Ранняя схоластика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:26, доклад

Описание работы

В истории теологии термин «схоластика», имеющий буквальное значение «школьная наука», обозначает богословие, которое формировалось в западных университетах с середины XI века, достигло расцвета в XIII веке, а затем в конце средневековья пережило упадок и прекратило существование под влиянием гуманизма и Реформации. Для схоластики характерно использование философского метода. Она опирается на унаследованную от античности диалектику, которая стала составной частью обучения в университетах и школах, созданных в Средние Века под эгидой монастырей и церкви. Схоластика начинается там, где традиция подвергается самостоятельной диалектической обработке. Кроме Писания и предания важную роль начинают играть толкования различных учителей.

Файлы: 1 файл

философия-схоластика.docx

— 19.68 Кб (Скачать файл)

В истории теологии термин «схоластика», имеющий буквальное значение «школьная наука», обозначает богословие, которое формировалось в западных университетах с середины XI века, достигло расцвета в XIII веке, а затем в конце средневековья пережило упадок и прекратило существование под влиянием гуманизма и Реформации. Для схоластики характерно использование философского метода. Она опирается на унаследованную от античности диалектику, которая стала составной частью обучения в университетах и школах, созданных в Средние Века под эгидой монастырей и церкви. Схоластика начинается там, где традиция подвергается самостоятельной диалектической обработке. Кроме Писания и предания важную роль начинают играть толкования различных учителей. Их произведения становятся предметом комментариев и изложения, при этом образуются различные школы, и одна система сменяет другую. Впоследствии диалектический метод приводит к бесконечному подразделению проблем; философские размышления распространяются далее, даже в область малозначительных проблем. Выражения «схоластика», «схоластический» в дальнейшем часто использовались для обозначения формального, бесплодного богословия, в котором изложение отягощалось и запутывалось из-за ненужного различия между понятиями и пустых рассуждений. Однако такая общая оценка средневековой схоластики была бы ошибочной. Конечно, схоластика часто вырождалась, но в своих лучших формах она представляла собой серьезную научную работу, разработку проблем со знанием дела и энергией. Нельзя отрицать изобилие точек зрения и наблюдений и мастерское использование логики в этой традиции. Понимание схоластического богословия затрудняется в первую очередь из-за того, что философская традиция, лежащая в основе тогдашнего университетского образования, в эпоху нового времени была заменена иными предпосылками мышления. При этом практически исчезло знание о древнем мышлении, основанном на античности. Общая оценка схоластики часто испытывала влияние критики со стороны гуманизма и Реформации. При этом схоластика часто рассматривалась как единое по существу направление. Однако она включает в себя не только множество различных школ и мнений, но и традиции, представленные в их развитии, в том числе и построения, основанные на философии позднего Средневековья, свидетельствующие об вырождении схоластицизма как такового. Появлению и развитию схоластики в первую очередь способствовали два фактора: обновление церкви, которое среди прочего выражалось в реформе монашества (движение Клюни), а также усилившаяся к тому времени взаимосвязь между философским образованием и богословием. В школах при монастырях и капитулах, а позднее и в университетах, выросших их этих школ, развилось обучение, основанное на наследии античной учености. Тем самым появился повод для переработки богословского материала в соответствии с методами и формами мысли, предлагаемыми философией. Вначале логика рассматривалась как основополагающая наука. Благодаря Боэцию получили известность логические труды Аристотеля. Лишь впоследствии метафизика Аристотеля была положена в основу преподавания теологии, что составило одну из важнейших предпосылок построения систем периода высокой схоластики.

 

