Пространство и время как атрибуты материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы попробуем рассмотреть и проанализировать пространство и время как формы существования материи, основные их свойства, уделить особое внимание субстанциальной и реляционной концепциям, а так же рассмотреть концепцию множественности нефизических форм пространства и времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
1.Пространство и время - формы существования материи………………...5
2.Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени....7
3.Основные свойства пространства и времени………………………….....11
4.Концепция множественности нефизических форм пространства и времени……………………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………….........22

Файлы: 1 файл

Пространство и время как атрибуты материи.docx

— 44.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

 профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Философия

на тему:

«Пространство и время как атрибуты материи»

 

 

Выполнил_____________  студентка гр. Б761021 Гвоздева А.А.

Проверил______________  доц.Сарычев О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3

1.Пространство и время - формы существования материи………………...5

2.Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени....7

3.Основные свойства пространства и времени………………………….....11

4.Концепция множественности нефизических форм пространства и времени……………………………………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………...21

Список используемой литературы…………………………………….........22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с понятиями  пространства,  времени и материи, для нас это нечто привычное, известное и даже к какой-то мере очевидное. Однако в истории философии напряженно обсуждались сложные вопросы, которые возникали вместе с попытками осознать значение этих понятий.

Что представляет собой окружающий миp?- вот первый философский вопpос. Окинем мысленным взором предметы и явления пpиpоды. Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются пространство и время.

Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало  осмыслению времени и  пространства,  тем  не  менее,  и  интерес  к  проблеме  и  споры философов, физиков и представителей других наук вокруг  определения  природы пространства и  времени  нисколько  не  снижаются.  Значительный  интерес  к проблеме пространства и времени естественен и  закономерен,  влияния  данных факторов на все аспекты деятельности человека  нельзя  переоценить. Представление   о пространстве и времени подавляет наше воображение. Недаром  попытки  философов античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих  знанием наук и опытом их истории, понять сущность времени и  пространства  не  дали однозначных ответов на поставленные вопросы.

В данной работе мы попробуем рассмотреть и проанализировать пространство и время как формы существования материи, основные их свойства, уделить особое внимание субстанциальной и реляционной концепциям, а так же рассмотреть концепцию множественности нефизических форм пространства и времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пространство и время - формы существования материи.

 

Сначала рассмотрим понятие пространства и понятие времени.

Понятие пространства опирается на понятие протяженности. Протяженность объекта выражает его структурность, взаимоотношение его частей. Обнаруживается протяженность благодаря конечности скорости распространения взаимодействий - для “движения” с бесконечной скоростью любые расстояния одинаковы, а именно точечны. Протяженность, следовательно, обусловлена системной природой материи, выражая ее многокачественность и многокомпонентность.

Понятие времени базируется на понятии длительности. Длительность выражает несотворимость и неуничтожимость системно организованной материи, последовательное пребывание материальных объектов и явлений в определенных состояниях.

Опираясь на сказанное, можно дать следующие определения:

пространство - это отношения взаимоположения объектов, сосуществующих в некоторый момент времени (при измерении пространственных размеров, обратим внимание, измеряемый объект совмещается с эталоном);

время - это отношения последовательности объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства (сравнение временных параметров разноместных событий, обратим внимание, требует синхронизации часов, что связано с комплексом не столь уж тривиальных допущений и процедур).

Для пояснения определения пространства рассмотрим вопрос, о каких свойствах запечатленных на ней объектов позволяет судить фотография? Ответ очевиден: она отражает структуру, а потому и протяженность (относительные размеры) этих объектов, их расположение относительно друг друга. Фотография, следовательно, фиксирует пространственные свойства объектов, причем объектов (в данном случае это важно), сосуществующих в некоторый момент времени.

Для пояснения определения времени рассмотрим вопрос: почему мы имеем возможность, глядя на киноэкран, судить о временных характеристиках, запечатленных на киноленте событий? Ответ очевиден: потому, что кадры сменяют друг друга на одном и том же экране, сосуществуя в этой “точке” пространства. Если же каждый кадр поместить на свой экран, то мы получим просто совокупность фотографий...

Пространство и время определены, отметим, через противопоставление, соотнесение с противоположным: момент времени, фигурирующий в определении пространства, не обладает длительностью, будучи отрицанием времени; точка пространства, фигурирующая в определении времени, не обладает протяженностью, будучи отрицанием пространства.

Выделим два следствия из определений пространства и времени.

Во-первых, пространство и время объективны.

Во-вторых, пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Более того, пространство и время - это стороны движения. В самом деле: поскольку пространство - это отношения сосуществующих в некоторый момент времени объектов, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы отвлекаемся от времени; поскольку время - это отношения объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы отвлекаемся от пространства. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Это и дало основание Ф.Энгельсу утверждать: “...Основные формы всякого бытия суть пространство и время...”1. Данный тезис, однако, еще нуждается в обосновании, как это станет ясным после рассмотрения основных подходов к пониманию природы пространства и времени, сложившихся в ходе развития науки.

 

 

 

2. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

 

Современное понимание пространства и времени сложилось в итоге длительного исторического процесса познания, содержанием которого, в частности, была борьба субстанциальных и реляционных подходов к пониманию их сущности.

