Различие между наукой и философией. Определение мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

. В этой контрольной работе мы раскроем тему различие философии и науки. Дадим определение мировоззрения, а также попробуем

раскрыть всю сущность этого вопроса.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой.

Содержание работы

1. Введение

2. Философия в познании науки.
3. Философия и наука. Функции философии

4. Мировоззрение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа4.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Контрольная   работа 

     В.1.Различие между наукой и философией.           

     Определение мировоззрения.

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      СОДЕРЖАНИЕ.  
 

             1.   Введение  

             2.   Философия в познании науки.

             3.   Философия и наука. Функции философии

             4.    Мировоззрение.

              5.    Список  литературы.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. В этой  контрольной работе мы раскроем  тему различие философии и науки. Дадим определение мировоззрения, а также попробуем                       

раскрыть  всю  сущность этого  вопроса.

      Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.

      Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и мальте, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи, и о в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Философия в  познании науки.

      Философия — это мировоззренческая форма  сознания. Однако не всякое мировоззрение  можно назвать философским. Вопрос о бытии - главный вопрос философии, но решать его можно, только поняв смысл человека. Человек конструирует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще.

      Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия  внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание — это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозрительная. Научно-теоретическое знание составляет лишь одну (и при этом даже не основную, не главную) сторону идейно го содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания - духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, т. е. мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время (античность, средневековье), когда никакой науки нигде еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Более того, сама наука (уже в Новое время) своим происхождением во многом обязана философии. Из этого следует, что и в современном философском сознании «первую скрипку» играет не рассудок, а нравственная, гражданская интуиция, внутреннее чувство высшей правоты и справедливости.

      Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание —  это и есть знание о месте и  роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (т. е. обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни — учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

      Английский  философ Б. Рассел определил место философии в духовной жизни человека как «ничейную землю» между наукой и религией — двумя основными формами освоения им мира. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе говоря, вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда именно потому, что с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, в общественном мире человека складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. И чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная и безостановочная работа философской мысли, которая находится в несколько иной плоскости, нежели мысль ученого.

      Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру — вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

      Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести  человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать  его жизни истинный смысл, открыть  путь к самым совершенным ценностям. Но если религия — это массовое сознание, то философия — сознание элитарное, требующее не только таланта, ноипрофессиональной выучки.

      Органическое  соединение в философии двух начал -научно-теоретического и практически-духовного  — определяет специфику ее как  совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории — в реальном процессе наследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. 

      Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли. Призыв В. Маяковского — «Больше поэтов хороших и разных» — можно распространить и на философов. Так же, как поэзия и искусство, философия не терпит стандарта и унылого однообразия. Подлинный философ, как и подлинный поэт, музыкант, художник,— уникален. Творимый им мир никто иной сотворить не может.  В философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой области человеческого творчества.

      Философия  возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как  акт рефлексии, т. е. осознанно. А  это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии — не «часть» ее, а основа, ее суть, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проблемы  научности философского  мировоззрения. Философия и наука. Функции философии

      Непосредственной  целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений  действительности, составляющих предмет  ее изучения, на основе открываемых  ею законов. Философия всегда в той  или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

      Первую  попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания 'госпожой наук', считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами 'королева наук' и 'наука наук'.

      В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово 'философия' означает 'наука'. Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи а[НЕРАЗБОРЧИВО]стики, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.

      В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные  суждения о величии науки и  неполноценности философии. В это  время возникло и приобрело влияние  философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее 'королеву наук' в 'служанки'. В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

      Ко  всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия  единственная из наук объясняет что  такое бытие, какова его природа, соотношение материального и  духовного в бытие.

      Посмотрим как наука и философия взаимодействуют  между собой. Научно-философское  мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями  как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

      На  основе общих принципов рационального  понимания философская мысль  группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские 'эскизы' тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т. о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием 'белых пятен' познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

      Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных  представлениях о мире, о принципах  его устройства, общих закономерностях  и т.д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий(категории, принципы, различные методы познания) , но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

      Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много  общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.  

Информация о работе Различие между наукой и философией. Определение мировоззрения