Религиозная система буддизма и буддийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 08:22, доклад

Описание работы

Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в религиозную систему с развитым пантеоном и обрядностью происходило уже после смерти Будды.

Файлы: 1 файл

религия.docx

— 20.34 Кб (Скачать файл)

Религиозная система  буддизма и буддийская философия 


Учение Будды при своем  возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение  буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в религиозную систему с развитым пантеоном и обрядностью происходило  уже после смерти Будды.

Буддийская картина мироздания включает три сферы, объединяющие 31 уровень живых существ: кама-лока, рупа-лока и арупа-лока. Кама-лока - сфера чувственных желаний включает уровни злых духов, животных, людей, добрых богов-небожителей (всего 11 уровней). Рупа-лока составляет сферу созерцания и имеет 16 уровней существования, избавленных от чувственных желаний. Вершиной космической пирамиды является арупа-лока - сфера чистого разума, включающая 4 уровня.

В процессе перерождений в  зависимости от кармы все живые  существа постоянно перемещаются на различные уровни существования. Боги, хотя и стоят выше людей, также  пребывают в сансаре и подвержены страданиям. Буддизм не отвергает  богов других религий и не запрещает  им молиться, но указывает, что это  дает лишь временное облегчение страданий.

Уровни арупа-локи доступны только буддам - существам, достигшим просветления и тем самым избавленным от бесконечной цепи перерождений. Вот почему будды - выше богов. Буддийский космос традиционно изображается в виде мандалы - особой магической диаграммы (круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, тоже вписан в круг), широко использующейся в практике медитации.

С мандолой связана концепция  калачакры (дословно «колесо времени») - буддийского летосчисления, состоящего из календаря 60-летних циклов, разделенных на малые 12-летние циклы.

Буддизм требует ухода  от рассмотрения внешнего по отношению  к сознанию человека мира. Рассматривать  его, по мнению буддийских теологов, нет  никакой необходимости, потому что  сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение «неведения», «заблудшего» сознания.

Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных  богов, нетленных душ. Во вселенной  и в существах вообще отсутствует, какое бы то ни было, постоянство, а  есть лишь закономерное, беспрестанное  чередование возникновения и  развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и  нового проявления. Этот обратимый  процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных рождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.

Эта великая Пустота, которую  возможно созерцать, и есть единственно  подлинная реальность. В ней пребывает  Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохваченное мыслью (ачинтья). Все остальное мыслимое, начиная с двоицы сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Следовательно, Иллюзия — это способ представления Будды, а избавление от нее — это достижение со-стояния буддизма, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды, иллюзорно подразделяемому на два, три, четыре тела Будды. Из них одно (Тело цвета и формы) или два (Тело воплощения, например явившийся людям Будда Шакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные представления о Теле Закона (дхарма-кайя), которое в реальности есть Будда и Пустота.

В начале было сказано, что в буддизме трудно разграничить религию и философию. В заключение нашей лекции попробуем выделить некоторые аспекты буддийской философии:

отличие буддизма от других мировых религий заключается  в его психоаналитико-медитативном подходе к решению человеческих проблем. Медитация и монашество (среда, в которой всегда занимались медитацией) часть традиции буддизма Смысл монашеской жизни - максимально использовать то, что нам дано. Абстрактные идеи не имеют никакой ценности (истина – продукт живого опыта особенно в дзен - буддизме). Поэтому буддийская философия непосредственно базируется на психотехническом опыте основателя этой религии Сиддхартхи Гаутамы (Буды Шакьямуни). Царевич Сиддхартха отверг как авторитет ведического откровения, так и доктрины современных ему неортодоксальных учителей-отшельников и поставил своей целью постичь истину самому и собственными силами, без опоры на традиционные или доктринальные авторитеты. В результате пробуждение (просветление) Будды стало уникальным явлением, и это переживание Будды легло в основу буддийской Дхармы. Отсюда вытекало два важных следствия. Во-первых, для буддизма психотехнический опыт оказался ценным сам по себе, независимо от его доктринальной основы, из чего следовало признание возможности обретения высоких состояний сознания только в результате самостоятельной практики (по преданию, в своих последних словах Будда призвал учеников усердно трудиться ради освобождения, полагаться только на собственные силы и быть «светильниками самим себе»). Во-вторых, высшая ценность учения (нирвана или бодхи, «пробуждение»), согласно буддизму, может быть реализована любым человеком независимо от его национально-этнической принадлежности и социального статуса, что и создало предпосылки для превращения буддизма в мировую религию.

Авторитетные буддийские мыслители, в отличие, к примеру, от ряда не менее авторитетных христианских, настаивают на том, что достижение святости, то есть «просветления» — это в  первую очередь результат большой  и трудной внутренней работы, которую  нельзя переложить на плечи церкви или религиозной общины. «Усердно трудитесь над своим спасением», — говорил Будда Шакьямуни. Таким  образом, постижение божественного  в буддизме по сути дела эквивалентно постижению человеком самого себя.

Ответом на вопрос о природе  мира и человеческой личности стало  буддийское учение об элементах (дхармах). Буддизм отрицает субстанциональность  физического мира и человеческой психики, а также существование  материи. Внешний мир и человеческая личность - не что иное, как меняющееся сочетание постоянно меняющихся дхарм. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом  энергии, источником которой являются волевые действия, слова и мысли  человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических и других качеств. Успокоенная дхарма, теряя свои качественные отличия, исчезает, как угасающее пламя свечи. Согласно буддизму не душа переходит из одного тела в другое, а создается новый  комплекс дхарм, составляющих личность. Поскольку дхармы находятся в  постоянном изменении сочетаний  и лишены постоянства, мир превращается в подобие кинематографа. Представляя  случайную игру возбужденных дхарм, он иллюзорен и неустойчив.

В Буддизме оно из важнейших  мест занимает так называемое отрицание  единства личности. Каждая личность представлена, как скопление ''изменчивых» форм.

Дхармы — первоэлементы  бытия — сознания. Кардинальным положением раннего буддизма является учение о дхармах (элементах бытия  — сознания), которые считаются  единственно реальными и составляют природу внешнего мира. Человеческая личность также представляет собой  постоянно меняющиеся сочетания  групп (скандх) дхарм. Ранний буддизм в отличие от других мировых религий разработал учение, в котором не было Бога (творца мира), души, а существовали лишь первоэлементы — дхармы, которые находились в постоянном волнении, становлении сочетаний, были моментальны. Сквозь призму концепции о дхармах буддисты рассматривают мир и человека как нечто иллюзорное и непостоянное. Для характеристики личности буддисты используют такое понятие, как поток (сантана), которое демонстрирует, что человеческая личность представляет собой лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний, хотя ее элементы и сохраняют временную связь между собой. В буддизме радикально трансформируется брахманское представление о перерождении — не душа переходит из одного тела в другое, а происходит формирование нового комплекса дхарм, составляющих скандхи, их перегруппировка, обусловленная причинно-следственной связью с прошлой формой существования. Любое намеренное деяние оказывает воздействие на характер нового потока. Новое существование является результатом кармы, обусловленной деяниями, совершенными в прошлом рождении человека. Нирвана («успокоение», «угасание») является высшей целью в буддизме и часто сравнивается с огнем светильника, погасшего от того, что выгорело все масло. В результате следования восьмеричному пути (накопления добродетелей и овладения практикой медитации) дхармы очищаются, успокаиваются, действие законов кармы и взаимозависимого возникновения прекращается; после смерти человек уже не перерождается и покидает сансару (мир страданий), вступает в нирвану.



Информация о работе Религиозная система буддизма и буддийская философия