Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.
История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Файлы: 1 файл

контрольная по истории 1.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

 

Историческое познание –это форма отражения исторической действительности.Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

История выполняет несколько  социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально  развивающая, состоящая в самом  изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении  всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история  как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории.Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально  точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым  общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая  функция истории. Знание истории  своего народа и всемирной истории  формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных  личностей в развитии общества; позволяет  познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

По моему мнению, наиболее важная функция исторического познания – это воспитательная функция, так как она способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

 

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древне -восточных государств.

 

Важнейшие культурные достижения древневосточных государств:

  • Образование государств — система органов управления обществом и его подавления.
  • Строительство грандиозных, по тем временам, ирригационных сооружений. Это экономическая основа древневосточных государств. Ирригационные сооружения требовали колоссальных трудовых затрат, кооперации и особой организации работ, но зато позволяли собирать даже не один, а несколько богатых урожаев в год.
  • Получение значительного избыточного продукта стало экономической предпосылкой быстрого развития социальных отношений, классообразования, общественного разделения труда, возникновения специализированных ремесел (гончарного, ткацкого, кораблестроительного, металлургического, камнерезного и др.), обособления собственности, генезиса соседско-территориальных общин, образования господствующего класса, государственного аппарата, храмового персонала.
  • Новым историческим явлением становится город. Урбанизация — неотъемлемая черта цивилизации. Город возник как географическое место экономического, политического, военного и культурного притяжения. Здесь осуществлялся обмен продуктами ремесла и земледелия между двумя секторами экономики; находились органы власти, государственный аппарат; город — это место нахождения храма главного местного божества, государственных и храмовых школ; крупные города обносились защитной стеной, в центре города располагалась цитадель, крепость. Немаловажно, что город характеризовался высоким уровнем бытовой культуры, был средоточием развлечений, земных радостей и бытового комфорта.
  • Создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству.
  • Продуктивность Восточного типа цивилизаций проявилась в целом ряде открытий и свершений. Это крупнейшие для своего времени гидротехнические, оборонительные сооружения, оригинальные образцы дворцовой и храмовой архитектуры, компас, фарфор, бумага, разборные шрифты для печати и первые печатные книги, школы практической медицины, непревзойденные шедевры скульптуры, живописи и поэзии, самобытная народная культура
  • Формируются религии   спасения, основанные на детально разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованиям божественной справедливости.Бог теперь олицетворяет не таинственные силы природы, а справедливость, высший идеал добра. Для того чтобы получить его благоволение, нужно не прибегать к магии, а совершенствовать себя или окружающий мир.

В Индии религиями спасения были - буддизм и индуизм, в Китае –конфуцианство.

Задание 3.Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 18. Обоснуйте свой выбор.

О Европейской цивилизации, как об индустриальной, можно говорить в период с 1640–1870 год. Это время  – первый период в новой истории.

Важнейшими вехами первого  периода  новой  истории  являются Великая французская буржуазная революция XVIII в. Победа французской  революции коренным образом изменила классовую структуру общества, открыла  путь капитализму и значительно  ускорила ход исторического развития. Под ее влиянием нарастала борьба между капитализмом и феодализмом  в других странах Европы, развивалось  национально-освободительное движение. В XVIII вв. произошли и другие буржуазные революции, в результате которых  возник ряд независимых государств в Европе и укрепился капиталистический  строй.

В рассматриваемый период коренным образом менялись экономический  базис и социальная  структура  общества. В первые сто лет (XVII – XVIII вв.) продолжала развиваться мануфактура. Во второй половине XVIII в. возникла фабричная  форма промышленности, опирающаяся  на машинную технику.

Затем фабрика становится основным промышленным предприятием в  большинстве стран Европы.

В то же время формируются  основные классы капиталистического общества – индустриальный пролетариат и  промышленная буржуазия. В результате буржуазных революций на смену абсолютной монархии приходят различные формы  конституционного строя. Господство феодальной аристократии и дворянства  сменяется  господством союза дворянства и  буржуазии или одной буржуазии. Все большую роль в политической жизни начинают играть буржуазно-помещичьи  и буржуазные партии, защищающие интересы  определенных групп господствующих классов. Значительные изменения  происходят и в деревне: крепостнические  формы эксплуатации заменяются капиталистическими, усиливается процесс социального  расслоения крестьянства, обостряются  классовые антагонизмы.

Главным содержанием новой  истории с 30-х – 40-х годов ХIХ  в. становятся классовые противоречия и классовая борьба пролетариата и буржуазии. Опираясь на свою экономическую, политическую и военную силу, буржуазия  подчиняет себе все новые территории земного шара, превращая население  их в объекты колониальной эксплуатации. К концу 60-х годов ХIХ в. в  основном завершается процесс образования  мирового капиталистического рынка. Переход  от феодально-крепостнических порядков к капиталистическим явился прогрессивной  ступенью в развитии человечества. Капитализм разорвал феодальные путы, в течение столетий сковывавшие  производительные силы общества, втянул в общее развитие изолированные  раньше народы. Победа капиталистического способа производства и образование  мирового рынка сокрушили обособленность отдельных стран, а новые средства коммуникации содействовали взаимосвязи  и взаимозависимости явлений  и событий, происходящих у различных  народов. Крайняя неравномерность  развития различных стран и народов  приводила к тому, что одни страны, ранее отстававшие, вырывались вперед, другие – некогда передовые в экономике, политике и культуре, оказывались позади.

