Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:01, реферат
Онтология - философское учение о бытии как таковом, о сущем, о его формах и фундаментальных, о наиболее общих определениях и категориях бытия, а не о бытии тех или иных объектов. Парменид и другие элеаты мыслили бытие как истинно сущее, вечное и неизменное, самопорождающее себя единство Истины, Добра и Красоты. Подвижное многообразие мира они относили к миру обманчивых явлений. Средневековые мыслители придали онтологии теологический смысл, отождествив понятие бытия с Богом. Обоснование всех философских учений и систем строилось на онтологии. В материализме XVII-XVIII вв. бытие отождествляется с природой, что равносильно отрицанию онтологии. С позиции Канта, не может быть онтологии как учения, независимого от учения о принципах познания, а это означает совпадение онтологии и гносеологии. Интерес к онтологии в западноевропейской философии XIX в. резко упал, появились психологические и гносеологические трактовки онтологии. Бытие стало субъектным. В нач. XX в. западно-европейская философия вернулась к теме онтологии как универсальной теории бытия, полученной путем синтеза естественнонаучных, философских и иных знаний (Э. Гуссерль, неотомизм, М. Хайдеггер и др.
Онтология - философское учение о бытии как таковом,
о сущем, о его формах и фундаментальных,
о наиболее общих определениях и категориях
бытия, а не о бытии тех или иных объектов.
Парменид и другие элеаты мыслили бытие
как истинно сущее, вечное и неизменное,
самопорождающее себя единство Истины,
Добра и Красоты. Подвижное многообразие
мира они относили к миру обманчивых явлений.
Средневековые мыслители придали онтологии
теологический смысл, отождествив понятие
бытия с Богом. Обоснование всех философских
учений и систем строилось на онтологии.
В материализме XVII-XVIII вв. бытие отождествляется
с природой, что равносильно отрицанию
онтологии. С позиции Канта, не может быть
онтологии как учения, независимого от
учения о принципах познания, а это означает
совпадение онтологии и гносеологии. Интерес
к онтологии в западноевропейской философии
XIX в. резко упал, появились психологические
и гносеологические трактовки онтологии.
Бытие стало субъектным. В нач. XX в. западно-европейская
философия вернулась к теме онтологии
как универсальной теории бытия, полученной
путем синтеза естественнонаучных, философских
и иных знаний (Э. Гуссерль, неотомизм,
М. Хайдеггер и др.
Гносеология (теория познания)
- раздел философии, в котором предметом
исследования является процесс познания
как таковой в его целостности. Основные
проблемы теории познания: сущность познавательного
процесса, его закономерности, условия
и предпосылки, возможности и границы,
всеобщие основания и социокультурные
детерминанты. Важнейшая проблема теории
познания - соотношение знания и реальности
и связанные с ней вопросы об истине, путях,
формах, способах ее достижения, взаимосвязи
рационального и иррационального, познания
и понимания, знания и веры и др. Теория
познания тесно связана с такими фундаментальными
науками как онтология, диалектика, логика
и методология. Поскольку субъектом теории
познания является человек, то она широко
использует данные философской антропологии,
этики, культурологии, социологии, герменевтики,
феноменологии и других наук о человеке.
При изучении личности познающего субъекта
теория познания опирается на данные психологии,
физиологии, нейрофизиологии, медицины.
Большое влияние на развитие теории познания
оказывают математика, кибернетика, синергетика,
естественные и гуманитарные науки, история
философии и науки и пр.
Социальная философия
- раздел философского знания, касающийся
философского рассмотрения общественного
бытия человека как формы отношения человека
к обществу и возникающих тут проблем
и противоречий. Социальная философия
стремится создать идеальную модель общества
со всеми ее важнейшими составляющими
и на этой основе пытается выяснить закономерности
его функционирования. Будучи включенной
в мировую философскую культуру на всех
этапах ее развития, социальная философия
выделяется как относительная дисциплина
в XIX в. (Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер).
Для всех них был характерен целостный,
концептуальный подход к общественной
жизни и ее феноменам, правда, построенный
на разных методологических основаниях.
