Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

1. Развитие естествознания и формирование научной картины мира в философии Нового времени

2. Опытно-индуктивная методология Ф.Бэкона и ее основные характеристики.

3. Правила рационалистического метода Р. Декарта

4. Борьба эмпиризма и рационализма в гносеологии XVI – XVII вв.

Файлы: 1 файл

философия кр.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

Тема:

«Развитие естествознания  и проблема метода в философии  Нового времени»

 

План:

 

   1. Развитие естествознания  и формирование научной картины  мира в  философии Нового  времени

 

   2. Опытно-индуктивная  методология Ф.Бэкона и ее основные  характеристики.

 

   3. Правила рационалистического  метода Р. Декарта

 

   4. Борьба эмпиризма  и рационализма в гносеологии  XVI – XVII вв.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение          4

 

  Развитие естествознания  и формирование научной картины  5

 

  мира в философии  нового времени

 

  Опытно-индуктивная методология  Ф.Бэкона  и её основные   9

 

  характеристики

 

  Правила рационалистического  метода Р.Декарта    16

  Борьба эмпиризма и  рационализма в гносеологии XVI – XVII вв. 18

  Заключение          24

  Список используемой  литературы      25

 

Введение

 

    XVI - XVII вв. - время,  крупных перемен в жизни Европы. Перемены  в образе жизни, системе  ценностей, духовном мироощущении  нашли свое отражение в новой  проблематике и стиле философии.  Важным событием, определившим характер  и направленность философской  мысли, стала научная революция.  Ее начало было положено открытиями  Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо  де Браге, Г. Галилея, а завершение  выпало И. Ньютону. Философия  должна была осознать смысл  и масштаб происходящих перемен  и, отвечая ходу событий, ввести  современников в новый мир,  мир с иным местоположением  самого человека в его отношении  к природе, обществу, самому себе  и Богу.

     Новый духовный  мир выстраивался и обживался  людьми с трудом, в конфликтах  и столкновениях. Освобождение  от власти прежних традиций  требовало мужества, усилий и  значительного времени. Прошлое  властно сказывалось и на тех,  кто прокладывал пути в этот  новый мир.

    В этой контрольной  работе  в общих чертах будет  описан ход развития философской  мысли, занимающий по времени  около двух веков (с конца  XVI в. по конец 70-х гг. XVIII в.). Особое внимание будет заострено  на основных философских концепциях  этого периода – учениях Ф.  Бэкона и Р.Декарта. Кроме того, будет охарактеризован гносеологический  смысл борьбы эмпиризма и рационализма.

 

   Общая характеристика  философии нового времени

 

    XVII век открывает  следующий период в развитии  философии, который принято называть  философией Нового времени. Начавшийся  еще в эпоху Возрождения процесс  разложения феодального общества  расширяется и углубляется в  XVII веке.

    В последней  трети XVI - начале XVII века происходит  буржуазная революция в Нидерландах,  сыгравшая важную роль в развитии  капиталистических отношений в  протестантских странах. С середины XVII века (1642- 1688) буржуазная революция  развертывается в Англии, наиболее  развитой в промышленном отношении  европейской стране. Эти ранние  буржуазные революции были подготовлены  развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному  труду. Переход к мануфактуре  способствовал быстрому росту  производительности труда, поскольку  мануфактура базировалась на  кооперации работников, каждый из  которых выполнял отдельную функцию  в расчлененном на мелкие частичные  операции процессе производства.

    Развитие нового - буржуазного - общества порождает  изменения не только в экономике,  политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей.  Важнейшим фактором такого изменения  общественного сознания оказывается  наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

    В XVII веке разделение  труда в производстве вызывает  потребность в рационализации  производственных процессов, а  тем самым - в развитии науки,  которая могла бы эту рационализацию  стимулировать.

