Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:52, реферат
В чем заключается различие? Какое влияние указанные слои познания осуществляют на данный вид человеческой деятельности?
Ответить на данные и по ходу появляющиеся вопросы мы постараемся в ходе выполнения данной курсовой работы. Таковой будет цель нашего исследования.
В соответствии с ней на нас будет возложены задачи:
1. Определить содержание эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.
2. Установить общее и различия между вышеуказанными понятиями.
3. Определить для себя мотивы выбора того либо иного метода исследования при осуществлении профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
Введение……………………………………………………………………3
Характерные черты эмпиризма философии Нового времени………………………………………………………………….5
Рационализм философии Нового времени…………………………..12
Отличия и взаимосвязь чувственного и рационального в научном познании……………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………
- рационализм
требует ясности и
- на начальной
стадии развития неприятие
3. Отличия и взаимосвязь чувственного и рационального в научном познании
Нам кажется, что именно последний тезис предыдущего параграфа должен определить тематический характер данного. В итоге мы попытаемся сделать для себя вывод о том, что же более приемлемо, какой метод познания: чувственный либо рациональный. Ответ на поставленный вопрос возможен лишь при некотором сопоставлении указанных методов, указании их положительных и негативных сторон.
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное, познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении16.
Ощущение
— это чувственный образ
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний — данные наблюдений — всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические научные термины. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.
Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Можно ли считать, что эти знания достоверны?
Что касается
достоверности чувственных
Необходимо подчеркнуть, что познавательная деятельность людей не сводится к одному лишь чувственному восприятию. Оно включает в себя и рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.
Здесь мы сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания. Даже сложные и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела, идеального обмена товаров, когда товар обменивается на товар строго в соответствии с законом стоимости, и т. д. Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом же этих экспериментов является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Таким образом, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне — рациональное18.
Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования, 2) тип применяемых средств исследования, 3) особенности метода.
Существуют различия между предметом теоретического и эмпирического исследования. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.
На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.
Выделив эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, мы можем сказать, что предмет их разный, то есть теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования.
Перейдем теперь от различения эмпирического и теоретического уровней по предмету к их различению по средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Итак, таким образом, эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности эти два пласта знания всегда взаимодействуют. Выделение же категорий «эмпирическое» и «теоретическое» в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание. То есть спор, родившейся в Философии Нового времени на тот момент имел под собой все фактические и логические основания, а поэтому и имел место быть, мы же решаем данный спор для себя, как указано выше: в единстве и борьбе данных явлений.
Заключение.
Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. В итоге нашей курсовой работы, мы определяем для себя, что лишь сочетание этих уровней наиболее целесообразно.
Цель нашего исследования, определенная во введении, достигнута посредством решения следующих задач, нахождения ответов на следующие вопросы:
1. Основные черты эмпиризма философии Нового времени, которые заключаются в следующем:
- исключительная
значимость и необходимость
- путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;
- исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений
2. Характерные черты рационализма новоевропейской философии:
- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
- рационализм
требует ясности и
- на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания.
3. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. Эти два пласта знаний всегда взаимодействуют между собой.
И, наконец, заканчивая работу над данной контрольной работой, необходимо подытожить, какой метод избрать нам в жизни. При ответе на этот центральный вопрос, хочется напомнить требования к методу классика философии Нового времени Ф.Бэкона, которые выражаются в виде иллюстраций работы муравья, паука и пчелы:
«Путь муравья» – это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления;
«Путь паука» – метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания;
«Путь пчелы» – метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма.
Ни один из этих путей, сам по себе, не приведет к успеху: истинное знание есть результат правильного сочетания разума и чувств. Поэтому нахождение этой «золотой середины», идеальной пропорции необходимо как в служебной деятельности, так и в повседневной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов/Под. ред. В.Л.Обухова. Ю.Н.Солонина., В.П. Сальникова, В.В. Васильковой. – СПб. Фонд «Университет», 2003.
2. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997
3. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Изд. 2-е, переработ.: М., «Мысль»,1971.
4. Розов М.А. Знание как объект исследования// Вопр. Философии. -1998.-№1.
5. Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001.
6. Васильев В.В. «Высшее проникновение» новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.-№1.
7. Бычко И.В. Познание и свобода. – М.: Политиздат, 1969.
8. История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И.И. Богута – М.:Мысль, 1991.
1 Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов/Под. ред. В.Л.Обухова. Ю.Н.Солонина., В.П. Сальникова, В.В. Васильковой. – СПб. Фонд «Университет», 2003. С.154.
2 Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.С.64
3 Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Изд. 2-е, переработ.: М., «Мысль»,1971. С.194.
4 Розов М.А. Знание как объект исследования// Вопр. Философии. -1998.-№1.-С.91.
5 Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001.-С.87.
6 Васильев В.В. «Высшее проникновение» новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.-№1.-С.112
7 Бычко И.В. Познание и свобода. – М.: Политиздат, 1969.-С.34
8 История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И.И. Богута – М.:Мысль, 1991.-С.386
9 История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И.И. Богута – М.:Мысль,1991.-С.397
10 Васильев В.В. «Высшее проникновение» новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.-№1.-С.108.
11 Демокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика//ОНС – обществ. науки и современность. – 1997.-№1.-С.120
12 Философия и методология науки./Под ред. В.И.Купцова. - М.:Аспект Пресс,1996.-С.84.
13 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.:Гардарики,2000.С.50.
14 Гудинг Д., Леннокс Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности: Учеб. пособие/Пер. с англ. Т.В. Барчуновой.-Ярославль.:Норд. Т2.Кн.1.-2004.С.127
15 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание второе, переработ. И дополненное. – М.:Проспект, 1999. С.59.
16 Философия. Часть II. Основные проблемы философии/Под ред. В.И.Кириллова. – М.:Юристъ, 1997. С.62.
17 Введение в философию: Учеб.пособие для вузов/Авт.колл.; Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. С.550
18 Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов./Кохановский В.П., Лешкович Т.Г., Фатхи Т.Б; Отв.ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.487.