Распространение ислама с философской точки зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 16:50, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования выступает прослеживание процесса развития исламской религии в суверенной Кыргызской Республики в 1991-2010 годов, создания законодательной базы государственной политики по исламу, определение роли и места ислама в общественной жизни Кыргызстана в результате трансформации государственно-исламских отношений на рубеже ХХ–ХХI вв., а также выявление перспектив и прогнозирование роли ислама для дальнейшего развития республики.
Исходя из поставленной цели исследования, выделяются ряд конкретных задач научного и практического характера:
• осветить источниковедческие, историографические и теоретико – методологические основы исследования процесса исламизации кыргызского общества;
• проследить процесс развития и распространения ислама на территории Кыргызстана;
• рассмотреть нормативно-правовые основы государственно-исламских взаимоотношений в Кыргызстане;
• исследовать процесс становление исламского многообразия мусульманской общины Кыргызстана, выявить существующие тенденции, проблемы и противоречия;
• анализировать влияние ислама в экономике республики, показать особенности становления исламского банкинга и халал-индустрии в Кыргызстане;
• установить степень влияния ислама на социально-бытовую жизнь местных сообществ;
• оценить социокультурную и ценностную роль ислама в проекции духовно-нравственного оздоровления кыргызстанского общества;
• определить роль институтов мусульманской общины Кыргызстана в общественной жизни страны, в развитии исламского образования, СМИ и книгоиздательства;
• обобщить позитивные и негативные последствия воздействия ре-исламизации, спрогнозировать ее социальные последствия на дальнейшее развитие республики.

Файлы: 1 файл

протокол (2).docx

— 27.87 Кб (Скачать файл)

     «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                     Ректор Ошского

                                                                         государственного университета

                                       д.ф.н., профессор Исаков К.А. 

__________________

«____»_______2015-г.

Протокол № 2

Объединенного заседания кафедры Истории Кыргызстана ОШГУ

                                                                            12.05.2015-г.

Присутствовали:     

Заведующий кафедры “История Кыргызстана” Ташмаматов О.А. к.и.н., Нурунбетов Б.Н. д.и.н.,  профессор, Смадияров С.А. к.и.н., профессор, Адилбаев Ж.А. к.и.н, доцент, Кадыров Т.Д. к.и.н, профессор, Арстанов С.А. к.и.н., Осмонова С.К. к.и.н, доцент, Жумашова Г.С. к.и.н, доцент, Абдылдаева О.Т. к.и.н, доцент, Дуйшенбиева А. к.и.н., доцент,  Ураимов У., ст.реп., Осмонова Б. Ст. преп., Маразыков Н. ст. преп.

Председатель: заведующий кафедрой    Ташмаматов  О.А. к.и.н.

Секретарь:        Жумашова Г.С.                   к.и.н.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Повторное  обсуждение кандидатской диссертации соискателя Атантаевой Динары Турсункуловны (научный руководитель Т.Кененсариев д.и.н., профессор) на тему: “Распространение, развитие и современное положение ислама в Кыргызстане”, представленной на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности: 07.00.02. – Отечественная история.

 

 

Слушали:

Председатель заседания Ташмаматов О.А.: Уважаемые коллеги, к нам поступило на повторное обсуждение диссертационная работа соискателя Атантаевой Д.Т. (научный руководитель Т.Кененсариев д.и.н., профессор) на тему: на тему: “Распространение, развитие и современное положение ислама в Кыргызстане.” Хочу отметить,  что диссертация соискателя является актуальной, а сама диссертация самостоятельной научной работой. Данная рабата является актуальной по характеру,  методам исследования и задачам.   Полагаю что исследование соискателя соответствует всем требованиям, предъявляемым к диссертациям по специальности 07.00.02.-История Кыргызстана .

Слово предоставляется диссертанту Атантаевой Д.Т.