Первая из указанных концепций рассматривает пространство и время как самостоятельно (вне, и независимо от материи), предметно существующие, вторая - как не обладающие самостоятельным бытием вне движения материальных объектов, как специфические отношения вещей, явлений, процессов. В свете изложенного выше С-концепция представляется явно несостоятельной. Дело, однако, в том, что приведенные выше определения пространства и времени выражают, что очевидно, Р-точку зрения и потому лишь после ее обоснования могут служить основой для критики С-понимания пространства и времени. Исторически исходным был Р-взгляд на пространство и время, когда пространственно-временные свойства вещей не отделялись от самих вещей. “Что касается понятия пространства,- писал А.Эйнштейн, то... ему предшествовало психологически более простое понятие места. Место есть, прежде всего (малая) часть земной поверхности, которой присваивается какое-либо название. Вещь, “место” которой определяется, есть “материальный предмет”... Простой анализ показывает, что “место” является также группой материальных предметов”2. С этой точки зрения “пространство (или место) есть вид порядка материальных объектов”; при этом, что ясно, “не имеет смысла говорить о пустом пространстве”3. Таково существо реляционной концепции пространства.

Однако,- продолжал А.Эйнштейн,- можно... мыслить иным образом. Мы можем поместить в какой-либо ящик определенное количество зерен риса или вишен и т.п. Встает вопрос о свойстве материального объекта, “ящика”, которое должно быть признано “реальным” в том же смысле, как реален и сам ящик. Это свойство можно назвать “пространством” ящика. Могут существовать и другие ящики, которые в этом смысле имеют “пространство” различной величины. Понятие “пространство” приобретает смысл, который не зависит от связи с отдельным материальным предметом. Таким образом, путем естественного расширения понятия “пространство ящика” можно прийти к понятию независимого (абсолютного) пространства, не ограниченного по протяженности, в котором содержатся все материальные объекты. В этом случае материальный предмет, не расположенный в пространстве, просто непонятен; с другой стороны, при таком образовании понятия вполне мыслимо существование пустого пространства”4. Таково существо С-концепции.

Это понимание пространства, было, вспомним, важным элементом философии Демокрита. Именно существованием абсолютной пустоты объяснялась в ней раздельность бытия атомов и состоящих из них вещей. Поэтому Демокрит и рассматривал пространство как существующее в том же смысле, что и вещи. Его подход, что важно учитывать, был обусловлен пониманием материи как однородной, однокачественной. В естествознании С-концепция пространства и времени разрабатывалась, прежде всего, И.Ньютоном как важный элемент его механики.

Поэтому атом неизменен, существуя вне времени.

Если говорить о пространстве, то очевидно, что выбор между его С- и Р-пониманием зависит от ответа на вопрос: существует ли абсолютная пустота (пустое пространство)? Современное естествознание отрицательно отвечает на этот вопрос. В пользу этого имеются и философские соображения.

Еще Аристотель указывал, что в пустоте не может быть различий - она, следовательно, безструктурна и потому не может обладать протяженностью, т.е. быть пространством. Это означает, что пространство не обладает самостоятельным бытием, не существует без материальных объектов, вещей. Но, вместе с тем, пространство - это не вещь.

В связи с этим утверждением рассмотрим одно из рассуждений Зенона Элейского. Допустим, предлагал он, что тезис “все существующее существует (находится) в пространстве” истинен. Тогда пространство, как нечто существующее, должно существовать (находиться) в некоем ином пространстве. Последнее, коль скоро оно существует, должно, в свою очередь, существовать (находиться) уже в третьем пространстве, и т.д. до бесконечности...

Это означает, что пространство либо вовсе не существует, либо, если оно и существует, то непознаваемо...

Аристотель указал: исходный тезис Зенона ложен, ибо отнюдь не все существующее существует (находится) в пространстве. Где, в самом деле, существует (находится) кентавр, например, и много ли места он там занимает?! - В пространстве существуют (находятся) материальные вещи, но не, в частности, понятия. Истинен тезис “все вещи существуют (находятся) в пространстве”. И “дурная” бесконечность возникает лишь тогда, когда пространство рассматривается как вещь.

Но трудность, обнаруженная Зеноном, исчезает, если не рассматривать пространство как вещь, не рассматривать его как существующее в том же смысле, что вещи. Иначе говоря, Зенон доказал “лишь” неприемлемость демокритовского (субстанциального) понимания пространства.

Итак, пространство - это не пустота и не вещь. Поэтому Аристотель сделал вывод: пространство - это некие отношения материальных вещей, начав разработку Р-концепции пространства (и времени). Позднее выдающийся вклад в ее развитие внес Г.Лейбниц. Именно она является основой понимания пространства и времени в фундаментальных теориях современного естествознания.

Наконец, обратим внимание: при диалектико-материалистическом понимании материи как неисчерпаемой излишне понятие абсолютной пустоты, пустого пространства, и нет необходимости рассматривать последнее как существующее в том же смысле, что и материальные объекты. Таким образом, есть все основания для отказа от С-концепции, абсолютизирующей известную самостоятельность пространства и времени.

Поскольку пространство и время не обладают самостоятельным бытием, как таковые они не могут быть даны в ощущении,- в ощущении даны объекты (обладающие атрибутом действия), имеющие пространственно-временные свойства. Поэтому объективность пространства и времени не означает их материальности в точном смысле последнего слова.

Из единства пространства, времени и движения материи следует недопустимость как  отрыва пространства и времени от движения материи (при этом материю станет невозможно рассматривать как системно организованную и способную к самодвижению, а пространству и времени будет приписано субстанциальное бытие), так и отождествления пространства и времени с движущейся материей.

Эти крайности на деле (что характерно) тождественны. Ведь в случае с отождествлением пространство и время рассматриваются как некие “виды материи” (рядом исследователей отстаивалась эта точка зрения), т.е. как обладающие предметным бытием (С-концепция). При этом придется искать некие иные пространство и время как формы существования “исходных”, уходя в дурную бесконечность...

 

Информация о работе Пространство и время как атрибуты материи