Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:03, контрольная работа
Работы Иммануила Канта относятся к периоду немецкой классической философии с XVIII по XIX вв. Он является родоначальником данного течения.
Кант родился в 1724 году в Кенигсберге. После учебы в университете «Альбертина» он стал преподавателем, с 1770 года – стал профессором метафизики. В 1796 году Кант прекратил чтение лекций, но продолжал научную деятельность.
Введение 3
Почему в творчестве И. Канта различают докритический и критический периоды и что они означают 4
Заключение 9
Список использованной литературы 10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Почему в творчестве И. Канта различают докритический и критический периоды и что они означают 4
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Работы Иммануила Канта относятся к периоду немецкой классической философии с XVIII по XIX вв. Он является родоначальником данного течения.
Кант родился в 1724 году в Кенигсберге. После учебы в университете «Альбертина» он стал преподавателем, с 1770 года – стал профессором метафизики. В 1796 году Кант прекратил чтение лекций, но продолжал научную деятельность.
В центре философии Канта - это человек,
так как он для себя - своя последняя
цель. Философские воззрения мыслителя
существенно менялись по мере его развития.
До начала 1780-х годов в центре внимания
Канта были естественно-научные вопросы,
далее он приступил к изучению метафизических
проблем бытия, познания (гносеология),
человека, нравственности, государства
и права, эстетики. Таким образом, весь
период философского развития Канта делится
на две части – докритический и критический.
Немецкая классическая
Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии, человек, осуществивший поворот в метафизике (раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового) Нового времени и провозгласившему «абсолютную ценность» человеческой личности. Современная философия сознания, когнитивная наука, аналитическая философия, феноменология и экзистенциализм ХХ в. напрямую зависят от кантовских идей.
В творчестве И. Канта выделяют два периода: докритический (1746 – начало 1770-х гг.) и критический (с 1770 г.). Деление на данные периоды довольно условно, т.к. идеи, выдвинутые им в ранних работах, нередко свое развитие получали в последующих трудах. Первый период посвящен естественнонаучным исследованиям, преимущественно в области космологии, математики, физики. Критический период охватывает собственно философское творчество мыслителя, когда предметом его исследований становятся гносеология, этика, эстетика. Наиболее известными работами этого периода стали: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» [1]. Кант был глубоко убежден в возможности научного постижения естественных процессов.
В «докритический» период Кант принял
позицию естественнонаучного
Самой известной работой натурфилософского цикла стала «Всеобщая история и теория неба». Кант рисует картину развивающейся Вселенной, естественным путем формирующейся из хаоса материи под воздействием сил притяжения и отталкивания. Он был уверен, что с течением времени порядок постепенно вытесняет хаос. В «Истории неба» он подчеркивает, что, хотя мир упорядочивается одними лишь естественными законами, это не означает, что в его истолковании ученый может обойтись без понятия Бога. Ведь сами естественные законы, порождающие космическую гармонию, не могут быть результатом случая и должны мыслиться как творение Высшего разума. Кроме того, даже изощренные естественнонаучные методы, считал Кант, не могут объяснить феномен целесообразности вообще и жизни в частности. Это убеждение философ сохранил и в критический период своего творчества, отрицая, что целесообразность живых существ может быть истолкована без привлечения понятия разумной причины природы.
Несмотря на интерес Канта к натурфилософской и естественнонаучной тематике, в центре его внимания находилась метафизика. Кант не разделял мнения, что для превращения в строгую науку метафизика должна уподобиться математике. Он доказывал, что методы этих наук разнятся. Математика конструктивна, метафизика — аналитична. Задача метафизики состоит в том, чтобы выявить элементарные понятия человеческого мышления. Иными словами, важной проблемой философии оказывался вопрос о границах человеческого познания. В работе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» Кант приходит к выводу, что границы знания в целом совпадают с границами опыта. И позже, в критический период он писал в работе «Критика практического разума»: «...Всякую философию, поскольку она опирается на основания опыта, можно назвать эмпирической, а ту, которая излагает своё учение исключительно из априорных принципов, чистой философией. Последняя, если она только формальна, называется логикой; если же чистая философия занимается лишь определёнными предметами рассудка, то она называется метафизикой» [2].
В диссертации 1770 г. Кант писал, что абсолютное пространство может быть истолковано в качестве независимого от вещей субъективного условия восприятия человеком внешних воздействий. По аналогии с пространством философ переосмыслил и время; только в случае с временем речь идет не о внешнем, а о внутреннем чувстве. При таком понимании пространственно-временные предметы чувств оказались лишены независимого от воспринимающего субъекта существования и получили название «феноменов». Вещи же, как они существуют независимо от нас, «сами по себе», были названы Кантом «ноуменами», чтобы подчеркнуть их нечувственный характер.