    Развитие науки  Нового времени, как и социальные  преобразования, связанные с разложением  феодальных общественных порядков  и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию  философии. Если в средние века  она выступала в союзе с  богословием, а в эпоху Возрождения  - с искусством и гуманитарным  знанием, то теперь она опирается  главным образом на науку.  Философии Нового времени становится  присущ наукоцентризм – тип мировоззрения, ориентирующийся на науку как основу конструирования мировоззренческой системы.

    Новое мировоззрение  с особой остротой поставило проблему выбора исторического пути развития европейской цивилизации: духовный или научно-технический прогресс? Западная Европа выбирает второй путь. Но пока еще не ясны последствия технических нововведений, воодушевляют развитие торговли, мореплавания, науки, техники, искусств. Хотя следует отметить, что наивный оптимизм эпохи Возрождения уже был поколеблен. Новое мировоззрение пронизано и другим, не менее острым вопросом: как отдельному, конкретному человеку найти свое место в исторический период перемен, когда рушатся старые общественные отношения и складываются новые? Если максима общественного сознания в XV–XVI вв. гласила, что «человек свободен и равен Богу», то в XVII в. она выглядит более земной: «человек лишь маленькое звено в величественном механизме природы, поэтому он должен жить по законам последней».

    Отсюда и новое  понимание задач науки и философии  – не «наука для науки», а  наука для увеличения власти  человека над Природой. Новые  цели задачи науки приводят  к значительному накоплению фактических  данных, становлению экспериментально-математического  естествознания. Согласно античному  и средневековому мышлению математика  имеет дело с нереальными объектами,  а физика – с реальными.  Можно ли применять строго  количественные методы математики  в физике? Эта проблема стала  одной из центральных в физике XVII века. В философии она предстала  как проблема связи опытного  и абстрактного способов исследования  природы.

    Поэтому для  понимания проблем, которые стояли  перед философией XVII века, надо учитывать,  во-первых, специфику нового типа  науки - экспериментально-математического  естествознания, основы которого  закладываются в этот период. И во-вторых, поскольку наука занимает  ведущее место в мировоззрении  этой эпохи, то и в философии  на первый план выходят проблемы  теории познания – гносеологии,  в частности: что значит знать?  что пролагает дорогу к истине  – ощущения или разум, интуиция  или логика? аналитическим или  синтетическим должно быть познание? и т. д.

    Уже в эпоху  Возрождения средневековая схоластическая  образованность была одним из  предметов постоянной критики.  Эта критика еще более остро  ведется в XVII веке. Однако при  этом, хотя и в новой форме,  продолжается старая, идущая еще  от средних веков полемика  между двумя направлениями в  философии: номиналистическим, опирающимся  на опыт, и рационалистическим, выдвигающим  в качестве наиболее достоверного  познание с помощью разума. Эти  два направления в XVII веке предстают  как эмпиризм и рационализм.

    В результате  научной революции в новоевропейской  культуре формируется первая  в истории европейской мысли  научная картина мира, а именно  механистическая. Научная картина  мира - это целостная система представлений  о мире, возникающая в результате  обобщения и синтеза основных  естественно- научных понятий и принципов. В основе научной картины мира лежит фундаментальная научная теория, в нашем случае - классическая механика.

    Научная картина  мира выполняет роль посредника между профессиональной наукой и общественным сознанием, культурой в целом. Через неё осуществляется преемственность между поколениями ученых. В силу своих, «популяризаторских» функций, научная картина мира содержит в себе не только концептуальный (понятийный), но и чувственно-образный компонент, то есть ряд наглядных представлений о природе.

    Целостное представление  о мире невозможно без представлений  о пространстве, времени, материи  и развитии этого мира. Наука  и научная картина мира заимствуют  эти представления у философии,  они являются ее философскими  основаниями.