Атантаева Д.Т. Здравствуйте уважаемые присутствующие. В связи с предыдушим замечаниями и пожелениями была проделана дополнительная работа по моей диссертации.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является роль и место ислама в жизни Кыргызской Республики.

Предметом исследования являются история развитие ислама в годы независимости Кыргызстана, взаимоотношение ислам с государством, положение традиционного и нетрадиционного ислама в кыргызском обществе, роль и место ислама в экономической, социальной и духовной жизни республики.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования выступает прослеживание процесса развития исламской религии в суверенной Кыргызской Республики в 1991-2010 годов, создания законодательной базы государственной политики по исламу, определение роли и места   ислама  в общественной жизни Кыргызстана в  результате трансформации государственно-исламских отношений на рубеже ХХ–ХХI вв., а также выявление перспектив и прогнозирование роли ислама для дальнейшего развития республики.

Исходя из поставленной цели исследования, выделяются ряд конкретных задач научного и практического характера:

  • осветить источниковедческие, историографические и теоретико – методологические основы исследования процесса исламизации кыргызского общества;
  • проследить процесс развития и распространения ислама на территории Кыргызстана;
  • рассмотреть нормативно-правовые основы государственно-исламских взаимоотношений в Кыргызстане;
  • исследовать процесс становление исламского многообразия мусульманской общины Кыргызстана, выявить существующие  тенденции, проблемы и противоречия;
  • анализировать влияние ислама в экономике республики, показать особенности становления исламского банкинга и халал-индустрии в Кыргызстане;
  • установить степень влияния  ислама на социально-бытовую  жизнь местных сообществ;
  • оценить социокультурную и ценностную роль ислама   в проекции   духовно-нравственного оздоровления кыргызстанского общества;
  • определить роль институтов мусульманской общины  Кыргызстана в общественной жизни страны, в развитии исламского образования,  СМИ и книгоиздательства;
  • обобщить позитивные и негативные последствия воздействия  ре-исламизации, спрогнозировать  ее социальные  последствия на дальнейшее развитие республики.

   Проблема исследования ислама в Кыргызстане осложнено, все же,  следующими факторами. Они следующие:

во-первых, в Кыргызстане нет единого учебного, методологического, исторического издания об исламе;

во-вторых, исторические реалии таковы, что Кыргызстан до 1991 года был в составе СССР, следовательно, все архивные данные об исламе находятся в фондах других постсоветских государств (Российской Федерации, Республики Узбекистан, Республики Казахстан и т.д.), а также зарубежных стран как Турция;

в-третьих, хотя официальное духовенство КР отмечает, что население Кыргызстана является суннитами ханафитами, но с момента арабского завоевания территории Кыргызстана, на мировоззрение населения оказывали влияние различные исламские течения и школы (суфийские тарикаты);

в -четвертых, в стране только формируется духовная интеллигенция из числа коренного населения.

История ислама в Кыргызстане малоизучена. Источники об особенностях исламе в Кыргызстане отсутствуют внутри самой страны. Архивные данные не отражают историческую ретроспективу и онтологическую картину ислама и мусульман. До 1990 года Кыргызстан рассматривался исследователями не как отдельный субъект мировой истории, а как часть территории того или иного государства сущестовшего  в различные исторические периоды.

В истории ислама в Кыргызской Республике, очень много белых пятен, которые не дают полностью раскрыть его роль в общественно-политической жизни КР и центрально-азиатского региона в целом.

Научная новизна диссертации.

  • освещены историографические и теоретико – методологические основы   исследования;
  • проанализированы процессы исламизации населения Кыргызстана со времен средних веков до настоящего времени;
  • характеризована исламская моаика современного независимого Кыргызстана;
  • анализирован процесс вовлечения ислама в экономическую жизнь страны, создание банковской системы и халялной индустрии;
  • влияние ислама в социальной сфере, оценка степень влияния ислама в кыргызстанском  обществе;
  • оценена социокультурная и ценностная роль ислама   в проекции   на духовно-нравственное оздоровление кыргызстанского общества;
  • раскрыта роль институтов мусульманской общины Кыргызстана  в общественной жизни республики, выявлены достижения и пробелы;
  • определены особенности сстановления системы  исламского образования, мусульманских СМИ, книгоиздательства и его значение для общества;
  • обобщены позитивные и негативные последствия воздействия  ре-исламизации, спрогнозированы  ее социальные  последствия на дальнейшее развитие республики.