В тесной связи с социальной философией
рождается и социология, акцентирующая
исследования более частных проблем общественной
жизни. В XX в. проблемы социальной философии
развивали такие мыслители, как О. Шпенглер,
А. Бергсон, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Поппер,
Т. Парсонс, М. Вебер, Н. Бердяев, П. Сорокин
и др. Социальная философия сегодня - это
своеобразное самосознание человечества,
пытающееся ответить на вечные вопросы:
Откуда мы? Куда мы движемся? Как преодолеть
глобальный кризис? Как реализовать себя
человеку в новой социальной реальности?
Философская антропология - раздел философии, в котором изучается
человек как особый род сущего, осмысливаются
проблемы человеческой природы и человеческого
бытия, анализируются модусы человеческого
существования, выявляется потенциал
антропоцентрической картины мира. Возникла
в XVIII в. Наиболее четко о сущности человека
заявил Кант, полагавший, что философия
должна ответить на три вопроса, касающихся
человека: Что я должен знать? На что я
могу надеяться? Что я должен делать? А,
в сущности, на один: Что такое человек? Особую
популярность антропологический принцип
получил в XX в., который, несмотря на тоталитарные
режимы, мировые войны, массовые геноциды
и т.д., все чаще оценивается как «век осуществленного
гуманизма» (А. Назаретян). В то же время
в условиях усиления институционального
контроля, появления форм манипулируемой
демократии и глобализации (господство
одного из регионов), а все чаще используется
в идеологических целях.
В узком смысле, философская антропология
- направление, сложившееся в 20-е гг. XX в.
и связанное, прежде всего с именами М.
Шелера и Г. Плеснера. Согласно М. Шелеру,
человек есть уникальное космическое
существо, способное к самосознанию, нетождественное,
в силу этого, своему телу и среде обитания,
но находящееся в отношения с ними, эксцентрическое,
неукорененное, недостаточное. Эти положения
были детально разработаны Плесснером
и развиты в исследованиях Гелена, Ландсберга,
Левита, Липпса и др. В настоящее время
исследователи не столько развивают и
обогащают философскую антропологию,
сколько предлагают разные формы соединения
ее основных положений с классической
и экзистенциально ориентированной философией.
Философия истории - область,
исследующая внутреннюю логику развития
человеческого общества, очищенную от
зигзагов и случайностей. Философия истории
выделяет общие законы, черты и свойства,
решает проблемы социального прогресса
и регресса, дает теоретическую реконструкцию
исторического прошлого. Философия истории
имеет свой категориальный аппарат: прогресс,
социальный детерминизм, цивилизация,
формация, социальное время и пространство,
законы общества, менталитет, производственные
отношения и т. п. Главные проблемы философии
истории: смысл истории людей и методы
понимания этого смысла; возможность универсальной
истории всего человечества; направленность
исторических процессов; цели истории
и проблема исторического прогресса: разумность
и закономерная необходимость исторических
явлений и процессов или, напротив, их
случайность, неразумность, спонтанность;
типология истории, ее членение на формации,
цивилизации, суперэтносы и т.д.; ценности
людей, реализующиеся в истории; отношения
человека и его сознания с социокультурной
средой. Философия истории прошла ряд
этапов в своем развитии. Идеи и проблемы,
относящиеся к философии истории, разрабатывались
в античности (Фукидид, Геродот, Полибий,
Тацит, Плутарх и пр.), в средние века (Августин
Блаженный, Фома Аквинский, Алексей Комнин
и др.) и в эпоху Ренессанса (Макиавелли,
Мор и др.).
Подлинный расцвет философии истории
начинается с Нового времени и особенно
Французского просвещения (XIII в.).