Одна из основных проблем, рассматриваемая  в период схоластики: об отношении  общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в трех Лицах - Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия. Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли - он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название этого направления «номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. «человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный человек. Общее - отвлечение, абстракция (если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить реализм и номинализм. Согласно Абеляру общее существует реально, но только в уме человека (тогда получается, что триединый Бог – общее существует только в уме!). Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольно долго и только Форма Аквинский предложил решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» - в Боге. Бог есть общая полнота бытия - общее в чистом виде.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — одно из направлений  философской мысли (наряду с реализмом  и номинализмом), связанное с решением проблемы универсалий. Сторонники этого  направления полагали, что общее существует в вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах. Это направление определяет средневековый характер мышления, тесно связанного с идеей воплощения Слова и тем самым обеспечивающего понимание вещей и их связей. Направление получило название от термина “концепт” (от лат. conceptus — схватывание). Его теоретическое обоснование дано в “Диалектике” Абеляра и имело дальнейшую разработку в ряде философских школ и учений 12 в., хотя идеи концептуализма разворачивались с момента появления христианства и особенно в пору возникновения спора об универсалиях, прежде всего уАнсельма Кентерберийского. Концептуализм представлял собой осмысление взаимоинтенциональных актов диалогической речи, направленной на схватывание множественных смыслов вещей. Предполагалось, что в речи есть неопределимые элементы, которые будут схвачены или интуитивно, или постигнуты в результате обговаривания. Акцент делался не на понятие, имеющее объективный, обще- и однозначный характер, а на выявление смыслов, что позволяло считать концепт речью самой вещи. Это выявление смыслов является не одноактным, а многоактным процессом, превосходящим пределы его наличного выражения в словах естественного языка. Определения при этом приобретали характер статуса, поскольку в силу того, что в основании вещи лежат неопределенные признаки, они становились эквивокативно выраженными. Это и сделало проблему универсалий столь значимой в эпоху Средневековья. Речевое обсуждение смыслов вещи получило у сторонников Абеляра (к примеру, у Иоанна из Солсбери) название диктизма.

    Начиная с 14 в. концептуализм  исчезает в качестве магистрального  движения мысли, и ему на  смену приходит идея однозначности  бытия, номинализма.

    С появлением науки начинают размываться границы между концептуализмом и номинализмом, поскольку идея речи, включающая волевые установки говорящего и индивидуальные интонационно-звуковые комбинации, отличенная Абеляром от идеи языка, существующего помимо воли говорящих и выражающего всеобщие значения, начинает подминаться последней. Колебания между этими идеями еще заметны в 17 в. Так, Г. В. Лейбниц полагал, что семантические неопределенности могут быть обнаружены путем систематических попыток истолковать как можно большее количество слов, чтобы методом проб и ошибок можно было эмпирически выявить фундаментальные концепты. Согласно Дж. Локку, “значение слов совершенно произвольно”, “слова обозначают только собственные идеи отдельных людей, притом в силу совершенно произвольного присоединения [слов к идеям]”, “общее и всеобщее — это создания разума”, они “не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для его собственного употребления и касаются только знаков — слов или идей” (ЛоккДж. Опыт о человеческом разумении. — Соч. в 3-х т., т. I. M., 1985, с. 465, 471). Эти чисто номиналистические идеи базируются, однако, на представлении “зависимости наших слов от обыкновенных чувственных вещей”, к которым названия вещей относятся как к своему первоначалу (там же, с. 460). Концепт здесь является основанием понятия. В дальнейшем, однако, концепт и понятия отождествляются, что нашло отражение во многих словарях и энциклопедиях. Представленный И. Кантом троякий синтез “схватывания представлений как модификаций души в созерцании, воспроизведения их в воображении и узнавания их в понятии”, “ведущего к трем субъективным источникам знания, делающего возможным самый рассудок и через него весь опыт как эмпирический продукт рассудка” (Кант И. Из первого издания “Критики чистого разума”. — Соч. в 6т., т. 3. M., 1964, с. 700), оказался непонятым ни современниками, ни последующими поколениями философов (вплоть до M. Хайдеггера).

    Идеи концептуализма и концепта возвращаются в 20 в. как реакция на научный номинализм в русской религиозно-мистической философии в связи с проблемами философии Всеединства (концептуалистом считал себя Н. А. Бердяев), диалогической философии, связанной с идеей произведения (M. M. Бахтин, В. С. Библер) и во французском постмодернизме (Ж. Делёз, Ф. Гваттари). Современная логика все больше и больше втягивается контекст риторики и теории аргументации, соответственно однозначность результатов логических актов лишается своего абсолютного характера, укореняясь в многозначных речевых актах. В связи с открытиями Ф. Соссюра в языкознании, в результате чего вновь была переоткрыта оппозиция речь/язык, идеи концептуализма становятся весьма значимыми в структуралистских и лингвистических теориях. Предметом анализа А. Вежбицкой, строящей на этом фундаменте модель универсального Естественного Семантического Метаязыка, являются те самые неопределимые элементы, или концепты, которые она называет “универсальными семантическими примитивами” (Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. M., 1996, с. 326). Концептуализм — направление в искусстве и литературе 2-й пол. 20 в. (художники И. Кабаков, Э. Булатов, В. Пивоваров, M. Шемякин, поэты Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, прозаик В. Сорокин и др.); в его основе — выражение семантики возможных миров, смысловая множественность вещей, возвращающая знак в звук. Это эстетическая реакция на социалистический реализм.


Информация о работе Ранняя схоластика