Психоанализ и его место в философии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:50, реферат

Описание работы

Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятие психоанализа сперва стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознание многих людей. Психоанализ занял важное место в культуре ХХ столетия.

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Психоанализ.docx

— 24.00 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Казанский Государственный  Университет Культуры и Искусств

Кафедра экономики и управления СКС

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Философия»

на тему «Психоанализ и  его место в философии ХХ века».

 

 

 

 

 

 

работу выполнила

студент 2 курса 
факультета ЭМиТ 
группы 61145

Волкова Ксения.

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012

Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятие психоанализа сперва стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознание многих людей. Психоанализ занял важное место в культуре ХХ столетия.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Классический психоанализ  Фрейда обозначает специфический тип  терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Важнейшие направления психоанализа

1. Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

2. Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Техники (и этапы анализа)

  • Накопление материала:
    • метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)
    • «Толкование сновидений»
  • Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов
  • Анализ «сопротивления» и «переноса»
  • Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

Техника работы психоанализа и лечения психических расстройств  изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Топографическая модель психического аппарата:

  • Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
  • Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Структурная модель психики:

Позднее Фрейд предложил  такую структуру психики:

  • Эго («Я»)
  • Суперэго («Сверх-Я»)
  • Ид («Оно»)

История.

История развития психоаналитического  движения во многих странах мира не столь драматична, как история  психоанализа в России, характеризующаяся  периодами распространения психоаналитических идей в начале ХХ века, запрещением  психоаналитической теории и практики в 30-е годы, идеологическим неприятием их на протяжении шестидесяти лет  и возрождением психоанализа в 90-е  годы. И тем не менее история становления и развития психоаналитического движения имеет свои перипетии, связанные как с распространением психоаналитических идей по всему миру, так и с реформаторскими тенденциями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.

Первая фундаментальная, знаменовавшая  собой открытие психоанализа работа З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) была напечатана небольшим тиражом  — 600 экземпляров, для распродажи которых  потребовалось восемь лет. Осенью 1902 года он пригласил к себе домой  для обсуждения своих идей четырех  врачей — Макса Кахане, Рудольфа Рейтлера, Вильгельма Штекеля и Альфреда Адлера. С этого времени начались регулярные дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников получил название «Психологическое общество по средам». На протяжении последующих пяти лет в этот кружок вошли люди, ставшие позднее известными психоаналитиками. Среди них были Пауль Федерн, Эдуард Хичман, Отто Ранк, Исидор Задгер. Первыми зарубежными гостями кружка стали Макс Эйтингон, Людвиг Бинсвангер, Карл Густав Юнг, Карл Абрахам, Эрнест Джонс, Абрахам Брилл, Шандор Ференци.

Весной 1908 года «Психологическое общество по средам» превратилось в «Венское психоаналитическое объединение», члены  которого вели дискуссии по актуальным проблемам психоанализа. К тому времени З. Фрейд опубликовал такие свои работы, как «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), а также ряд статей по психотерапии, сексуальной этиологии неврозов, навязчивым действиям и религиозным обрядам.

В апреле 1908 года в Зальцбурге состоялась «Встреча по фрейдовской психологии», впоследствии получившая название I Международного психоаналитического конгресса. На этой встрече присутствовали 42 человека, было прочитано 9 докладов учеными и практикующими аналитиками из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии, было принято решение об издании первого психоаналитического журнала — «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований».

В конце 1908 года президент Университета Кларка (США, штат Массачусетс), основатель экспериментальной психологии в  США Стэнли Холл пригласил З. Фрейда прочесть курс лекций по психоанализу в честь празднования двадцатилетней годовщины со дня основания данного  заведения. В сентябре 1909 г. З. Фрейд  прочел в Университете Кларка пять лекций, которые в 1910 г. были опубликованы под названием «О психоанализе». Ему была присуждена почетная степень  доктора данного университета, он познакомился с известным американским философом Уильямом Джемсом, профессором  невропатологии в Гарварде Джеймсом Патнемом и другими американскими учеными. Впервые З. Фрейд получил международное признание, а психоаналитические идеи стали распространятся не только в Европе, но и на американском континенте.

В марте 1910 года в Нюрнберге состоялся II Международный психоаналитический конгресс, на котором было принято  решение о создании международного объединения психоаналитиков с  соответствующими отделениями в  разных странах. Целью ассоциации было признано «сохранение и развитие основанной Фрейдом психоаналитической науки» и «обоюдная поддержка  в усилиях по приобретению и распространению  психоаналитических знаний». По рекомендации З. Фрейда президентом Международной  психоаналитической ассоциации был  избран К. Г. Юнг. Президентами отделений  ассоциации стали в Берлине К. Абрахам, в Вене А. Адлер, в Цюрихе Л. Бинсвангер.

Психоанализ получил свое распространение  в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные  психоаналитические журналы.

Одновременно с распространением психоаналитических идей в различных  странах мира происходило использование  их не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Инициированные З. Фрейдом, исследования ряда психоаналитиков касались проблем этнопсихологии, психоистерии, психобиографии, педагогики. В начале 1912 года О. Ранком и Г. Заксом был основан новый журнал «Имаго», посвященный применению психоанализа в гуманитарных науках.

Вместе с тем в истории  развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями  и личными обидами, в конечном счете приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.

В начале 1911 года в Венском психоаналитическом обществе А. Адлер выступил с изложением своих идей, содержащих критику отдельных  положений учения З. Фрейда о психической  деятельности человека. Откровенные  дискуссии завершились образованием «Общества свободного психоанализа»  и выходом А. Адлера, а также  нескольких его сторонников, включая  Ф. Грюнера, Г. Грюнера, П. Клемперера и других, из Венского психоаналитического общества. Позднее отошедшее от З. Фрейда и возглавленное А. Адлером направление получило название индивидуальной психологии.

В период 1911–1912 годов обнаружились идейные разногласия между К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. После публикации работы К. Г. Юнга «Либидо, его метаморфозы  и символы» (1912), во второй части которой  были изложены несовпадающие с концепциями  основателя психоанализа представления  о либидо и инцестуозных желаниях, идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года. В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии.

В 1914 году была опубликована работа З. Фрейда «Об истории психоаналитического  движения», в которой содержалась  критика модификаций психоанализа, предпринятая А. Адлером и К. Г. Юнгом. Основатель психоанализа не разделял опасения тех, кто полагал, что «измена» со стороны людей, сыгравших значительную роль в развитии психоаналитического  движения, может оказаться роковой  для этого движения. «Психоанализ, — подчеркивал З. Фрейд, — переживет  эту потерю и завоюет новых  сторонников. Я могу лишь на прощание пожелать, чтобы судьба благосклонно вознесла на поверхность тех, кто  стал тяготиться пребыванием в подземном  мире психоанализа. Остальным же пусть будет позволено без помех завершить свои труды в глубинах» (З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992, с. 200).

Дальнейшее развитие психоаналитического  движения показало, что число сторонников  психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение  человека, его бессознательных мотивов  мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств  заняло важное место в культуре ХХ столетия. Вместе с тем обнаружившиеся в этом движении идейные разногласия  породили волну новых модификаций  психоанализа, в результате чего классические представления З. Фрейда о психическом  аппарате, комплексе Эдипа, нарциссизме, этиологии психических заболеваний, агрессивности, влечении к смерти, технике психоаналитической терапии и многие другие оказались в центре дискуссий.

Информация о работе Психоанализ и его место в философии ХХ века