Эта концепция впоследствии была обозначена Кантом как трансцендентальный (выходящий за пределы) идеализм. Одним из ее следствий оказывается методологический вывод о недопустимости смешения чувственных и рассудочных понятий. Ведь сама возможность мыслить вещи сами по себе свидетельствует, что способность мышления (рассудок) не ограничивается в своем применении миром чувственных феноменов. Попытки уравнять области применения чувственных и рассудочных понятий являются главной причиной метафизических заблуждений. Подобный тезис Кант защищал и в критический период, но в ином контексте. В 1770 г. он полагал, что человек может не только мыслить, но и познавать вещи сами по себе, т. е. мыслить их с сознанием объективной истинности этих мыслей [3].
В критический период Кант утверждал, что человек в состоянии познавать только феномены, но никак не вещи сами по себе. Трансформация позиции Канта была связана с «пробуждением от догматического сна», произошедшим под влиянием юмовского отрицания доказуемости закона причинности — «каждое изменение имеет причину». Кант считал, что из тезиса о недоказуемости этого принципа Юм сделал вывод о неправомерном происхождении последнего из опыта и привычки (опыт в силу своей незавершенности не может правомерно удостоверить положение, в котором утверждается некая необходимая или всеобщая связь). Такое решение могло объяснить понятие причины и другие рассудочные понятия, по существу стирая грань между чувственностью и мышлением. По Канту, Юм не прав в своей трактовке опыта. Кант считает, в сфере опыта существует необходимый и общезначимый порядок. Принцип причинной связи является общезначимым. Следовательно, должно иметься нечто, что структурирует и упорядочивает наш опыт. Но Кант соглашается с юмовским положением о том, что непосредственный опыт и индукция не обеспечивают постижения того, что является необходимым и общезначимым. Поэтому то, что упорядочивает и структурирует наш опыт, не может проистекать из самого опыта. Это означает, по мнению Канта, что способность к упорядочению и структурированию должна находиться внутри нас.
Другими словами, Кант
Это был коперниканский переворот, совершенный Кантом в теории познания. То, что упорядочивает и структурирует опыт таким образом, что он подчиняется общезначимым принципам, проистекает не из познаваемых вещей, а из людей самих.
Кант выделил три познавательные способности человека, три уровня сознания - чувственность, рассудок и разум. Каждая из них вносит свой вклад в обработку ощущений и формирование целостной картины мира. Учение о чувственности он называл трансцендентальной эстетикой, учение о рассудке - трансцендентальной аналитикой, учение о разуме - трансцендентальной диалектикой.
По Канту познание начинается с чувственности, которая испытывает воздействие со стороны объективного мира или «вещи в себе». Полученные ощущения обрабатываются двумя формами чувственности - пространством и временем, которые предстают у Канта как свойства сознания. Затем сформированный чувственностью образ предмета передается на уровень рассудка, формами которого являются философские категории. Благодаря активной деятельности рассудка из соединения всеобщей категории и единичного образа возникает научное представление о мире. Кант утверждает, что научная картина мира не соответствует тому, каков мир на самом деле, и представляет собой результат активной сотой деятельности чувственности и рассудка. Таким образом, исследование этих двух познавательных способностей дает ответ на вопрос о том, как возможно естествознание. В связи с ним Кант заявляет о том, что рассудок диктует законы природе. Это значит, что все открываемые ученым законы природы на самом деле создаются его же сознанием, которое постоянно скрытым, «бессознательным» образом творит мир из материала ощущений. Это значит, что научное познание всегда несовершенно и ограниченно сферой чувственного мира. И. Кант подчеркивает, что три познавательные способности – чувственность, рассудок и разум – присущи всем людям, поэтому могут рассматриваться как структура коллективного сознания человечества. Таким образом, хотя истины науки и не объективны, но они «общезначимы», так как понятны всем представителям человеческого рода.
Свое философское учение Кант назвал критическим. Как поясняет Кант, до сих пор философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент, само орудие познания. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности никто не проверял. «Критика» — и есть такая проверка [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И. Кант осуществил переворот в философии и заложил основы понимания философии как особого рода науки. Пытаясь обосновать свою теорию познания, он выступил с критикой предшествующих эмпирических теорий.
Таким образом, в докритический период работы интересы И. Канта были связаны с решением естественно-научных и логических проблем, выдвижением модели возникновения Вселенной из материи, сотворенной Богом. Но под влиянием Д. Юма Кант обнаруживает такие пороки науки, как узость мышления и отсутствие связи с моралью, а значит, приведет к отказу от веры – основы морали по Канту. Данные проблемы привели к идее критического переосмысления принципов научного познания, которое позволило бы показать ограниченность науки. Обличая иллюзорный характер познавательной деятельности разума, И. Кант, тем самым, отрицает возможность научного познания религиозных истин, связанных с проблемами существования Бога, бессмертия души и происхождения мира.
Резкое противопоставление феноменального
и ноуменального миров, необходимости
и свободы, теории и практики в
философии И. Канта воспринималось
многими его современниками как
источник неустранимых противоречий.
Попытка И. Канта придать завершенность
своей системе с помощью
1. Кузнецов В. Н. Немецкая
2. Кант И. Критика практического разума. – Рига, 1788 г.
3. Рябоконь Н.В. Философия УМК - Минск: Изд-во МИУ, 2009 г.
4. Гриненко Г. В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004 г.
Информация о работе Различия в творчестве И. Канта - докритический и критический периоды