смерть;
или: придет время, когда не будет войн.
Мартенс: Война такое страшное
зло, которое человек не может не ненавидеть
всем существом и всей душой.
Л.Толстой: Война не любезность,
а самое гадкое дело в жизни, надо понимать
это, а не играть в войну.
Жорэс: Война представляет
собою отвратительное и смешное явление
играющее зловещую, двойственную роль
в судьбах человечества и в мире демократии
и работы она является чем-то устаревшим,
бессмысленным и преступным.
Достоевский: Не всегда надо проповедовать
один только мир, и не вмире одном, во что
бы то ни стало, спасение, а иногда и в войне
оно есть.
Шиллер: Война ужасна, правда,
как бич небес, но так же, как и он, она добро,
судьбы определенье.
Вл.Соловьев: Смысл войны не исчерпывается
ее отрицательным определением как зла
и бедствия; в ней есть и нечто положительное
− не в том смысле, чтобы она была сама
по себе нормальна, лишь в том, что она
бывает реально необходимой при данных
условиях.
Этим мы и кончаем вопрос о том,
как понимали и мыслили войну крупные
люди. Мы видели, что самые основные вопросы
существа войны, т.е. о том естественна
она или нет, а также отвечает ли она нравственным
требованиям человечества или противоречит
им, эти вопросы не нашли определенного
ответа. Долго ли будет продолжаться война
или она вечное явление, имеющее потухнуть
с потуханием нашей планеты, голос людей
ясно не ответил, что, правда, и нужно было
ожидать при нерешительном ответе на вопрос
о естественности войны.
ВЗГЯДЫ НА ВОЙНУ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ
- Античность
Мечта о мире сопровождала человека на
всех ступенях цивилизации, начиная с
самых первых шагов его. Идеал жизни без
войн, когда в международных отношениях
соблюдались бы общепризнанные нормы
справедливости, восходит к глубокой древности.
Уже у античных философов можно видеть
идеи мира, правда, этот вопрос рассматривался
только как проблема отношений между греческими
государствами. Античные философы стремились
лишь к устранению междоусобных войн.
Так, в плане идеального государства, предложенного
Платоном, нет внутренних военных столкновений,
но воздаются почести тому, кто отличился
во "втором величайшем виде войны"
— в войне с внешними врагами. Аналогична
точка зрения на эту тему и Аристотеля:
древние греки видели в иностранцах врагов
и считали их и все им принадлежавшее хорошей
добычей, если ее только можно было захватить.
Причины этого кроются, как считается,
в уровне экономического развития общества.
Отсюда прямой переход к проблеме рабства.