    Материя в механистической  картине мира рассматривается  как вещество. Материальное приравнивается  к вещественному. Помимо твердого, жидкого и газообразного состояния  вещества в механистической картине  мира признается существование  особого сверхплотного и невидимого  вещества - эфира, которое заполняет  межзвездное пространство и через  которое осуществляется гравитационное  взаимодействие. В механистической  картине мира есть также представление  о флогистоне и теплороде - тоже веществах, при помощи  которых объясняются химические  взаимодействия и тепловые явления  (Наличие этих квазивеществ в механистической картине мира объясняется тем, что ещё не было сформировано понятие о поле как разновидности материи). Материя, то есть вещество, в механистической картине мира имеет предел делимости - атомы. Атомы, как и все тела, двигаются согласно законам механики.

    Представление  о пространстве и времени носило  субстанциональный характер: они  ни от чего не зависят, однородны  и неизменны. Пространство мыслилось  как пустое вместилище вещей,  а время - вместилище событий.  Представления о неоднородности  времени (например, ощущение, что  время длится долго или быстро) относились к обыденному сознанию, только к субъективному отражению  неизменного объективного времени.

    Со времен Коперника  и Бруно пространство Вселенной  мыслилось бесконечным, а также  столь же однородным, как и  время.

    Все виды движения  в механистической картине мира  были редуцированы к механическому  перемещению. Даже животные и  растения мыслились наподобие  неких механизмов. (Французский философ  Ж. О. Ламетри написал книгу под очень красноречивым названием «Человек-машина».) В условиях такой жесткой редукции, где все сложные виды движения сведены к одному - простейшему, нет места развитию, то есть появлению чего-то качественно нового. Философской основой отрицания развития служила (уже упоминавшаяся выше) деистическая концепция, согласно которой Бог сотворил мир однажды в его законченном, совершенном виде.

    Представление  о причинности носило строго  детерминистский характер: все события  и явления причинно обусловлены,  ничего случайного быть не  может. Наличие у людей представления  о случайных явлениях объяснялось  недостатком информации по данным  явлениям, то есть трактовалось как представление поверхностное, характерное для обыденного, но не для научного или философского мышления.

    Итак, в механистической  картине мира весь мир - от  атомов до планет и звезд  - уподоблен некоему неизменному,  раз и навсегда созданному  механизму, где все материальные  объекты перемещаются, не претерпевая  развития, в абсолютном пространстве  и времени, подчиняясь законам  механики и строгой причинности.

 

    В силу революционных  преобразований в науке, особую  актуальность в философии Нового  времени приобретает проблема  метода. Метод - путь познания. Проблема  метода - проблема основ познания  и критериев истины. Проблема  метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового  времени она получает систематическое  развитие.

    Философия Нового  времени даёт два основных  решения: рационализм и эмпиризм. Рационализм берет свое начало  в античной философии, эмпиризм - принципиально новая концепция,  появление которой соответствовало  интенциям развития новоевропейской  науки. Изучая две эти философские  концепции, полезно обратится  к трудам их главных представителей  – Ф.Бэкона и Р.Декарта.

 

Опытно-индуктивная методология  Ф.Бэкона

 

и её основные характеристики

 

    Начало новой  европейской философии связано  с колоритной фигурой Фрэнсиса Бэкона (1561–1626 гг.), мысли которого отмечены великой культурой Ренессанса и устремлены в будущее. В определенном смысле Бэкона можно назвать последним мыслителем эпохи Возрождения и первооткрывателем философии Нового времени.

 

    Все научные  работы Бэкона можно объединить  в две группы. Одна группа работ  посвящена проблемам развития  науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные  с его проектом «Великого Восстановления  Наук», который в силу неизвестных  нам причин не был закончен. Завершенной оказалась лишь вторая  часть проекта, посвященная разработке  индуктивного метода, опубликованная  в 1620 г. под названием «Новый  Органон». В другую группу вошли  такие работы, как «Моральные, экономические  и политические эссе», «Новая  Атлантида», «История Генриха VII»,  «О принципах и началах» (незаконченное  исследование) и другие.

 

    Основной задачей  философии Бэкон считал конструирование  нового метода познания, а целью  науки – принесение пользы  человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни  ради своего духа, ни ради неких  ученых споров, ни ради того, чтобы  пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь» . Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

Информация о работе Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени