Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

1. Развитие естествознания и формирование научной картины мира в философии Нового времени

2. Опытно-индуктивная методология Ф.Бэкона и ее основные характеристики.

3. Правила рационалистического метода Р. Декарта

4. Борьба эмпиризма и рационализма в гносеологии XVI – XVII вв.

Файлы: 1 файл

философия кр.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

 

    Главным сочинением  Бэкона по методологии научного  познания был «Новый Органон». В нем дается изложение «новой  логики» как главного пути  к получению новых знаний и  построению новой науки.

 

    Опыт – главная  категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и  к нему приходит познание, именно  в опыте проверяется достоверность  знания, именно он дает пищу  разуму. Без чувственного освоения  действительности разум мертв,  ибо предмет мысли всегда черпается  из опыта. “Самое лучшее из  всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Опыты в науке  бывают плодоносными и светоносными. Первые приносят новые знания  полезные человеку, это низший  вид опытов; а вторые - открывают  истину, именно к ним должен  стремиться ученый, хотя это трудный  и долгий путь.

 

    Центральная часть  философии Бэкона - учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое  практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека  над силами природы. Опыты,  по Бэкону, должны ставиться по  определенному методу.

 

    Таким методом  в философии Бэкона выступает  индукция. Бэкон учил, что индукция - это необходимая для наук, опирающаяся  на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства  и метод познания природы. Если  в дедукции порядок движения  мысли от общего к частному, то в индукции - от частного  к общему.

 

    Предложенный Бэконом  метод, предусматривает последовательное  прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется  в соответствующей таблице. Таким  образом, весь объем эмпирического  индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них:

 

    1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления);

 

    2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах);

 

    3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете);

 

    4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него);

 

    5) Таблица "сбора плодов" (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

 

    Индуктивный метод  применим ко всему эмпирическому  научному исследованию, и с тех  пор конкретные науки, прежде  всего, науки, опирающиеся на  непосредственные эмпирические  исследования, широко используют  индуктивный метод, разработанный  Бэконом.

 

    Индукция может  быть полной и неполной. Полная  индукция - это идеал познания, она  означает, что собраны абсолютно  все факты, относящиеся к области  изучаемого явления. Нетрудно  догадаться, что это задача сложная,  если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со  временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев  люди пользуются неполной индукцией.  Это означает, что обещающие выводы  строятся на материале частичного  или выборочного анализа эмпирического  материала, но в таком знании  всегда сохраняется характер  гипотетичности. Например, мы можем  утверждать, что все кошки мяукают  до тех пор, пока нам не  встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет”.

 

    Основную задачу  своей индуктивной логики Бэкон  видит в исследовании внутренне  присущих материи форм. Познание  форм образует собственно предмет  философии.

 

    Бэкон создает  собственную теорию форму. Форма  есть материальная сущность принадлежащего  объекту свойства. Так, форма теплоты  есть определенный вид движения. Но в предмете форма любого  свойства существует не изолированно  от других свойств того же  предмета. Поэтому, чтобы найти  форму некоторого свойства, необходимо  исключить из предмета все,  что случайно связано в нем  с искомой формой. Это исключение  из предмета всего, что не  связано в нем с данным свойством,  не может быть реальным. Это  мысленное логическое исключение, отвлечение или абстракция.

 

    На основе своей  индукции и учений о формах  Бэкон разработал новую систему  классификации наук.

 

    В основу классификации  Бэкон положил принцип, исходящий  из различия между способностями  человеческого познания. Способности  эти – память, воображение, рассудок, или мышление. Каждой из этих  трех способностей соответствует  особая группа наук. А именно: памяти соответствует группа  исторических наук; воображению  соответствует поэзия; рассудку (мышлению) – наука в собственном значении  этого слова.

 

    Вся огромная  область исторического познания  делится на 2 части: на «естественную»  историю и «гражданскую» историю.  Естественная история исследует  и описывает естественные явления.  Гражданская история исследует  явления человеческой жизни и  человеческого сознания.

