Различие понятий ″причинность″ и ″детерминизм″

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 10:21, реферат

Описание работы

В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира. Отказ от принципа детерминизма приводит к совершенно иной картине бытия, в котором возможным становится все, что угодно, вплоть до «чуда». В таком мире невозможны рациональные объяснения связей между явлениями, научный прогноз будущего, разумная ориентация в происходящих событиях

Содержание работы

Введение. 3
Детерминизм. 4
Причинность. 9
Случайность и необходимость. Возможность и действительность. 12
Заключение. 15
Список литературы: 16

Файлы: 1 файл

философия - Различия понятий ″причинность″ и ″детерминизм.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема моей контрольной работы «Различие понятий ″причинность″ и ″детерминизм″».

Понятия причинности и детерминизма очень близки, и в общем выражают взаимосвязь событий и явлений мира.

Но между ними все же есть различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детерминизм.

В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира. Отказ от принципа детерминизма приводит к совершенно иной картине бытия, в котором возможным становится все, что угодно, вплоть до «чуда». В таком мире невозможны рациональные объяснения связей между явлениями, научный прогноз будущего, разумная ориентация в происходящих событиях. [3, стр.129]

Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.  
В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем атомистическую концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура) отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф.Бэконом, Т.Гоббсом, Б.Спинозой, Р.Декартом, Ж.Ламетри, П.Гольбахом и другими философами Нового времени. Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И.Ньютона и К.Линнея, французский астроном и математик П.Лаплас в работе "Опыт философии теории вероятностей" (1814) довел идеи механистического детерминизма до логического конца: он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия.  
Интересно отметить, что уже к началу того же самого XIX века под влиянием развития теории вероятностей (которой занимался П. Лаплас), социальной статистики и т.д. возник целый ряд вопросов, не разрешимых с позиций лапласовского детерминизма:

1. Как совместить его концепцию  с эмпирическими наблюдениями, выявляющими  отклонения от необходимости, отсутствие "чистого" проявления закона  во всех его конкретных воплощениях?  
2. Как совместить механизм лапласовского детерминизма с теорией вероятностей, оперирующей понятием "случайность"?

В трудах Лапласа здесь противоречия не было, ибо он истолковывал субъективистски и случайность, отождествляя ее с незнанием причин, и вероятность, относя ее к нашему знанию о процессе (объекте), но не к самому процессу (объекту). В действительности же вероятность, как уже говорилось, определяет степень возможности проявления объективного по своей природе случайного явления.

Размышления над этими вопросами исподволь подтачивали устои лапласовского детерминизма, но прорыв к более широкому пониманию определенности в мире был осуществлен благодаря двум эпохальным событиям в естествознании — дарвиновской теории происхождения видов и в особенности появлению квантовой механики. Выяснилось, что многие законы, объясняющие мир, носят статистический характер, то есть не допускают однозначной предсказуемости и, следовательно, являются законами вероятными.

Говоря об этом постклассическом, диалектическом этапе в развитии детерминизма, мы не можем не вспомнить Эпикура, в учении которого о самопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержалось современное понимание детерминизма.

Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос. [4, стр.111]

Первоначально смысл слова «детерминация» был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Термин «детерминация» происходит от латинского determinate, означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого.

 Детерминация в объективном смысле уже означает не определение, ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях. [1, стр.279]

Детерминизм – учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности. При детерминистическом взгляде возможна  строгая  и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю. [4, стр.110-111]

Длительное время умами философов, и ученых владел механистический детерминизм, базирующийся на понимании причинной связи как однозначной (то есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей (Демокрит, Спиноза и другие). Для механистического детерминизма характерны очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей и ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающий во внимание вероятностной, статистической формы детерминизма.

Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями). Так, в системе физической причинности, воссозданной в механике Ньютона, все процессы определяются предыдущим состоянием движения и силами, оказывающими действие извне. Далее, поскольку детерминация рассматривалась как однозначная, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания (или ретросказания) состояний материальных систем и даже Вселенной в целом в будущем (или прошлом). [3, стр.136-137]

Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.