 

Научно-теоретическое и научно-практическое значение темы. В диссертации систематизированы и проанализированы теоретические положения о характере влияния ислама на  общественную  жизнь  в современном Кыргызстане,  результаты которых могут служить для дальнейшей разработки стратегии и тактики государства по отношению к исламу и исламским  религиозным организациям. 

Фактические данные, выводы и рекомендации могут быть использованы:

 ▪ при создании научных трудов по истории, политологии, социологии Кыргызстана, при разработке учебно-методических пособий, в практике преподавания соответствующих учебных дисциплин в учебных заведениях.

▪ для конструктивного межконфессионального диалога по снижению социальной и  политической  напряженности в стране;

▪ в практической деятельности органов власти, службы безопасности, неправительственных организаций, занимающихся проблемами ислама;

▪ при разработке программ, проектов, направленных на решение социальных задач;

▪ при изучении, системном анализе состояния проблем безопасности и стабильности в Кыргызстане, эффективности использования сотрудничества с религиозными учреждениями в национальных интересах страны, в том числе при решении проблем религиозного экстремизма;

 ▪ в средствах массовой  информации и публицистики с  целью информирования населения  об особенностях религиозной  ситуации в республике.

Основные положения диссертации,  выносимые на защиту.

Учитывая новизну затрагиваемых автором вопросов,  выдвигаются следующие положения, научно-гипотетического характера:

  1. Влияние ислама на социальную и этнополитическую жизнь населения Кыргызстана сегодня является значительным,  однако на настоящий момент оно еще не обрело институциональных форм, соответствующих специфике светского государства.  В исследуемый период прошла первая волна исламизации, которой характерно возрождение и  восстановление мусульманской культуры, ритуалов,  традиций. Вторая волна исламизации в будущем будет решать задачу  – учета интересов религиозного большинства в общественно-политической жизни страны.
  2. Рост влияния ислама на общественно-политическую, социальную и этноконфессиональную жизнь современного Кыргызстана явилось результатом сотрудничества с мусульманскими странами, с Организацией Исламского сотрудничества (ОИС), Исламским банком развития (ИБР), Организацией Ага Хана по сотрудничеству, Организацией экономического сотрудничества (ЭКО) и др., заинтересованных в исламизации Кыргызстана.
  3. Количественный и качественный  рост религиозных объектов, центров, фондов, рост мусульманских СМИ и  книгоиздательства, тиражирование  переводов Корана, издание переводных брошюрок с кратким изложением основ исламской веры и правил отправления культа,  учреждение газет религиозного направления в регионах стимулировало рост религиозных знаний мусульман.
  4. Признание ислама  органами государственной власти явилось  официальное признание мусульманских праздников, и публичное  соблюдение мусульманами   религиозных обрядов.  Если первоначально их  проводили только  в быту во время семейных событий в жизни мусульман, то начиная с 90-х гг. ХХ в. религиозные обряды стали проводить  публично, в присутствии большого количества людей, на  которых наряду с верующими принимали участие видные богословы, представители органов государственной власти, а также  иностранные гости.
  5. Активный поиск форм и способов участия в общественно-политических процессах страны, в условиях демократизации,   привел мусульманскую общину  к  созданию различного рода исламских НПО правозащитного, образовательного и социально-ориентированного характера – «Адеп Башаты», «Дил Мурогу», «Мутакаллим», «Ислах», «Тейба», «Конгресс мусульман Центральной Азии» и др.
  6. Мусульманский ресурс сегодня представляет собой потенциально влиятельную силу, которую будут пытаться использовать различные политические силы в целях   привлечения «мусульманского электората» в свою пользу. И от того, как и кем, этот ресурс будет использован и какую форму может приобрести участие мусульман в общественно-политической жизни страны, будет зависеть дальнейшее развитие Кыргызстана.
  7. Стала возникать и расширяться халяльная инфраструктура общественного питания, мусульманской одежды и предметов быта. С каждым годом увеличивалось число предприятий, выпускающих халяльную продукцию, позволяющей мусульманам одеваться и питаться в строгом соответствии с законами шариата.  Помимо специализированных магазинов по продаже халяльного мяса и колбасы, были открыты специальные киоски и павильоны, чаще всего вокруг мечетей, с товарами повседневного спроса и одежды, рассчитанные на соблюдающих мусульман и мусульманок.
  8. Произошло резкое изменение как внешнего облика городов и селений республики, так и мусульман - мужчин и женщин, изменилось само течение частной и общественной жизни. Ислам постепенно стал превращаться в основу социализации мусульманских детей и подростков.
  9. С открытием Исламского института в г. Бишкек в 1993 г. Началось создание собственной системы исламского духовного образования. Если до 1991 г. в республике не было ни одного учебного заведения, то к 2014 г. Кыргызстан являлся лидером по количеству исламских учебных заведений среди постсоветских центральноазиатских государств.