 

    Если история  есть отражение мира в памяти  человечества, то поэзия есть  отражение бытия в воображении.  Поэзия отображает жизнь не  такой, какова она есть, но соответственно  с желанием человеческого сердца. Бэкон исключает из области  поэзии лирику. Лирика выражает  то, что есть – действительные  чувства и мысли поэта. Но  поэзия, по Бэкону, не о том,  что есть, а о том, что желательно.

 

    Бэкон делит  весть род поэзии на 3 вида: эпос, драму и аллегорико-дидактическую  поэзию. Эпическая поэзия подражает  истории. Драматическая поэзия  представляет события, лица и  их действия так, как если  бы они происходили на глазах  у зрителей. Аллегорико-дидактическая  поэзия представляет и лица  посредством символов.

 

    Ценность видов  поэзии Бэкон ставит в зависимость  от их практической действенности.  С этой точки зрения высшим  видом поэзии он считает аллегорико-дидактическую,  как наиболее назидательную, способную  воспитывать человека.

 

    Наиболее разработана  классификация третьей группы  наук – опирающихся на рассудок. В ней Бэкон видит высшую из умственных деятельностей человека. Все науки этой группы распределяются на виды в зависимости от различий между предметами. А именно: рассудочное познание может быть познанием или бога, или нас самих, или природы. Этим трем различным видам рассудочного познания соответствуют три различных способа или вида самого познания. На природу направлено наше непосредственное знание. На бога направлено знание опосредованное: мы познаем бога не прямо, а посредством природы, через природу. И, наконец, самих себя мы познаем через размышления или рефлексию.

 

    Ф. Бэкон поставил  важный вопрос – о методе  научного познания. В связи с  этим, он выдвинул учение о  так называемых «идолах» (призраки, предрассудки, ложные образы), препятствующих  получению достоверного знания. Идолы олицетворяют собой противоречивость  процесса познания, его сложность и запутанность. Они либо присущи разуму по природе его, либо связаны с внешними предпосылками. Эти призраки постоянно сопровождают ход познания, порождают ложные идеи и представления, мешают проникать «в глубь и даль природы». В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие разновидности идолов (призраков).

 

    Во-первых, это  «призраки рода». Они обусловлены  самой природой человека, спецификой  его органов чувств и разума, ограниченностью их возможностей. Чувства либо искажают предмет,  либо вовсе бессильны дать  реальные сведения о нем. Они  продолжают заинтересованное (небеспристрастное)  отношение к предметам. Разум  тоже бывает с изъянами, и, как  кривое зеркало, нередко воспроизводит  действительность в искаженном  виде. Так, ему свойственно допускать  преувеличение отдельных сторон, или же преуменьшать эти стороны.  В силу названных обстоятельств  данные органов чувств и суждения  ума требуют обязательной экспериментальной  проверки.

 

    Во-вторых, имеют  место «призраки пещеры», которые  также значительно ослабляют  и искажают «свет природы». Бэкон  понимал под ними индивидуальные  особенности человеческой психологии  и физиологии, связанные с характером, своеобразием духовного мира  и другими сторонами личности. Особенно активное воздействие  на ход познания оказывает  эмоциональная сфера. Чувства и эмоции, воли и страсти, буквально «окропляют» разум, а иногда даже «пятнают» и «портят» его.

 

    В-третьих, Ф.  Бэкон выделял «призраки площади» («рынка»). Они возникают в ходе  общения людей и обусловлены,  прежде всего, влиянием неправильных  слов и ложных понятий на  ход познания. Эти идолы «насилуют»  разум, ведут к смятению и  бесконечным спорам. Облаченные  в словесную форму понятия  могут не только запутывать  познающего человека, но и вовсе  уводить его в сторону от  правильного пути. Вот почему  необходимо прояснить истинное  значение слов и понятий, скрывающиеся  за ними вещи и связи окружающего  мира.

 

    В-четвертых, существуют  и «идолы театра». Они представляют  собой слепую и фанатичную  веру в авторитеты, что нередко  имеет место в самой философии.  Некритическое отношение к суждениям  и теориям способно оказывать  тормозящее воздействие на протекание  научного познания, а иногда и  вовсе сковывать его. К данному  роду призраков Бэкон относил  также «театральные» (неподлинные)  теории и учения.

