Религиозная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Вера — универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы.
Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Христианство……………………………………………………………….5
1.1. Католицизм…………………………………………………………………..7
1.2. Православие………………………………………………………………….9
1.3. Протестантизм……………………………………………………………….11
1.4. Парахристианские конфессии………………………………………………13
Глава 2. Ислам. ………………………………………………………………………15
2.1. Сунниты.………………………………………………………...…………....17
2.2. Шииты.………………………………………………………………………..19
Глава 3. Буддизм.…………………………………………………………………….21
3.1. Хинаяна.………………………......................................................................23
3.2. Махаяна.……………………………………………………………………...24
3.3. Варджаяна.……………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….......26
Список использованной литературы………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Реферат по Философии.docx

— 61.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

Контрольная работа

по  предмету: «Философия»

ТЕМА: Религиозная картина мира.

 

 

 

 

Исполнитель: студентка  группы 1ФиУ-2

II курса заочного отделения

Богданова Е.Ю.

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2013 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Христианство……………………………………………………………….5

1.1. Католицизм…………………………………………………………………..7

1.2. Православие………………………………………………………………….9

1.3. Протестантизм……………………………………………………………….11

1.4. Парахристианские конфессии………………………………………………13

Глава 2. Ислам. ………………………………………………………………………15

     2.1. Сунниты.………………………………………………………...…………....17

     2.2. Шииты.………………………………………………………………………..19

Глава 3. Буддизм.…………………………………………………………………….21

    3.1. Хинаяна.………………………......................................................................23

     3.2. Махаяна.……………………………………………………………………...24

     3.3. Варджаяна.……………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….......26

Список использованной литературы………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

           В современной цивилизации все шесть миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит и чувствует.

         Вера — универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы.  

        Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.     

          Согласно христианской легенде, Бог создал множество языков во время строительства Вавилонской  башни. Архангел Джебраил надиктовал пророку  Мухаммеду Коран, а Будда однажды  отдал одно из своих земных тел  на съедение тигрице с голодным потомством. А что было дальше? О чем говорили пророки и как закончит свой век этот мир? Все это можно узнать, изучив историю религий. Это невероятно увлекательно – ведь информация лишь дает пищу для размышлений. Делать выводы каждый может самостоятельно!

          Существует 12 религий, известных  во всем мире. Они называются классическими – это христианство, индуизм, ислам, буддизм, иудаизм, бахаи, конфуцианство, синто, даосизм, сикхизм, джайнизм и зороастризм. Приверженцами этих религий сегодня являются почти 5,7 млрд человек. Больше всего поклонников у христианства, ислама и индуизма – поэтому им уделено значительное внимание. В контрольной работе заострила свое внимание на трех мировых религий: христианство, ислам и буддизм. Более подробно будет описано разветвления выбранных религий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Христианство

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;

стучите, и  отворят вам; ибо всякий просящий

получает, и  ищущий находит, и стучащему отворят.

Библия, Евангелие от Матфея, 7:7-8

          Христианство – одна из древнейших авраамических религий, существующих на нашей планете.  В основе религии лежат тексты Нового Завета, о жизни  и деяниях Иисуса Христа. Христиане верят в то, что Иисус является сыном Божьим и его посланником всем людям на земле. В настоящее время, христианство является наиболее распространенной мировой религией, с количеством последователей около 2.1 миллиарда человек. Стоит отметить, что хотя бы одна христианская община присутствует почти  в каждой стране мира.  Самое большое количество христиан, около 550 миллионов, проживает в настоящее время на территории государств Европы.

         Христианство берет свое начало в первом веке нашей эры, на территории Палестины. В то время, это небольшое ближневосточное государство находилось под властью Римской Империи. В первую очередь, религия начала распространяться в среде ветхозаветных иудеев. Но уже через 30 лет, после своего основания, новая, прогрессивная религия начала активно распространяться и среди других народов, живших неподалеку. В конце концов, христианству, в той или иной мере, удалось захватить умы значительной части населения планеты.

         Ветвей христианства существует довольно-таки много, среди них можно выделить: православие, католицизм и протестантизм. Также существуют многочисленные Дальневосточные церкви, к числу которых относятся Армянская, Коптская и другие церкви.

          Для христианства,  как и для всех Авраамических религий, характерно единобожие. Это основная черта, которая отличает их от множества восточных религий, таких как буддизм и ему подобные. Бог в христианстве отождествляется с совершенным существом, Духом, который достаточно всемогущ, чтобы влиять и создавать все, что угодно. Также в христианстве огромное значение уделяется самой человеческой личности, так как именно человек является венцом творения бога.  Сущность человека состоит в постоянном совершенствовании, именно таковыми их и задумал Бог.  Одной из главных и самых известных черт Христианства является то, что человек, после своей смерти, может возродиться в виде бессмертной души, в ином, совершенном мире, называемым Раем. Хотя, конечно, последний пункт характерен для многих религий, и является их основной движущей силой. Ведь мысль о вечной жизни в прекрасном мире издревле вдохновляла людей.

 

Ветви Христианства


 

 

 

 

1.1. Католицизм.

            Католицизм на сегодняшний день, является самым распространенным ответвлением христианства.  На сегодняшний день, количество  приверженцев данного течения   составляет 1147 миллионов человек.

           Изначально,  христианская  церковь была единой, но раскол католического и православного течения произошло в 1054 году. Распространение христианства характерно практически для всех стран Центральной и Южной Америки, а также для многих регионов Европы. Католицизм  можно встретить даже в странах Азии, к примеру Восточном Тиморе и на Филиппинах. Данное ответвление христианства не обошло стороной и Ближний Восток,  например марониты, проживающие в Ливане. От 110 до 175 миллионов католиков проживает на территории государств Африки.   В традиционно – православной России, до 1917 года проживало около 10 миллионов католиков, в основном они жили на территории Царства Польского. В настоящее же время, на территории страны проживает, по различным данным, от 200 тысяч, до полутора миллионов приверженцев католицизма.

          Верования католицизма основываются на Библии и Священном Придании. Католицизм основывается на семи основных таинствах: брак, крещение, миропомазание, исповедь, евхаристия, священство и елеосвящение.  Основное отличие от других христианских церквей заключается в  следующих доктринах: догмат о том, что Святой Дух отходит, как от Сына, так и от Отца, догма о непорочном зачатии, понятие чистилища, почитание Девы Марии, индульгенция. Главой всей Католической Церкви является Папа Римский, который имеет постоянную резиденцию в Ватикане. Ватикан – карликовое государство, которое находится на территории города Рим, оно имеет свою валюту и даже армию, впрочем, значение последней больше символическое. Считается, что все учения Папы Римского являются безошибочными, особенно те, которые касаются нравственности и самой веры. Православная церковь отрицает учение о чистилище, считая, что душа умершего обречена либо на вечные муки в Аду, либо на вечные наслаждения в Раю.

          В том случае, если выявлен случай публичного отречения от веры, искажения  Святого Причастия, или пропаганду взглядов, не поддерживающихся католической верой, то человек может быть отлучен от Церкви.  Католики осуществляют Крестное Знамение слева на право, в отличие от православных. Знамение осуществляется всеми пятью пальцами, что символизирует пять раз Иисуса Христа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Православие.

 

           Православие является одним из ответвлений Христианства, сформировавшимся на востоке Римской империи в течении первого тысячелетия нашей эры. Зарождение и формирование православия произошло в Константинополе, нынешнем Стамбуле.

          Православие является второй, по численности, христианской конфессией, после крупнейшей – Католицизма. По официальным данным, в 21 веке, число последователей данной ветви христианства, составляет около 300 миллионов человек.  Наибольшее распространение, Православие получило в странах Восточной Европы, а также в Российской федерации, на Украине и в Беларуси.  В той или иной мере, православие исповедуется частью населения даже таких регионов, как Центральная Африка, Япония и Корея.  Существует Американская и Канадская православные церкви, которые официально признаны Московским Патриархатом и многими другими церквями.