В более развернутом виде общетеоретический принцип детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

2. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.

2. В основе  всего многообразия отношений  детерминации (или обусловливания) лежит генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, каждое событие порождается, производится другим событием, и этот процесс порождения сопровождается переносом вещества, движения и информации.

3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании непричинных отношений детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все отношения детерминации к причинной детерминации, но постулирует существование многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не сводимых к причинности.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания: процесс обусловливания имеет регулярный упорядоченный характер. Он подчиняется законам, имманентным схемам бытия, внутренне присущим отношениям между явлениями. Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и изменения. [1, стр.480-481]

Философский детерминизм, как учение о материальной регулярной обусловленности явлений, не исключает существования непричинных видов обусловливаения. Непричинные отношения между явлениями можно определить как такие отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности я временной асимметрии.

Наиболее характерным примером непричинного обусловливания; или детерминации является функциональная связь между отдельными свойствами или характеристиками предмета.

Другим видом непричинной обусловленности является так называемая связь состоянии.

Особым видом детерминации является целевая, телеономная детерминация. В обществе целесообразными являются действия субъектов и ряда технических устройств. Но если деятельность роботов и компьютеров есть целеисполняющая, то деятельность человека — целеполагающая. [1, стр.495-497]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причинность.

Причинность – одна из форм всеобщей взаимозависимости явлений объективного мира. [4, стр.404]

И необходимые, и случайные события имеют свои причины.

Простейшей формой причинности является элементарная причинная связь. Это связь между двумя явлениями – причиной А и следствием В, в котором первое явление генерирует, порождает второе:

А -> В

Элементарная причинная связь характеризуется следующими чертами.

  1. последовательность во времени: причина предшествует следствию;
  2. непрерывность: между причиной и следствием не должно быть временного или пространственного разрыва, переход от одного к другому есть процесс, заполняющий пространственный и временной интервал между ними без каких-либо «пустот»;
  3. асимметричность: причинная связь необратима, т.е. если А есть причина В, то В не может быть причиной А;
  4. постоянство: одна и та же причина в одних и тех же условиях вызывает одно и то же следствие.

Каждая причина является следствием другой причины, а каждое следствие – причиной другого следствия. Таким образом, всякая элементарная причинная связь оказывается лишь звеном причинной цепи, тянущейся от нее как в прошлое, так и в будущее.

Условия, влияющие на развитие событий:

  • происходящие в материальных объектах изменения являются следствиями не только внешних воздействий (внешней причинности); они зависят также от внутреннего строения объекта, от его состояния в данный момент, от происходящих  в нем процессов(внутренней причинности);
  • причинной цепи, которая была бы изолирована от других, не существует. Эти цепи пересекаются, и в точке их пересечения, очевидно, может возникнуть событие, которое для каждой из них, взятой в отдельности, является «незапланированным», случайным;
  • событие может служить причиной не одного, и многих следствий. [2, стр.499-501]

Основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений, причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями или событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое и качестве следствия. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь  между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни явление, называемое следствием.

Возможны два типа взаимодействий:

 



 



1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах;

2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины.

Причина при таком ракурсе, т. е. в плане взаимосвязей, определяется как взаимодействие тел иди элементов, вызывающее соответствующие, изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление. Причина есть взаимодействие, следствие — результат взаимодействия. [1, стр.183-184]

Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он составляет его основу.

Причинно-следственная связь является фундаментальной не только в том смысле, что на ней основываются в конечном счете другие, непричинные типы детерминации. Эта связь оказывается простейшей и вместе с тем базисной в том отношении, что из нее исходят, на ней формируются более сложные виды самих отношений – так называемые цепи причинения.

Имеются следующие виды цепей причинения:

  1. однолинейные цепи причинения. В них одно и тоже явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом;
  2. двулинейные с обратной связью;
  3. разветвляющиеся;

Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может давать сеть причинения.

Причинная сеть — это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.

Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина. [1, стр.187-189]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Случайность и необходимость. Возможность и действительность.

Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное событие-следствие.

Информация о работе Различие понятий ″причинность″ и ″детерминизм″