Философия науки - философская дисциплина, предметом исследования которой является наука как «триединое целое» - система развивающегося знания (отвечающего критериям научности), форма духовного производства и социальный институт. Философия науки изучает общие закономерности научной деятельности, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, его социокультурную детерминацию, идеалы и нормы, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития и т.п. Философия науки вначале разрабатывалась на материале естествознания (как наиболее зрелой области науки). В последние годы она привлекает для философского обобщения материал социально-гуманитарных наук - социологии, социальной антропологии, социальной философии, культурологии, социальной психологии и др. В центре внимания философии науки на современном этапе проблемы особенностей социального познания, специфика их методов
Философия религии - особый тип философствования: 1) раздел религиоведения (наряду с психологией, социологией религии) - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение религии; 2) специальный раздел философских систем - осмысление религии в контексте определенной философской системы (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель); в) обособившаяся самостоятельная философская дисциплина. Философия религии исследует природу и функций религии, возможность или невозможность философского обоснования бытия Бога, Его природу, отношение к миру и человеку. Философия религии занимается только тем, что можно осмыслить в «границах разума», т.к. иррациональная суть религии остается за пределами философии и является областью исследования богословия (теологии). Основоположником философии религии принято считать Спинозу. Философские исследования религии в дальнейшем осуществляют Юм, Кант, Гегель (XVIII-XIX вв.), А. Шопенгауэр, Л. Фейербах (XIX в.), П. Тиллих, Ж. Маритен, П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс, А. Уайтхед, Д. Маккуори (XX в.). Современная западноевропейская философия религии выступает либо как философское религиоведение, либо как философская теология. Принципиальное различие между ними заключается в том, что философское религиоведение может осуществляться с различных, в том числе и с критических по отношению к религии позиций, философская теология однозначно ориентирована на решение религиозно-конструктивных задач. Философское религиоведение основное внимание уделяет религиозному отношению человека к действительности, Божественной реальности (в центре - субъективная сторона религиозной жизни). В философской теологии осуществляется конструктивное осмысление объекта религии - Божественной реальности. В историческом плане эта форма имела явное преобладание. До эпохи Просвещения философия религии выступала исключительно как философская теология.
Этика - философская дисциплина о морали, нравственности как особой форме художественного сознания. Этика изучает проблему происхождения и исторического развития нравственности морали; ее природу, функции, роль в обществе; ее внутреннюю структуру и основные элементы; а также теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности. Основными понятиями этики, отражающими существенные стороны и элементы морали и составляющими теоретический аппарат этики, являются «добро», «зло», «долг», «свобода воли», «ответственность», «добродетель», «совесть» и т.д. В восточной и античной мысли этика была вначале слита с философией и правом, имела характер преимущественно практического нравоучения. В философии Аристотеля этика выделяется в самостоятельную философскую дисциплину как практическая наука о благе, счастье, обретение которого возможно через самореализацию человека, через действия, одобряемые обществом (добродетели). Средневековая этика связана с религией христианства. Источником нравственности становится Божественное откровение. Главным критерием добродетели является заповедь любви к Богу и ближнему. В Новое время этика понимается как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т.е. совпадает с антропологией (например, французские просветители, Д. Юм) или сливается с натурфилософией (Спиноза). Этика того времени исходит из тезиса о единстве сущего и должного, обосновывает нравственные принципы, наставляет как должно поступать, т.е. совмещает в себе теоретическую и «практическую» философию.
Эстетика - термин был впервые введен в культурно-эстетический оборот немецким философом эпохи Просвещения Александром Г. Баумгартеном. С этого времени эстетика становится самостоятельной дисциплиной, обретает свой предмет исследования - человеческую чувственность, способность индивида образно, целостно постигать мир, видеть в уникальном всеобщее. Но традиционно изучение эстетики начинается не с середины XVIII в., а со времен античной Греции. Это связано с тем, что человеческая чувственность, проявляясь в том или ином эстетическом понятии (прекрасное, безобразное, возвышенное, комическое, трагическое, художественный образ, художественное и эстетическое восприятие и т.п.), попала в сферу интеллектуального пространства в IV в. до н.э. Наиболее часто анализируемыми проблемами эстетики являются прекрасное и искусство. В разное время разные философы и художники при исследовании сферы искусства и прекрасного то разводили их (например, Платон), то сопрягали (Г егель). Собственно искусство как область наивысшего проявления прекрасного рассматривалась впервые тем же Баумгартеном. Эстетика традиционно включает в себя ряд разделов: историю эстетики, теорию эстетики, специфику художественного творчества, эстетическую культуру современного общества и др. Теория эстетики рассматривает эстетическую деятельность, эстетическое сознание и его структуру
Философия |
знание |
теоретическая |
практическая |
Дисциплины |
Эпистемология • Логика |
Онтология • Гносеология •Диале |
Аксиология • Этика • Эстетика |
Философия предметной области |
науки • математики • техники • |
природы • человека • духа • те |
искусства • истории • культуры |
Онтология (ontos-сущность+
Гносеология (gnosis-знание+
Аксиология (axia-сущность+
Антропология (antropos-