Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:14, реферат
В работе рассмотрены основные вопросы, касающиеся существования человека и общества, такие как:
1. теории происхождения человека и общества;
2. виды жизни человека в обществе;
3. виды деятельности человека;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Основные теории происхождения человека и общества 3
2. Биологическая, социальная и духовная жизнь человека в обществе……….6
3. Многообразие бытия человека 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
В работе рассмотрены основные вопросы, касающиеся существования человека и общества, такие как:
1. теории происхождения человека и общества;
2. виды жизни человека в обществе
3. виды деятельности человека;
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Научное исследование процесса происхождения человека было начато в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». В ней впервые была сформулирована идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего древнего предка
Принято выделять 3 основных теории происхождения человека:
Согласно первой теории люди прибыли на Землю из других миров. На сегодняшний день данная теория вновь обретает свою популярность в связи с обнаружением микроорганизмов, способных жить в космическом вакууме. Создаются и развиваются целые теории о внеземной природе происхождения человека. Такие теории быстро распространяются через СМИ. Они содержат в себе не то научную составляющую, но и религиозно-мифологический компонент. Популярность данного подхода среди широких слоев населения связана с наличием в нем компромисса между наукой и религией.
Согласно теории творения человек был создан сверхъестественной силой. Такой вариант происхождения человека не теряет своей актуальности среди людей религиозных, верующих. Он является основой монотеизма и привлекателен тем, что содержит в себе наличие особой миссии для человека, особого разумного плана устройства жизни.
Согласно заключительной теории человек является результатом развития природы, эволюции простейших форм жизни в более сложные в ходе естественного отбора. Теория эволюции является основой многих научных методологий. Она основывается на научных фактах биологии, генетики и др. наук. Принято выделять несколько теорий эволюции. Согласно одним вселенная является вечной, согласно другим самовознакающей. Выделяют также ортодоксально атеистическую, деистическую и теистическую теории эволюции. Согласно первой во вселенной нет ничего кроме материальной природы. Согласно второй, вселенную сотворил Бог, но затем предоставил ее развитие и существование собственным внутренним законам. Тогда как согласно третье теории Бог сотворил не только вселенную, но и саму эволюцию как метод ее развития
Теория антропосоциогенеза или биосоциальная концепция происхождения человека представляет собой теорию происхождения человека и становления его как биологического вида в процессе формирования общества. основную часть данной составляет симиальная гипотеза, разработанный Ч. Дарвином и трудовая концепция предложенная Ф. Энгельсом. По мнению Энгельса труд был решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. Антропосоциогенезимеет сложный характер. Он включает в себя биологические изменения формирующегося человека, а также развитие материальной культуры и становление общественных отношений. В XX веке теория антропосоциогенеза базируется на данных синтетической теории эволюции и этологии, ряда биологических и социальных наук. Данная теория содержит в себе исследования прямых и косвенных доказательств связи человека и животного, в первую очередь таких, как высшие обезьяны. К прямым доказательствам относятся костные останки ископаемого человека. К косвенным — многочисленные сравнительно-анатомические, физиологические, биохимические, генетические и др. факты, данные сравнительной эмбриологии, исследование рудиментальных органов и атавизмов.
Одновременно с развитием
человека шло развитие и становление
общества. в процессе эволюции менялось как поведение
самого человека так и способы организации
всего человеческого сообщества. Если
в первые периоды люди жили в коллективах
— стадах, которые имели нестабильный
характер, в них люди вместе охотились,
согревались, продолжали род и воспитывали
потомство. То со временем сплоченность
человеческого сообщества становилась
все выше, человеческие коллективы становились
все более устойчивыми и превратились
в общество. Первоначально общество имело
простую структуру и основывалось на кровно
родственных связях, предполагало совместное
владение имуществом. Затем структура
общества усложнялась и разветвлялась,
так как усложнялась и совершенствовалась
трудовая деятельность человека. Орудия
и технологии труда совершенствовались,
произошло разделение труда.
В этот период появились первые табу –
запреты, выступавшие руководством к деятельности,
и первые верования, к которых относятся
анимизм, тотемизм, фетишизм. С переходом
от присваивающего к производящему хозяйству,
а потом и к оседлому образу жизни постепенно
расширялись и усложнялись отношения
между людьми. Одновременно с изменившимися
условиями тесно связан рост популяции
людей и распространение их по Земле. Человеческий
коллектив стал иметь постоянный характер,
основыющийся на совместной деятельности,
обмене, подчинении и стал пронизан огромным
количесвом внутренних связей. Превратился
в общество. Именно в обществе были созданы
ценности, которые не под силу создать
индивиду. К числу таких ценностей относятся
язык, искусство, мораль, техника, наука,
религия и др.
2.
Биологическая, социальная и духовная
жизнь человека в обществе
Человек представляет собой продукт биологической, социальной и духовной эволюции. Именно поэтому природа человека имеет в себе три эти составляющие: биологическую природу, социальную и духовную. Биологическая природа человека имеет очень длинный период развития в 2,5 млр. лет. На своем пути человек прошел развитие от австралопитека
(ископаемой южной обезьяны, 3.3 миллиона лет тому назад) до питекантропа
(обезьяночеловека, 1 миллион лет тому назад) затем до синантропа (ископаемого "китайского человека", 500 тысяч лет. неандерталеца (100 тысяч лет), кроманьонеца (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) и наконец к человеку современному (20 тыс. лет тому назад). Благодаря своей биологической природе, человек обладает превосходящими все живые существа способностями в приспособлении. Но при этом является абсолютно неприспособленным для жизни в дикой природе. У него нет теплой шерсти, острых зубов и когтей, он подвержен многим заболеваниям и способен жить только на узкой полосе по обе стороны от экватора. В биологической природе человека закладывается его общее состояние, тип темперамента и особенности нервной системы.
Социальную природу человека составляет его жизнь в обществе. Общество является уникальным продуктом взаимодействия и коммуникации людей. Благодаря социализации, которая начинается с самого рождения, человек приспосабливается к жизни в обществе, усваивает выработанный в обществе язык и культуру, приобретает знания, накопленные поколениями.
Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Личность представляет собой совокупность всего духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Именно становлением и развитием личности занимается духовная сфера жизни человека в обществе. Центральное место в духовной жизни занимает мировоззрение человека.
Человек представляет
собой продукт биологической, социальной
и духовной эволюции. В биологической
природе человека закладывается
его общее состояние, тип темперамента
и особенности нервной системы.
Деятельность представляет собой особый вид активности человека, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира, самого себя и своего существования. В процессе деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, сохраняет природу, строит и изменяет общество.
Деятельность человека очень многообразна. С этим связана достаточная сложность в вопросе ее классификации и типологии. Принято выделять следующие основные виды деятельности:
В зависимости от стадии онтогенеза тот или иной вид деятельности приобретает первостепенное значение для человека. Самым первым видом деятельности является общение. Общение представляет собой форму деятельности, которая осуществляется между людьми как равными партнерами и приводит к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимопереживаний и взаимопонимания. Следующим видом деятельности является игра. Игра направлена на усвоение индивидом социального опыта. Затем человек переходит к учению. Учение представляет собой процесс приобретения знаний, умений и навыков. Трудовая деятельность человека состоит в целесообразной активность человека, которая направленна на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Затем с развитием психики и становлением личности человек переходит к высшим формам деятельности — познанию и творчеству. Познание представляет собой совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Тогда как творчество это деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Необходимо отметить, что каждый из этих видов деятельности имеет совй особый объект приложения активности.
Деятельность представляет собой особый вид активности человека, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира, самого себя и своего существования. К основным видам деятельности относятся: труд, общение, игра, учение, познание, творчество.
В заключении отметим основные выводы работы:
1. Принято выделять
три теории происхождения челов
2. Человек представляет
собой продукт биологической,
социальной и духовной
3. Деятельность представляет
1. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения: Учебник для 10-11 классов. – М., 1998.
2. Вишняцкий Л.Б. Человек в лабиринте эволюции. М., 2004, Гл. 1, с. 9 – 18.
3. Дягилев В.В. Занимательная философия: Учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. - М., 1995.
4. Стрельник О.Н. Философия: краткий курс лекций. М., 2002, с.8, 9, 26-39.
5. Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебник для 10-11 классов. – М., 1997.