          Православная Церковь, наряду со Священным Писанием, признает и Священное Предание, первое, воспринимается как одни из форм второго. Православная Церковь представляет собой сообщество автокефальных и автономных церквей. Автокефальная церковь  является полностью автономной и совершенно не зависима в своей канонической и административной деятельности. Автономная же церковь, как правило, зависима в своей деятельности от автокефальной церкви.

Православие включает в себя  4 основных богослужебных круга:

1. суточный круг

2. седмичный круг

3 годовой неподвижный  круг

4. годовой подвижный круг, который формируется в прямой  зависимости от празднования  Пасхи.

         Самым главным богослужением Православия является литургия, которая у русских обычно называется обедней. Во время обедни совершают таинство Евхаристии, которое, по православным канонам, является  наиболее важным.  Особое место в православных праздниках занимает Пасха, именно с нее начинается очередной литургический год.

         В вопросах отношения православных и католиками все не так просто. Все дело в том, что православие отвергает догмат, о том, что Папа Римский непогрешим в своих учениях.  Православным также не  нравятся притязания понтифика на всеобщее главенство над всем христианским миром. Отвергаются также догматы о непорочном зачатии и чистилище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Протестантизм.

           Протестантизм – одно из трех основных ответвлений христианства, широко развит в западном мире. Приверженцы данного  религиозного течения называют себя протестантами. Начало течению  было положено во время широких антикатолических движений в Европе, которые произошли в 16 веке. Спустя несколько сотен лет, в мире существует как либеральная, так и консервативная форма протестантизма.

           В целом, все учения и доктрины  протестантов целиком и полностью  поддерживают веру в Бога, триединство  и также факт бессмертия души. Однако, они не разделяют представления католиков о чистилище, впрочем, как и православные. Протестанты считают, что получить искупление от грехов можно только веря в Иисуса Христа, в то, что он умер за наши прегрешения, и позже был воскрешен.

          Самой главной и единственной  книгой, которую признают протестанты,  является Библия. Праведный человек  должен жить именно по тем  догматам, и предписаниям, которые  содержаться в Библии. Любое другое  учение и книга, в том числе  и Священное Придание, правильны  лишь в том случае, если они  основаны на Библии. Сторонники  протестантства прилагают все  усилия, чтобы данная священная  книга стала доступна как можно  большему количеству людей именно  ни их иностранных языках.  Примечательно, что какого-то одного центра протестантизма просто не существует, в отличие от того же Ватикана в католичестве. Все протестантские церкви  объединяются в организации, а те, в свою очередь, формируются во всемирные объединения.

           В протестантизме существует  четкое разделение на обряды  и таинства. К последним относятся только два – крещение, и причащение. Причем, крещение, по правилам протестантов, лучше всего проводить именно в зрелом возрасте, так как человек должен сам придти к этому. Так что протестанты очень редко крестят своих детей в младенчестве. К причащению  также нужно быть готовым, так что перед этим обычно проводятся конфирмация.  А вот брак или исповедь, считаются просто обрядами. Протестанты не считают нужным проводить многочисленные молитвы за умерших и широко праздновать те или иные дни святых. 
           Помимо западного мира, протестантизм распространен и на востоке, к примеру, около 20 процентов от общего населения Южной Кореи исповедуют именно это религиозное учение. Вообще, именно данную религию можно назвать одной из самых динамично распространяющихся по всем странам мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Парахристианские конфессии.

            Парахристианские конфессии представляют собой собрание учений и церквей, базирующихся на принципах христианства, но е то же время не относящихся ни  к одному из трех направлений – католичеству, православию и протестантству. По этой причине, данные религии не пользуются расположением основных течений и не признаются ими в качестве христианских. 
           В сознании масс, за  парахристианскими церквями просто укоренилось определение сектантства. Хотя некоторые из них, такие как мормоны в Соединенных Штатов Америки, составляют довольно  существенную долю от общего населения, и в целом, пользуются уважением представителей иных религий и конфессий.  В России самой крупной парахристианской конфессией является организация Свидетели Иеговы. В России, количество приверженцев этого религиозного учения составляет примерно 165 тысяч человек, в то время, как  по всему миру, к данной религии себя причисляют 7.6 миллионов человек.  Вопрос в том, относить ли деятельность Свидетелей Иеговы в России к сектантству, вызывает довольно  жаркие споры.

         Основное учение Свидетелей Иеговы состоит в том, что они призывают вернуться к толкованию Священного Писания таким образом, каким оно осуществлялось первыми христианами. Организация выпустила книгу, с названием «Чему на самом деле учит Библия?» Эта книга, а вернее – пособие с 2009 года, официально занесена в список экстремистской литературы.  Еще одним спорным моментом является то, что поклоняться можно только самому Богу или Иегове (так его имя пишется в Ветхом Завете). Все поклонения святым, иконам и тому подобному является недопустимым. Но самое большое непонимание со стороны окружающих получает нежелание иеговистов участвовать в различных патриотических празднованиях, и даже справлять день рождения, так как это считается у них поклонением человеку. Священным служениям у иеговистов считается все, что идет в пользу Бога, в основном это не что иное, как проповеди. 
           Кроме того, данное направление полностью отвергает учения о бессмертной душе человека. По их мнению, душой является сам человек, который живет по мере нахождения в нем особой энергии, и когда запасы этой самой энергии подходят к концу, то наступает смерть. Но иеговисты допускают существование демонов, которые могут заниматься тем, что выдавать себя за души умерших людей, сбивая тем самым праведного человека с истинного пути. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ислам.

"Мохаммед — посланник Аллаха, и те, которые с ним, —

яростны против неверных, милостивы между собой."

(Коран 48:29) 

 

           Ислам является одной из авраамических религий, которая распространена во многих странах мира.  В настоящее время, разные данные говорят о том, что Ислам исповедуют от 1.2 до 1.5 миллиардов человек, что ставит его на второе место после Христианства.  Мусульманские общины разной численности, так или иначе, существуют в более чем 120 странах мира. Причем в 35 странах количество мусульман является подавляющим. Арабские страны, которые традиционно, считаются прародителями ислама,  считаются местом жительства только 18 процентов мусульман. Кроме арабского мира, данная религия распространена в некоторых странах Азии, к примеру, Индонезия, на сегодняшний день, является крупнейшей в мире исламской страной. Также, данная религия характерна для стран Центральной и Северной Африки, и не только  для тех, в которых проживают арабы. 
           В основе ислама находится вера в Единого Бога Аллаха. Свод правил – Шариат, определяет жизнь правоверного мусульманина в полном подчинении Всевышнему. Стоит отметить, что единобожие является характерным, как для Ислама, так и для Христианства.  У мусульман есть и своя главная книга – Коран, которая написана на традиционном арабском языке.

         Верование мусульман говорят о том, что в разное время, ко всем народам, населяющим землю, отправлялись пророки, которых было около 124 тысяч. Но со временем, многие люди стали отходить от правил Священного Писания, и изменять его по своему желанию. Все это продолжалось, пока не пришел пророк Мухаммед, который стал последним пророком и окончательно сформировал Ислам таким, каким его знают и по сей день. Произошло это в 7 веке нашей эры, именно с тех времен и берет свое начало традиционный мусульманский  календарь.

Ислам имеет пять основных столпов:

1. Шахада – вера в Единого Бога и Пророка Мухаммеда, как его  посланника.

Многобожие ни в коем случае не допускается приверженцами данной религии, таких людей они называют Неверными.

2. Намаз – молитва,  которую правоверный мусульманин  должен совершать пять раз  в день. Во время процесса, тело  человека должно находиться в  строго определенной позе, а читать  при этом необходимо суры из  Корана.

3. Закят – материальное пожертвование.

4. Саум – обязательное соблюдение поста в священный месяц Рамадан.

5. Хадж – паломничество  в священный город Мекка. Его  необходимо совершить хотя бы  раз в жизни, однако, этот пункт  обязателен только для тех,  кому позволяет сделать это  материальное положение.

 

Ветви Ислама

 

 

 

 

 

2.1. Сунниты.

               Суннитами являются наиболее многочисленная группа людей, исповедующих Ислам. По статистическим подсчетам, количество суннитов составляет около 90 процентов от доли всех мусульман мира, а в  количественном выражении, это число составляет более миллиарда человек.

          По воззрениям Суннитов, вся верховная власть в халифате, должна принадлежать халифу, который избирается силами самих общин. В отличии от суннитов, шииты (второе по численности направление в исламе) не признают никаких законов, кроме тех, что приписаны  им самим Мухаммедом и его потомками, идущими от двоюродного брата Али, именно он является первым имамом в истории. Кроме того, с шиитском ответвлении ислама отсутствуют какие бы то ни было священнослужители и церкви. В суннитском направлении, священнослужители есть, но они занимаются только тем, что производят толкование Корана, и не имеют права выносить какие бы то ни было решения по вопросам религиозной и общественной жизни человека.  Если говорить более просто, то Суннизм более «конкретен» в вопросах толкования Корана, так как делает это только, отталкиваясь от учения самого Пророка, а шиизм признает власть и его потомков.

               Суннизм опирается на сунны, которые являются не чем иным, как правилами общественной, религиозной, и семейной жизни людей, а также уголовными правилами. Считается, что сунны были записаны со слов самого Мухаммеда, его последователями. Кроме высказываний, в сунны входят и поступки пророка, и все это записано в виде рассказов, называемых хадисами. Хадисы являются как бы дополнением к Корану, так как в самой  книге сказано далеко не все. Данные рассказы представляют Мухаммеда, как мудрого правителя и праведного человека, сумевшего привести небольшое бедное государство к успеху и процветанию. Так что, сунны являют своей целью показать Мухаммеда, как примера для всех современных мусульман.

          Через два века после того, как хадисы начали писаться, их  число стало просто гигантским. Историки религии говорят о  совершенно невообразимых цифрах  – более миллиона. Естественно, что большинство из них не были достоверными, и эту ситуацию необходимо было как-то исправлять. Так возник сборник  Аль-джами ас-сахих, который является наиболее полным собранием слов пророка, и включает в себя 7400 произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Шииты.

 

           Шиитами называют себя приверженцы шиизма, одного из двух основных ответвления современного Ислама.  Основное отличие шиитов от суннитов заключается в том, что они признают, исключительно Али ибн Абу Талиба, и его потомков, как единственных преемников пророка Мухаммеда.

          Численность шиитов намного меньше, чем суннитов, и составляет, в зависимости от оценок, от 10 до 20 процентов от общего числа приверженцев Ислама. Шиизм имеет несколько направлений,  самым многочисленным из которых являются двунадесятники. Они признают 12 пророков – потомков Али. Данная группа проживает в Иране, Ираке, Бахрейне, Азербайджане, а также в Ливане. Однако, их представителей можно встретить и в других странах. 
Шииты, как и все другие мусульмане, верят в пророка Мухаммеда, и его проповедническую миссию, но они считают, что власть должна принадлежать не халифам, а только имамам, которые должны быть выбраны Аллахом, то есть назначены потомками Али. К халифам шииты относятся резко отрицательно, так как их выбирают люди, или даже назначают сами халифы. Пор мнению шиитов, руководство мусульманской общиной должно выбираться только Всевышним и ни кем больше.

           В настоящее время, то или иное количество последователей шиизма проживает практически во всех странах мира, в том числе и западного. Однако наибольшая концентрации шиитов  наблюдается в Иране и Азербайджане, где они составляют подавляющее большинство населения.  В Бахрейне, этот процент достигает двух третей от всего населения, а в Ираке, количество шиитов составляет 30 процентов. В России, количество шиитов весьма и весьма  незначительно, и как правило, они составляют только небольшие общины, проживающие, преимущественно в южных частях страны.

           Кроме двунадесятников, к шиитам относятся и исмаилисты. Они признают не 12 потомков Али, а только 7. Изначально, данное течение считалось сектой, но в 18 веке было официально признано частью шиизма, и получило все необходимые права. Кроме того, есть еще и Зеидиты, и Алавиты, а также Друзы, которые настолько далеко отошли от привычного всем ислама, что некоторые стали считать их не мусульманами.  Все течения шиизма относятся в двум группам – умеренный и крайний. Отношения между представителями этих самых групп, традиционно, являются весьма и весьма напряженными. Хотя с 70 годов прошлого века, наблюдается некоторое сближение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Буддизм.

 

Глупец, который знает  свою глупость,

тем самым уже мудр,

а глупец, мнящий себя мудрым,

воистину, как говорится, «глупец». 
«Дхаммапада»

 

          Буддизм является одной из  трех  основных мировых религий и наиболее старой из них. Возникновение данного течения произошло еще в 6 веке до нашей эры. Примечательно, что сами последователи всегда называли свою религию «Дхарма», а вот термин «буддизм» был придуман европейцами только в 19 веке и с тех пор основательно прижился во всем мире.

          Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, который и стал тем самым Буддой, что в переводе  на русский, означает «просветленный». Универсальность буддизма сделала его весьма интересным для множества людей во всем мире, в том числе и для тех, кто живут в западных странах. Познание буддизма, в настоящее время, происходит западным человеком не столько в  религиозном, сколько в философском плане. Без изучения данной религии, ни один турист просто не сможет до конца познать всей прелести таких  колоритных восточных стран, как Индия и Китай.

          Сам Будда утверждал, что его  учение не является никаким божественным откровением, а все постулаты были достигнуты только методом долгих и упорных медитаций. Уже это отличает буддизм от авраамических религий, так как достичь просветления, и стать равным самому Будде может, в теории, каждый человек. Сам Будда, поняв, что все страдания людей являются лишь следствием из поступков, понял, что путь к земному счастью может лежать только через отрешенность  и медитацию. 
           Приверженцы буддизма, на сегодняшний день, проживают во многих странах Юго-Восточной Азии. Среди самых больших буддистских общин можно выделить китайские, индийские, камбоджийские, монгольские и тибетские. Буддизм распространен и у многих народов, изначально населяющих Сибирь и Дальний Восток, к  примеру калмыки и буряты. Кроме того, крупные буддистские общины стали возникать и в таких центрах, как Москва и Санкт-Петербург, а также в других населенных пунктах страны, с преимущественно – европейским населением.

          Буддизм очень сильно отличается от  авраамических религий, так как в нем не существует понятие бога и вечной души. Причем никакого творца или личности, стоящей над человеком там тоже не существует. Опять же, это потому, что буддизм, по своей сути, является больше – философским учением, нежели религией, в  том виде, в котором мы привыкли ее понимать. От индуизма и брахманизма, буддизм также отличается этими самыми положениям, а также тем, что последователи это религии отрицают кастовую систему.

 

Ветви Буддизма

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Хинаяна.

          Хинаяна, в переводе на русский язык, означает «малая колесница». В понимании буддистов, этот путь является малым или ущербным, но все же также может привести к Просветлению. Создание этого термина приписывается махаянистами, чтобы собрать все пути к Просветлению, буддистские учения, которые не относятся к их учениям. Течение является достаточно старым, как и все направления буддизма, и впервые его упоминания встречались еще в 1 или 2 веке нашей эры, в зависимости от данных. Изначально, данный термин обозначал все ранние течения  буддизма, однако это является не совсем правильным. Тем более, что использование этого обозначения глубоко оскорбляет чувства последователей традиционного буддизма, особенно школы Тхеравада. Именно потому, многие ученые согласились с тем, что от данного термина необходимо отказаться, так как он является неактуальным, в научном и историческом контексте.

         Хинаяна основывается на двух основных состояниях пребывания человека в нашем мире. Одно из состояний проявленное, а другое не проявленное. Проявленное состояние, напрямую связывается с волнением дхарм.  Реальными в хинаяне являются лишь сами дхармы, а все бытие, личность человека и сам мир, всего лишь временными комбинациями этих самых дхарм.  Кроме того, учение отрицает душу человека, как самостоятельную сущность, и этому вопрос посвящена Милинда-паньха.

         Неприятие махаянистами хинаяны заключается в том, что последняя, как и весь ранний буддизм, делает ставку на индивидуальное совершенствование человека, которое происходит как бы обособленно о других.  А ведь в махаяне, наоборот, Просветление должно достигаться только во благо окружающим.  Хоть Будда в хинаяне и является несомненным учителем, гуру и вообще – объектом для всеобщего стремления, но культа, как такового, не присутствует. 

 

 

 

3.2. Махаяна.

 

           Данное религиозное течение является позднейшим этапом развития традиционного буддизма, а потому считается, традиционно, молодым. Однако это ни мешает Махаяне завоевать огромную популярность и собрать под свои знамена почти 600 миллионов человек, проживающих в Китае, Индии, Японии, Корее, Вьетнаме, Непале и Тибете. По поводу возникновения этого течения, историки и специалисты по религии, не могут сойтись в едином мнении. Существует гипотеза, что данная школа, изначально существовала как отдельная, чтобы конкурировать с популярной тогда  «Хинояной». Махаяна учит почитать многочисленных  Будд и Бодхисаттв, а это значит, что в отличие от традиционного буддизма, который является больше философией, в махаяне присутствует более религиозный подход. Хотя, никакого прямого свидетельства о том, что Махаяна была отдельной школой, или даже сектой, не существует.

           Махаяна характерна тем, что ее учение не имеет точной конкретики. Скорее это течение можно сравнить с набором различных учений и доктрин, слабо связанных при  этом между собой.  Основное отличие данного течения от традиционного буддизма состоит в том, что оно не до конца принимает стремление к нирване и отрешению, так как это недостаточно мотивирует людей делать добро для окружающих. Таким образом, Махаяна стремится несколько уйти от индивидуализма, с тем, чтобы прийти к желанию достигать Просветления во имя всех живых существ на планете.

           Данная религия говорит о том, что человек должен совершенствовать свой разум, для того, чтобы достичь истинного Просветления, о котором говорил Будда. Всего, на пути к совершенству, необходимо пройти 6 ступеней.

           Для этой религии характерно многобожие. Многочисленные Будды всемогущи, и наделены множеством сверхъестественных качеств, и проживающими в сферах рая. Попасть в рай может любой человек, просто призвав имя Будды. В определении рая, а также всемогущего существа,  данное течение буддизма, стало походить на традиционные авраамические религии.

3.3. Варджаяна.

 
           Варджаяна, в переводе означает «алмазная колесница», и является тантрическим проявлением буддизма, зародившемся в 5 веке нашей эры.  Данные учения даны как историческим Буддой, которые он, по преданиям написал, во время Третьего Поворота Колеса Дхармы. Но все-таки, несравненно большая часть пришла к нам от других Будд. Большое распространение, данная школа получила  в высокогорных районах Тибета, Китае, а также в Японии. Правда в последней, учения известны под  другим названием.

           Варджаяна, во многом, основана именно на той самой философии Великой Колесницы, или Махаяне, но имеет некоторые отличия, касающиеся многих взглядов, техник медитации и общего поведения. Очень популярен способ визуализации медитативных божеств,  прочтение мантр и поклонения Гуру.  То есть,  практикуется обращение к мудрому учителю, который и должен помочь ученику в его пути к Просветлению. Основной мотивацией у любого практика должно является сострадание.  Очень важна  и тайная мантра, которая должна помочь практикующему достичь просветления за одну человеческую жизнь, а не за множество. Ни одна, даже самая  чудесная философская идея, не будет действенной, без постоянной практике. И в этом состоит родство Варджаяны с тантризмом, в его классическом проявлении.

         Основными способами достижения Просветления, в Варджаяне  является медитация, начитывание мантр,  йогистическая практика, и конечно же почитание своего учителя, Гуру. В качестве священных текстов, в данном ответвлении буддизма, выступают тантры, которых достаточно много, а именно – 2606. Все эти тантры разделены на 4 части – тантры действия, исполнения, йоги, а также особые тантры высшей йоги.  К последним можно отнести материнские, отцовские, а также недвойственные.




 

Заключение.

          Немного углубившись в историю, именно в историю верований, а не просто прочитать туже Библию или Коран, мы увидим, что корень у них общий, просто на ствол мирового дерева привиты разные ветви разных по названию религий, но как ни странно, суть всё равно то – Одна. Бог - Един, а все религии это разные пути к Богу.

         Что ж, культовые стороны различных религий многообразны. Религии разнятся и в вероучении — понимании Бога, трактовками мира и человека, концепциями спасения. Но, несмотря на это, всё же можно сказать, что некоторые основные положения присутствуют во всех религиях. В этом смысле сущность многих религий едина, и, пожалуй, нет ни одной, которая не утверждала бы, что человек находится в некотором родстве с Богом (или почитаемыми богами).

         Но одни религии, как, например, буддизм, предлагают спасение здесь и сейчас, в этой жизни (Будда в самой первой своей проповеди указал пути к спасению и прекращению страданий). Другие религии относят это событие к будущим временам. А сходство основных религиозных этических принципов и положений настолько очевидно, что приводит многих учёных, теологов, философов к мысли о существовании единой мировой универсальной этики

         Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а также религия может находиться под запретом. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

         Таким образом, мы можем выделить основные функции религии (в частности мировых религий):

1. Религия формирует у  человека систему принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет  человеку устройство мира, определяет  его место в этом мире, указывает  ему, в чем состоит смысл  жизни.

2. Религия дает людям  утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. 

3. Человек, имея перед  собой некий религиозный идеал,  внутренне меняется и становится  способен нести идеи своей  религии, утверждать добро и  справедливость (так, как понимает  их данное учение), смиряясь с  лишениями, не обращая внимания  на тех, кто осмеивает, или  оскорбляет его. (Конечно, доброе  начало можно утверждать лишь  в том случае, если ведущие  человека по этому пути религиозные  авторитеты сами чисты душой,  нравственны и стремятся к  идеалу.)

4. Религия управляет поведением  человека через свою систему  ценностей, моральных установок  и запретов. Она может существенно  влиять на большие сообщества  и целые государства, живущие  по законам данной религии.  Конечно, не стоит идеализировать  положение: принадлежность к самой  строгой религиозно-нравственной  системе не всегда удерживает  человека от совершения неблаговидных  действий, а общество от безнравственности  и преступности.

5. Религия способствует  объединению людей, помогает складыванию  наций, образованию и укреплению  государств. Но тот же самый  религиозный фактор может приводить  к разделению, распаду государств  и обществ, когда большие массы  людей начинают противостоять  друг другу по религиозному  принципу.

6. Религия является вдохновляющим  и сохраняющим фактором духовной  жизни общества. Она сберегает  общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая  дорогу всякого рода вандалам. Религия, составляя основу и  стержень культуры, предохраняет  человека и человечество от  распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической  гибели - то есть всех угроз,  которые может нести с собой  цивилизация.

7. Религия способствует  упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

           Таким образом, религия играет культурную и социальную роль.

           В результате выполненной работы были решены следующие задачи: были даны характеристики каждой из мировых религий, выявлены различия и взаимосвязи между христианством, исламом и буддизмом.







Список  использованной литературы.

  1. Роджер  К.,  Хикмен К. Религии мира/ Пер.  с англ.  Е. Антонец.- М.: ООО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2003.- 127 с.
  2. История  философии:  Энциклопедия.  -  Мн.: Интерпрессервис;  Книжный Дом,  2002.-1376с.
  3. Алов  А.А.,  Мировые   религии: Учеб.  пособие.-М.: ПРИОР, 1998.- 480 с.
  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 519 с.
  5. Философия: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 576 с.
  6. Спиркин  А.Г. Философия: Учебник.-М.: Гардарики , 2001.- 736 с.
  7. Философия: Ч. 1: История   философии/Под  ред.  Л.А.  Беляева.- Екатеринбург: УрГЭУ,   2002.- 195 с.
  8. Радугин  А.а.  Философия: Курс  лекций.- 2-е  изд.,  перераб.  и доп.-М.: центр,  2003.- 272 с.
  9. Философия: учебник : 4-е изд., перераб. и доп / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 735 с
  10. Зотов, А. Ф. Современная западная философия: учебное пособие / А. Ф. Зотов. - М. : Проспект, 2010. - 608 с
  11. Грядовой, Д. И.  История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2 / Д. И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 455 с
  12. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  13. Философия : 3-е изд., исп. и доп. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М. : Юристъ, 2007. - 506 с

 

 
 
 
 
 
 

 

 




Информация о работе Религиозная картина мира