 

    Все идолы имеют  индивидуальное или же социальное  происхождение, они могущественны  и упорны. Однако, получение истинного  знания все же возможно, и основным  орудием для этого является  правильный метод познания. Учение  о методе стало, по сути дела, основным в творчестве Бэкона.

 

    Метод («путь») — это совокупность процедур  и приемов, применяемых для  получения достоверного знания. Философ выделяет конкретные  пути, с помощью которых может  проходить познавательная деятельность. Это:

 

    "путь паука";

 

    "путь муравья";

 

    "путь пчелы".

 

    "Путь паука"  – получение знания из "чистого  разума", то есть рационалистическим  путем. Данный путь игнорирует  либо значительно принижает роль  конкретных фактов, практического  опыта. Рационалисты оторваны  от реальной действительности, догматичны  и, по Бэкону, "ткут паутину  мыслей из своего ума".

 

    "Путь муравья"  – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается  исключительно опыт, то есть догматический  эмпиризм (полная противоположность  оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют  внимание на практическом опыте,  сборе разрозненных фактов, доказательств.  Таким образом, они получают  внешнюю картину знания, видят  проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю  сущность изучаемых вещей и  явлений, увидеть проблему изнутри.

 

    "Путь пчелы", по Бэкону, – идеальный способ  познания. Используя его, философ-исследователь  берет все достоинства "пути  паука" и "пути муравья"  и в то же время освобождается  от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

 

    Ф. Бэкон полагал,  что в научном познании основным  должен быть опытно-индуктивный  метод, который предполагает движение  знания от простых (абстрактных)  определений и понятий к более сложным и развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное, как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). "От частного к общему" - так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания. Бэкон подчеркивал, что "...хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги", а "чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания". Бэконовский метод - это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума.

 

    В своем содержании индукция Ф. Бэкона представляет собой движение к истине посредством непрерывного обобщения и восхождения от единичного к общему, открытию законов. Она (индукция) требует осмысления самых разных фактов: и подтверждающих предположение, и отрицающих его. В ходе эксперимента, происходит накопление первичного эмпирического материала, прежде всего выявление свойств предметов (цвет, вес, плотность, температура и пр.). Анализ позволяет произвести мысленное рассечение и анатомирование предметов, выявить в них противоположные свойства и характеристики. В результате должен быть получен вывод, фиксирующий наличие общих свойств во всем многообразии исследуемых предметов. Этот вывод может стать основой для выдвижения гипотез, т.е. предположений о причинах и тенденциях развития предмета. Индукция как метод опытного познания ведет в итоге и к формулировке аксиом, т.е. положений, уже не нуждающихся в дальнейших Доказательствах. Бэкон подчеркивал, что искусство открытия истины постоянно совершенствуется по мере открытия этих истин.

 

    Ф. Бэкон считается  родоначальником английского философского  материализма и экспериментальной  науки Нового времени. Он подчеркивал,  что основным источником достоверных  знаний об окружающем мире  является живой чувственный опыт, практика человека. "Нет ничего  в разуме, чего не было до  этого в чувствах", – так  гласит основной тезис сторонников  эмпиризма как течения в гносеологии.  Однако данные органов чувств, при всем их значении, все же нуждаются в обязательной экспериментально); проверке и обосновании. Вот почему индукция и есть метод познания, соответствующий экспериментальному естествознанию. В своей книге "Новый Органон" Ф. Бэкон весьма детально раскрыл порядок применения этого метода в естествознании на примере такого физического явления, как тепло. Обоснование метода индукции стало значительным шагом вперед по пути преодоления традиций бесплодной средневековой схоластики и становления научного мышления. Основное значение творчества ученого состояло в формировании им методологии экспериментального научного познания. В последующем оно стало весьма быстро развиваться в связи с возникновением в Европе промышленной цивилизации.

Информация о работе Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени