Процесс познания человеком окружающей действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:30, доклад

Описание работы

Вопрос №1. Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней — чувственной и логической.
Чувственная форма познания реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях,логическая — в понятиях, суждениях и умозаключениях. Чувственное познание дает человеку сведения о конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свойствах. Однако не всякое явление доступно непосредственному чувственному восприятию. К примеру, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и свойствах. Такое познание становится возможным опосредованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем плане он состоит в том, что мы подвергаем некоторые вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отношении взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами изменению в них о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей. Мышление— это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений.

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР 5. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ.docx

— 23.41 Кб (Скачать файл)

Вопрос №1. Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней — чувственной и логической.

Чувственная форма познания реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях,логическая — в понятиях, суждениях и умозаключениях. Чувственное познание дает человеку сведения о конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свойствах. Однако не всякое явление доступно непосредственному чувственному восприятию. К примеру, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и свойствах. Такое познание становится возможным опосредованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем плане он состоит в том, что мы подвергаем некоторые вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отношении взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами изменению в них о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей. Мышление— это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов (например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);

непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;

непосредственное познание возможно, но не рационально.

Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. 

 

Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая включает в себя следующие составляющие:

– объект познания, то есть то, на что направлено познание,

– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом),

– уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое),

– чувственное познание включает в себя:

  • ощущения – результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, когда передаются отдельные свойства предмета: цвет, звучание, запах,
  • восприятия – совокупность ощущений, когда появляется целостный образ предмета,
  • представления – это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий.

Представление – высшая ступень чувственного познания.

– рациональное познание – процесс абстрактного мышления, который включает в себя три ступени:

понятия – это элементарная частица рационального мышления, отражающее общее признаки предмета и выражающееся с помощью слов и словосочетаний,

суждения – совокупность понятий, которая отражает связи и отношения между предметами и свойствами, они выражаются в виде предложений,

умозаключение – высшая форма рационального познания, когда из нескольких суждений появляется новое суждение на основе законов логики.

Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире. Различные философские школы по-разному отвечают на вопрос о познании мира.

Агностики считали, что получить достоверные знания о мире невозможно. Эмпирики утверждают, что мир познается при помощи ощущений. Рационалисты говорят, что мир познается при помощи разума.

Истина – вот результат всего процесса познания. Она объективна по содержанию, так как не зависит от субъекта познания, но субъективна по форме, ибо не существует вне человеческого сознания.

Истина может быть:

  • абсолютной – не изменяется в ходе дальнейшего познания (физические константы),
  • относительной – приближенное знание.

Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.  

Практика является источником познания. Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На индивидуальном уровне – это все, с чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения. На общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики. Познавательная задача возникает, когда мы сталкиваемся с реальной проблемой в практике. Следовательно, практика источник познавательных процессов.

Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике. Этот тезис не всегда справедлив за пределами общественного познания. У ученого могут быть чисто познавательные мотивы деятельности, не ориентированные на практику. Г.Герц считал, что его открытие электромагнитных колебаний не найдет применения на практике.

Практика – критерий познания. Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет. Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания.

Процесс познания:

  • классическая схема процесса: объект познания – субъект познания.
  • научная схема процесса познания: объект познания – средство познания (использование приборов, использование моделей) – субъект познания.

Методы научного познания:

  1. эксперимент – наблюдение,
  2. анализ – синтез,
  3. индукция – дедукция,
  4. абстрактное – конкретное.

Ненаучное познание – это мифология, опыт повседневной жизни, народная мудрость, здравый смысл, художественное и эстетическое освоение мира, паранаука.

Мифология как способ понимания природной и социальной действительности зарождается на ранних ступенях общественного развития. В мифах мифологические событие отдалено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первопредметов и перводействий. Все происходящее в мифе своего рода образец для воспроизведения, повторения.

Жизненная практика состоит в накапливании, переработке, распространение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Примером невербального способа передачи практических знаний могут служить инструменты, приборы, аппараты, предназначенные на получение практического результата.

Здравый смысл, народная мудрость сопровождает человека всю жизнь, а проявляются они в загадках, пословицах, поговорках, которые содержат сведения о мире природы и людей.

Паранаука существует, поскольку люди стремятся знать больше, а сама познавательная деятельность становится все более широкой по охвату явлений и событий жизни, но и более сложной.

Художественное познание состоит в том, что оно осуществляется через художественные образы. Образ относится к сфере идеального. Мышление создает иллюзорный мир, существующий в сознании, но в чем-то подобный реальному материальному.                  

Процесс познаний, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). В XVII в. сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем узнаёт его. Цель познания — описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод.

Вопрос №2     Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень) 

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п. 

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.         

1. соответствие законам  логики;        

2. соответствие ранее  открытым законам науки;        

3. соответствие фундаментальным  законам;        

4. простота, экономичность  формулы;        

5. парадоксальность идеи;         

6. практика.

Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

материальное производство (труд, преобразование природы);

социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

научный эксперимент.

Функции практики:

источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);

основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);

цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);

критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)). Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Процесс познания человеком окружающей действительности