Развитие производительных сил в результате буржуазных революций  в странах Европы, рост городов, освоение новых территорий, начавшееся с великих  географических открытий, содействовали  мощному прогрессу науки и  техники. Развивается механика, астрономия, математика. В XVIII в. возникают как  самостоятельные науки химия, ботаника, физиология, геология и др. С конца XVIII в. промышленная революция дала толчок исследованиям в области  теплотехники и электричества.

Все более значительное место  в европейских странах занимает рабочий класс – могильщик  капитализма и творец будущего бесклассового  общества. В борьбе за свои права  и освобождение от капиталистической  эксплуатации пролетариат одновременно борется и за освобождение всего  общества. В этой борьбе созревает  классовое сознание пролетариата.

К. Маркс и Ф. Энгельс, обобщая  опыт классовой борьбы пролетариата, обосновали его историческую роль и  создали революционную теорию пролетариата – научный коммунизм. Рабочее  движение становится национальным и  международным.

Из всего выше сказанного можно сделать основной вывод, что  Европейская индустриальная цивилизация  занимает одно из главных мест в  жизни человечества, т. к. она положила основу для дальнейшего развития всех отраслей человеческой деятельности, таких как: промышленность, культура, искусство,  наука, медицина, экономика  и сельское хозяйство и др.

Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории 14-16 вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.

Основные  деятели российской истории 14-16 вв. являются:

  • Адашев Алексей Федорович(?- 1561) 
  • Болотников Иван Исаевич(?-1607) 
  • Борецкая Марфа (Посадница)(XV в.) 
  • Воротынский Михаил Иванович(1510-1573) 
  • Глинская Елена Васильевна (?- 1536) 
  • Годунов Борис Федорович (1551-1605) 
  • Грек Феофан (XIV-XV вв.) 
  • Ермак Тимофеевич(? - 1584) 
  • Радонежский Сергий(ок. 1321-1391)
  • Сильвестр(XVI в.) 
  • Басманов Алексей Данилович (? — 1570)
  • Мстиславский Иван Федорович(ум. 1586)
  • Андрей Иванович Старицкий (1490-1537)

По моему мнению, наибольший вклад в развитие государства внесла Глинская Елена Васильевна. За 5 коротких лет своего регентства она смогла провести существенные реформы, и что не маловажно, ее любил народ. 

C 1535 по 1538 годы в России  была проведена первая реформа  денежного обращения. Реформа  Елены Глинской была одним  из самых значительных событий  в экономическом и политическом  развитии России. В результате  реформы была создана устойчивая  система денежного обращения.  Реформа стала завершающим этапом  политического объединения русских  земель и способствовала их более интенсивному развитию. При проведении реформы Елены Глинской были унифицированы не только весовые соотношения вводимых типов монет, но и обозначения в виде изображений и надписей. Это также облегчало использование новых монет и их защиту от порчи. Введение новых унифицированных изображений на монетах как важная особенность реформы Елены Глинской была отмечена в летописях.

Проведение денежной реформы  при Елене Глинской имело важнейшее  значение для дальнейшего развития России. В результате реформы была создана единая система денежного  обращения России, на протяжении последующих  веков претерпевавшая различные  изменения, но в целом сохранявшая  единство и устойчивость. В результате реформы были окончательно унифицированы  денежные системы ранее экономически мало связанных областей, прежде всего  Новгорода и Москвы. Это позволило  значительно успешнее развиваться  общерусской экономике, особенно в  середине ХVI века. Благодаря реформе  Елены Глинской русская денежная система достигла нового качественного  экономического и технического уровня (обеспечение и выполнение чеканки  монет). Это также имело огромное значение для активизации русской  внешней торговли, прежде всего с  европейскими странами.

Выпуск монет был сконцентрирован  в руках государства. Таким образом, введение государственной монополии  стало основой создания устойчивого  выпуска монет. Это позволило  Русскому государству получать дополнительный доход, использовавшийся для погашения  экстренных расходов, в частности, строительства  крепостей в 1530-е годы и финансирования многочисленных военных операций во второй половине XVI века.

Елена вела активную борьбу с «лихими людьми». Обязанность  преследовать их была возложена на губных старост, которых выбирали из числа дворян или наиболее видных горожан. В итоге губные старосты стали иметь статус окружных судей.

Началась и реорганизация  местного самоуправления («губная реформа»): Елена распорядилась изымать  дела из ведения наместников и  передавать губным старостам и «излюбленным головам», подчиненным Боярской думе, поскольку наместники, как ей докладывали, были «свирепы, аки львове». Это во многом предвосхитило будущие реформы сына Глинской — Ивана Грозного.

Информация о работе Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными?