Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:26, доклад
Аристотель создал крупнейшую философскую систему античности и оставил после себя множество сочинений, в число которых входит одна из известнейших работ мыслителя «О Душе».
Московский Государственный Институт Международных
Отношений (Университет) МИД России
Кафедра Философии
Работа по произведению Аристотеля «О Душе»
Студентки 3 курса 4 группы
Факультета МБДА
Большаковой В.И.
Научный руководитель:
к.фил.н., доцент
Додельцев Рудольф Фёдорович
Москва 2011
Пересказ первой книги Аристотеля «О Душе»
Аристотель создал крупнейшую философскую систему античности и оставил после себя множество сочинений, в число которых входит одна из известнейших работ мыслителя «О Душе».
В этом труде философ ставит
для себя задачу исследовать и
познать природу и сущность души.
Он считает это сложной и
Мыслитель уверен, что, прежде всего, необходимо определить, к какому роду сущего относится душа и что она такое; состоит ли она из частей и однородны ли все души или нет.
По мнению философа, изучение состояний души вызывает особое затруднение: «все ли они принадлежат также и тому, ЧТО обладают ею, или есть среди них нечто присущее лишь самой душе».
В первой главе первой книги Аристотель утверждает, что все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело. В заключение первой главы мыслитель обращает наше внимание на то, что состояния души неотделимы от природы материи живых существ так, как неотделимы от тела отвага и страх.
Во второй главе Аристотель указывает на то, что, приступая к исследованию души, необходимо принимать во внимание мнения о душе, «высказанные предшественниками», чтобы позаимствовать у них сказанное правильно и избежать всего, что ими сказано неправильно».
Философ утверждает, что одушевленное отличается от неодушевлённого двумя признаками: ДВИЖЕНИЕМ и ОЩУЩЕНИЕМ, поэтому от предшественников до нас дошли два мнения о душе.
Некоторые полагают, что душа – нечто движущее. Например, Демокрит утверждает, что душа есть «некий огонь и тепло». Подобным же образом толкует и Левкипп. Оба полагают, что именно душа сообщает живым существам движение. Такие же взгляды и у тех, кто говорит, что душа есть «само себя движущее». Они считают, что «движение более всего свойственно душе и всё остальное приводится в движение душой, душа же движет самое себя».
Таким образом, те, кто обращал своё внимание на способность одушевлённого существа к движению, признавал, что душа есть нечто в высшей степени подвижное. Те же, кто обращал своё внимание на познание и на чувственное восприятие сущего, причисляли душу к НАЧАЛАМ, при этом одни из них считали, что этих начал много, другие считали, что начало одно – душа.
Эмпедокл полагал, что душа состоит из всех элементов и что каждый из них – душа. Подобным же образом рассматривал душу и Платон, изображая её как состоящую из элементов.
Аристотель также обращает наше внимание на то, что все философы определили душу тремя признаками: ДВИЖЕНИЕМ, ОЩУЩЕНИЕМ и БЕСТЕЛЕСНОСТЬЮ. Каждый из этих признаков возводится к началам. Поэтому даже те, кто определяет её через познавание, изображают душу как элемент или как состоящую из элементов.
Большое место в своей работе философ отдаёт вопросу движения души. Движется ли душа сама по себе или она только причастна к движению. На это вопрос пытались ответить многие мыслители античности.
Аристотель утверждает, что существуют четыре вида движений: перемещение, превращение, убывание и возрастание, и душа должна бы иметь хотя бы одно из этих движений.
Кроме того, так как совершенно очевидно, что душа движет тело, то естественно предположить, что она вызывает те же движения, какими и сама движется. А если так, то правильно сказать и обратное: каким движением движется тело, таким движется и сама душа.
Демокрит полагает, что душа движет тело, в котором она находится, потому что она сама движется. Подобным же образом и Тимей объясняет естественными причинами как душа движет тело.
В четвёртой главе первой книги Аристотель рассказывает, что имеется и другое мнение о душе, согласно которому душа есть некая ГАРМОНИЯ. Гармония же есть смешение и сочетание противоположностей. Однако гармония есть «определённое соотношение смешанных частей или соединение частей, душа же не может быть ни тем ни другим». Таким образом, мы наблюдаем критику Аристотеля взгляда на душу как на гармонию. Философ также подвергает критике учение о душе как о самодвижущем числе.
В пятой главе Аристотель обращает наше внимание на то, что до нас дошли 3 взгляда, согласно которым даётся определение души: одни утверждали, что душа больше всех способна приводить в движение потому, что она движет самое себя, другие – что она есть тело, состоящее из тончайших частиц, или что она наименее телесна по сравнению со всем остальным, и третьи – что душа состоит из элементов. Философ снова подвергает критике учение о душе как совокупности элементов.
Некоторые философы также утверждают, что душа разлита во всём. Возможно, исходя из этого Фалес думал, что «всё полно богов». Но и этот взгляд вызывает некоторые сомнения.
Итак, в своей первой книге Аристотель размышляет о душе и во многом опирается на своих предшественников. Аристотель пытается прийти к истине и поэтому подвергает критике и сомнению почти каждое учение и взгляд того или иного мыслителя.
Информация о работе Работа по произведению Аристотеля «О Душе»