Происхождение с сущность сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 15:56, реферат

Описание работы

Если в первобытном обществе самонаблюдения привели людей к заключению, что в их головах происходили процессы, отличные от процессов в окр природе, то эти явления они пытались объяснить с позиции мифолог представления о душе, которая управляет телом. Философы античности понимали душу, как движение вещей, людей, животных. Платон: душа управляет телом. Тело смертно, оно лишь временное вместилище; Демокрит: сознание возникает вместе с рождением человека и совершенствуется. В средние века в христианстве: разум — искра божественного разума, молитва — форма общения с Богом; чел олится душой а не телом. Аврелий: «хочу знать Бога и душа, и ничего боле». В ср века: сознание — не только знания о внешнем мире, но и прежде всего о собственном духовном опыте. Декарт (нов вр): свойство материи — протяженность, а свойство духа — спос-ть мыслить. Дж.Локк: не может быть в разуме того, чего ранее не было в чувствах.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Заключение

Итак, каким бы образом и где ни искать смысл, мы в итоге неизменно приходим к идее Бога как единственной реальности, где этот смысл мог бы осуществиться и которая примирила и оправдала всю мировую эмпирическую бессмыслицу. Именно Христос своим воскресением незыблемо утвердил победу смысла жизни над ее бессмыслием, жизни над смертью. Метафизическое всемогущество Добра удостоверено в самом его бессилии, и потому условия смысла жизни самоочевидно осуществимы, несмотря на эмпирическую бессмысленность жизни. То есть, с этой точки зрения можно с достоверностью утверждать, что"жизнь имеет смысл, и этот смысл легко и просто осуществим для каждого из нас - ибо Бог с нами, в нас" [1. C.112]. Истинный смысл - в формуле "да приидет царство Твое". А цель и последняя задача человечества -растворения мира в Боге. В мирских же формах мир осмыслить невозможно, бессмысленна сама попытка отыскать абсолютный смысл в эмпирической жизни или же до конца "осмыслить" ее.  
Более того, смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз и навсегда данным, уже автоматически утвержденным в бытии, можно только добиваться его осуществления. То есть смысл жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его. В этом плане "найти" смысл жизни значит сделать так, чтобы он был, напрячь внутренние силы для его обнаружения и осуществления. Поэтому искание смысла жизни есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы. И символ этой борьбы есть крест, приятие которого есть достижение истинной жизни.  
С точки зрения высшего Блага (Бога) обретает метафизический смысл и человеческая история, и мировая космическая жизнь. Ибо, если история человечества есть как будто "история последовательного крушения всех человеческих надежд", то - лишь в той мере, в какой сами эти надежды слепы и ложны и содержат нарушения вечных заповедей Божьей премудрости, а в истории вместе с тем утверждается ненарушимая правда Божья, являющаяся страдальческим, но разумно-осмысленным путем всечеловеческой жизни. Осмысленна не сама история во всех ее проявлениях, осмысленна ее метафизическая результирующая. И можно согласиться с С. Франком в том, что "великое и единственное дело, с помощью которого мы действительно осуществляем смысл жизни и в силу которого в мире действительно совершается нечто существенное - именно возрождение самой внутренней его ткани, рассеяние сил зла и наполнение мира силами добра" [1. C.121]. Это дело - подлинно метафизическое дело, Богочеловеческий процесс, в котором человек выступает лишь соучастником.  
К идее Богочеловечества пришли в свое время и русские "космисты": Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Умов, К.Циолковский, В.Вернадский, П.Флоренский, Н.Холодный, А.Чижевский, попытавшиеся создать свою теорию рая: одни (Федоров, Соловьев) - фантастическую теологию, сводящуюся к практическому осуществлению обещанного Христом воскресения всех умерших на базе вполне научного овладения пространством-временем; следовательно, смысл человека - в скорейшем овладении этим пространством (В.Соловьев считал возможным создание человеком-творцом мира, свободного от распада и гибели, со всей полнотой бытия в нем); другие (Н.Умов) полагали историю человеческой культуры формообразующим началом, предназначенным сдержать космическую энтропию, а, значит, не случайным явлением в жизни Вселенной, а весьма могущественной силой с вполне определенным метафизическим смыслом; третьи (Вернадский, Циолковский) грезили об эволюции человека в солнечное существо, состоящее из мыслительной энергии - отсюда и смысл.  
Сократовская формула "мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть" может быть понята в метафизическом смысле:  
всякое внешнее мирское дело осуществляет не цель, а только средство к жизни (то самое "едим"), целью же является Бог, вечная жизнь (сократовское "живем"). Иными словами, силы духа должны свободно изливаться наружу, ибо вера без дел мертва, но силы духа не должны идти в услужение и плен к бессмысленным силам мира.  
Смысл жизни - в ее утвержденности в вечном. Поскольку наша жизнь и труд соприкасаются с вечным, живут в нем, проникаются им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни (т.е. действенное соучастие в Богочеловеческой жизни). Смысл жизни - сам Богочеловек Иисус Христос, который есть для нас "путь, истина и жизнь". 

Литература

 
1. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы  философии. - 1990. - № 6.  
2. Моисеев Н.Н. Проблема человека // Вопросы философии. - 1990. - № 6.  
3. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов: Cб. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - С.222-318.  
4. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1993.  
5. Бердяев Н. Смысл творчества. - М.,1994.  
6. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. - М.: Искусство, 1990. - 399 c.  
7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 2 т., 1991.  
8. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. - М., 1986  
9. Философская энциклопедия: B 5 тт. / Под ред. Ф.В. Константинова. - М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970.  
10. Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Новосибирск: Наука, 1993.  
11. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. смерти (пер. с фр. В. Ронина)/ Общ. Ред. Оболенской С.В.; Предисл. Гуревича А.Я. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс-Академия», 1992. – 528 с.  
12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., Прогресс, 1990  
13. Романчук Л. Дещо з iсторii понять добра та зла // Романчук Л. Жовтi слiди на гарячому попелi. - Днiпропетровськ: "Сiч", 1998. - 167 с. - C.  
14. Библия  
15. Франсуа Ларошфуко. Максимы, Блез Паскаль. Мысли, Жан де Лабрюйер. Характеры (пер. Э.Линецкой). - М.: Худ. лит., 1974.  
16. Романчук Л. Некоторые мысли по поводу сущностей // "Вольный лист" (Днепропетровск). - 2001. - №2(7). - С.8-12. 

 


Информация о работе Происхождение с сущность сознания