Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:47, реферат
Под определение религиозной философии, получившей развитие на Западе в XX в., обычно попадают такие философские школы, как:
– персонализм (П. Шиллинг, Э. Мунье, Ж. Лакруа, Д. Райт и др.);
– религиозный эволюционизм (П. Тейяр де Шарден);
– неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак, П. Тиллих, Р. Бультман и др.);
– неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, А. Швейцер и пр.).
Религиозная философия ХХ века
Под определение религиозной философии, получившей развитие на Западе в XX в., обычно попадают такие философские школы, как:
– персонализм (П. Шиллинг, Э. Мунье, Ж. Лакруа, Д. Райт и др.);
– религиозный эволюционизм (П. Тейяр де Шарден);
– неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак, П. Тиллих, Р. Бультман и др.);
– неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, А. Швейцер и пр.).
Религиозная философия уже по определению сопрягает все проблемы с учением о Боге как совершенном бытии, абсолютной реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и культуре. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Все вопросы этики, эстетики, космологии просматриваются через призму христианского учения. Большую роль играют в религиозной философии проблемы сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем влиянии теологии.
Центральная проблема современной
религиозной философии –
Основной предмет исследования в персонализме – творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к Богу. Человек всегда личность, персона. Его суть – в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию. Душа самосознательна, самонаправленна. Люди живут, разобщено и впадают в крайность эгоизма. Другая крайность – коллективизм, где личность нивелируется, растворяется в массе. Персоналитический подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимой уникальной субъективности.
История и общество развиваются
через личность человека. Основные
проблемы персонализма – это вопросы
свободы и нравственного
Широкий отзвук в религиозной философии XX в. получили идеи религиозного эволюционизма П. Тейяра де Шардена. Его концепция «эволюционно - космического христианства» базируется на принципах религиозно-идеологического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания П. Тейяр де Шарден считал Бога.
Основными точками процесса развития (космогенеза) выступают три стадии:
преджизнь (литосфера),
жизнь (биосфера).
феномен человека (ноосфера).
Движущей силой этой эволюции является целеустремленное сознание (ортогенез). Эволюция, в конечном счете, принимает у П. Тейяра де Шардена теологическую форму: пункт Омега (Бог) становится вершиной прогресса всего Космоса.
Главные вопросы непротестантских философов – о познаваемости Бога и своеобразии христианской веры. Но познание Бога связано с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Он может существовать как «подлинный» – верующий, и «неподлинный» – неверующий человек. Неверующий человек находится в «видимом мире», его жизнь тревожна, проникнута страхом. Вывести из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом и тем самым приобщает его к высшему миру. Важная задача неопротестантизма – создать теологию культуры, которая с позиции религии объясняла бы все явления жизни. Бог не над миром, не вне мира, и не в частном бытии человека, а в мире как его первооснова и глубина. Изучение культуры и истории показывает нам Бога как первооснову всего существующего.
Наиболее влиятельная
религиозно-философская школа –
Ведущая проблема томизма – доказательство бытия Бога и понимание места Его в мире – была дополнена неотомистами проблемой бытия человека. В результате произошло смещение акцента на проблемы человека, был создан новый его образ, согласно которому он творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому Богом - творцом. Человек, в понимании неотомистов, – основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества – «граду Божьему». История имеет гуманный смысл и назначение. Общество может прийти к состоянию, непохожему на все известные. Это будет общество, основанное на высших религиозно - нравственных ценностях.