Происхождение, предмет и функции морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путём, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознаёт их несомненную пользу общему единству. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Происхождение, предмет и функции морали 4
2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного
вопроса морали 8
3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения
человечества 10
Заключение 14
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия. Общее и индивидуальное в морали.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение                                                                                                                  3

1. Происхождение, предмет и функции  морали                                                 4

2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного      

вопроса  морали                                                                                                      8

3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения      

человечества                                                                                                          10

Заключение                                                                                                             14

Список литературы                                                                                                15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Человек - существо общественное. Потому, во-первых, что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т. е. освоение им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимосвязь людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали-ведущего духовного регулятора жизни общества.

          Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Нормы и правила морали формируются  естественно-историческим путём, по большей  части стихийно. Они возникают  из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознаёт их несомненную пользу общему единству. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

 

В данной контрольной работе моя  цель раскрыть содержание понятия морали, ее функции, социальную роль, исторические типы и нормы; и рассмотреть соотношение  морали и нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение, предмет и функции  морали

 

 Мораль (лат. moralitas от moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение; лат. слово «мораль» этимологически совпадает с греческим термином «этика» и было образовано по аналогии с ним) – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои, строй жизни, общение. Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщёнными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Моральный авторитет того или иного лица не связан с официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. В морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально духовный характер. В морали огромную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющее человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

 В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В моральной регуляции особую роль обретает формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля, что кристаллизуется в таких понятиях, как совесть, честь, чувство личного достоинства. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Поэтому форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен безусловно следовать при осуществлении самых разных своих целей.

Функции морали - это те роли, которые она играет в обществе, обеспечивая его целостность, выживание и развитие.

Говоря о функциях морали, не следует забывать, что она почти никогда  не является «в чистом виде».

Мораль- это не вещь, на контуры которой можно  однозначно указать. Это скорее некий  ракурс, определенный срез социокультурной  регулятивной системы, при котором  нормы, ценности, идеалы выступают как  внутренне усвоенные, принятые индивидом.

Среди множества  выполняемых моралью функций  основными принято считать: регулятивную, оценочно – императивную, познавательную.

Главная функция  морали, конечно, - регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ  регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причём способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом пятачке свободы воли человека начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много  других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и пр. Однако моральный  способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов их поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Такой регулятор поведения, безусловно, является  самым надёжным из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать.

          Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой её функции – оценочно-императивной. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и даётся собственно оценка любому проявлению общественной жизни.

А уже из утверждённой оценки того или иного факта логично вытекает и соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло. Сформулированные на основе однозначных оценок разнообразных проявлений жизни общества императивы типа «не убий», «не сотвори себе кумира», «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе» и многие другие направляют нравственное поведение человека.

         Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования, как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая, во многих случаях, предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила своё историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.

      Мораль выполняет  и множество других функций:  воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную и др.

      Совокупность   всех   функций    и   определяет   социальную   роль морали. 

 

 

 

2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного      вопроса  морали

Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражена определенная модель поведения человека, признаваемая обществом как оптимальная в данных условиях.

Существование морали можно интерпретировать как признание  обществом простого факта, что жизнь  и интересы отдельного человека гарантированы  только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Моральные нормы формируются, как правило, стихийно, они возникают из многолетней общественной практики поведения людей, и должно пройти значительное время, чтобы общество признало их ценность. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

У нравственности как формы общественного сознания есть своя специфика, свои структура и формы проявления. Эта специфика, прежде всего, выражается в нормативном характере морального сознания (императивность), во всеобщности его проявления (всеобъемлющий характер). Императивность морали, и в частности нравственного сознания, выражается в безусловности моральных требований, в их независимости от личности субъекта и обстоятельств его жизни. Предполагается подчинение всех интересов человека требованиям нравственности без какой-либо рациональной мотивации.

Древние философы учили, что только добродетельная нравственная жизнь приносит человеку счастье, которое заключается в том, чтобы жить в мире с самим собой и обществом. Каждый добрый поступок должен способствовать гармонизации общества и мира, что в свою очередь делает более счастливым каждого отдельного человека. Одна из древнейших моральных заповедей, получившая наименование золотого правила нравственности, гласит: чего в  другом не любишь, того сам не делай.

«Золотое правило» как основа нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов.

По мнению Канта, «золотое правило» в явном виде не позволяет оценить  степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать в эгоистическую позицию (я не мешаю вам жить, не мешайте и мне). «Золотое правило» включает в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие желания, страсти часто делают его рабом природы и полностью выключают из мира нравственного – мира свободы. Однако категорический императив Канта – центральное понятие его этического учения – есть лишь философски уточнённое «золотое правило»: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. В своём определении кант пытается закрыть лазейку мелкому эгоизму. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поступка.

Таким образом, императивность нравственного сознания подчеркивает необходимость бескорыстия, альтруизма и самопожертвования в целях достижения общественной гармонии. Всеобъемлющий характер морали означает универсальность применения моральных норм в личной жизни, семье, в политике, бизнесе и т. д.

Моральные нормы воспроизводятся  повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного  мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности.

Информация о работе Происхождение, предмет и функции морали