 

Председатель заседания: Ташмаматов О.А. Прошу высказать свое мнение по данной работе.

Нурунбетов Б.А. д.и.н. профессор: Диссертант АтантаеваД.Т. для своего исследования выбрала актуальную тему, которая приобретает особую значимость. Диссертационное исследование отличается логичностью и последовательностью. Представленную работу можно охарактеризовать как научное достижение.   Научную работу просмотрел, процесс работы выполнен в соответствии с требованием. Исследовательское мнение выделила обширно.

    Рекомендую  работу к  публичной защите.

 

Кадыров Т.Д. к. и. н.: Безусловно, тема актуальна, богата новыми фактами. Как я вижу, после предыдущего обсуждения были исправлены недостатки. Думаю, что работа созрела для публичной защиты. Имеются небольшие ошибки грамматического и стилистического характера, которые можно устранить в процессе. Предлагаю к публичной защите.

 

 

Смадияров С.А. к.и.н., профессор: Актуальность работы Атантаевой Д.Т. не вызывает никаких сомнений как в теоретическом, так и в практическом плане. Исследование исламских процессов в наши дни приобретает особое значение, поскольку изучение данной проблемы представляется с каждым годом огромный интерес на мировом уровне. Диссертационное исследование Атантаевой Д.Т. является целостным научным трудом, подготовленным в соответствии с требованиями ВАК Кыргызской Республики, предъявляемым к кандидатским диссертациям. Поддерживаю работу к публичной защите.

 

 

Адильбаев Ж.А. к.и.н.: Безусловно работа является актуальной. Приняв правильно, во внимание все замечания предыдущего обсуждения, диссертант включила в работу   несколько изменений. Все же хочется отметить, необходимо подкорректировать заключение. В целом, работа соответствует предъявленным требованиям. Предлагаю диссертацию Атантаевой Д.Т к публичной защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель заседания: На оновании вышеизложенного Объединенного заседания кафедры Истории Кыргызстана ОШГУ

 

Постановили:

 

  1. Утвердить заключение объединенного заседания кафедры «Истории Кыргызстана», Ошского государственного университета по диссертации Атантаевой Д.Т. на тему: “Распространение, развитие и современное положение ислама в Кыргызстане.”
  2. Просить Специализированный совет по защите докторских (кандидатских) диссертаций ИИ НАН КР на соискание ученой степени кандидата исторических наук принять диссертационную работу Атантаевой Д.Т. к  публичной защите.

Информация о работе Распространение ислама с философской точки зрения