Религиозная философия ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:47, реферат

Описание работы

Под определение религиозной философии, получившей развитие на Западе в XX в., обычно попадают такие философские школы, как:
– персонализм (П. Шиллинг, Э. Мунье, Ж. Лакруа, Д. Райт и др.);
– религиозный эволюционизм (П. Тейяр де Шарден);
– неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак, П. Тиллих, Р. Бультман и др.);
– неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, А. Швейцер и пр.).

Файлы: 1 файл

Религиозная философия ХХ века.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Религиозная философия ХХ века

Под определение  религиозной философии, получившей развитие на Западе в XX в., обычно попадают такие философские школы, как:

– персонализм (П. Шиллинг, Э. Мунье, Ж. Лакруа, Д. Райт и др.);

– религиозный эволюционизм (П. Тейяр де Шарден);

– неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак, П. Тиллих, Р. Бультман и др.);

– неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, А. Швейцер и пр.).

Религиозная философия  уже по определению сопрягает  все проблемы с учением о Боге как совершенном бытии, абсолютной реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и культуре. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Все вопросы этики, эстетики, космологии просматриваются через призму христианского учения. Большую роль играют в религиозной философии проблемы сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем влиянии теологии.

Центральная проблема современной  религиозной философии – проблема человека. Как относится человек к Богу? Какова миссия человека в истории, в чем смысл бытия человека, смысл скорби, зла, смерти – явлений, которые, несмотря на прогресс, широко распространены?

Основной предмет исследования в персонализме – творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к Богу. Человек всегда личность, персона. Его суть – в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию. Душа самосознательна, самонаправленна. Люди живут, разобщено и впадают в крайность эгоизма. Другая крайность – коллективизм, где личность нивелируется, растворяется в массе. Персоналитический подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимой уникальной субъективности.

История и общество развиваются  через личность человека. Основные проблемы персонализма – это вопросы  свободы и нравственного воспитания человека. Если личность стремится к Богу или, что - то же самое, к добру и совершенству, она находится на правильном пути. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда важность коммуникации как «вовлечение» людей в преобразование мира.

Широкий отзвук в религиозной  философии XX в. получили идеи религиозного эволюционизма П. Тейяра де Шардена. Его концепция «эволюционно - космического христианства» базируется на принципах религиозно-идеологического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания П. Тейяр де Шарден считал Бога.

Основными точками  процесса развития (космогенеза) выступают  три стадии:

преджизнь (литосфера),

жизнь (биосфера).

феномен человека (ноосфера).

Движущей силой  этой эволюции является целеустремленное сознание (ортогенез). Эволюция, в конечном счете, принимает у П. Тейяра де Шардена  теологическую форму: пункт Омега (Бог) становится вершиной прогресса всего Космоса.

Главные вопросы  непротестантских философов – о  познаваемости Бога и своеобразии  христианской веры. Но познание Бога связано  с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Он может существовать как «подлинный» – верующий, и «неподлинный» – неверующий человек. Неверующий человек находится в «видимом мире», его жизнь тревожна, проникнута страхом. Вывести из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом и тем самым приобщает его к высшему миру. Важная задача неопротестантизма – создать теологию культуры, которая с позиции религии объясняла бы все явления жизни. Бог не над миром, не вне мира, и не в частном бытии человека, а в мире как его первооснова и глубина. Изучение культуры и истории показывает нам Бога как первооснову всего существующего.

Наиболее влиятельная  религиозно-философская школа –  неотомизм. Его теоретический фундамент составляет учение Фомы Аквинского. Главные принципы его философии сохранились без изменения: это идея гармонического единства веры и знания, религии и науки, признания ценностей двух истин – истины разума и истины веры, мысль о превалировании теологии над философией. В томистской доктрине происходит синтез материализма и идеализма, сциентистских и антропологических учений современности.

Ведущая проблема томизма  – доказательство бытия Бога и  понимание места Его в мире – была дополнена неотомистами проблемой  бытия человека. В результате произошло смещение акцента на проблемы человека, был создан новый его образ, согласно которому он творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому Богом - творцом. Человек, в понимании неотомистов, – основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества – «граду Божьему». История имеет гуманный смысл и назначение. Общество может прийти к состоянию, непохожему на все известные. Это будет общество, основанное на высших религиозно - нравственных ценностях.


Информация о работе Религиозная философия ХХ века