Религиозно-философская концепция буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:44, реферат

Описание работы

Своеобразная история народов Индии, особенности ее социального устройства, нашедшие отражение в существовании каст, вызвали специфическое развитие философских и общественно-политических взглядов у этих народов. Общественная и политическая жизнь Индии, а поэтому естественные и общественные науки в силу сложившихся исторических условий развивались сравнительно медленно. Социальные группы, выступавшие против кастовости общества, боролись против кастовой идеологии и ее носителей. Особой остроты идеологическая борьба достигла к VI—V вв. до н. э. Таким образом, признание или непризнание вед священным писанием стало, в известной степени, пробным камнем для философских направлений Индии, а религиозные вопросы стали предметом рассмотрения почти всех философских школ.

Содержание работы

Введение
История возникновения буддизма
Религиозно-философская концепция буддизма
Четыре благородные истины
Учение о карме
Доктрина анатмавады
Учение о мгновенности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач-философия.docx

— 44.45 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

 

Религиозно-философская  концепция буддизма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

      1. Введение
      2. История возникновения буддизма
      3. Религиозно-философская концепция буддизма
          1. Четыре благородные истины
          1. Учение о карме
          2. Доктрина анатмавады
          3. Учение о мгновенности
      1. Заключение
      2. Список литературы

 

Введение

Индийская философия — одна из наиболее древних в мире: ее история  исчисляется многими сотнями  лет. Зарождение индийской философии  относят обычно к Х—IX вв. до н. э. Исторически первые философские системы в Индии, как и в Греции, представлены различными материалистическими школами.

Своеобразная история  народов Индии, особенности ее социального  устройства, нашедшие отражение в  существовании каст, вызвали специфическое  развитие философских и общественно-политических взглядов у этих народов. Общественная и политическая жизнь Индии, а  поэтому естественные и общественные науки в силу сложившихся исторических условий развивались сравнительно медленно. Социальные группы, выступавшие против кастовости общества, боролись против кастовой идеологии и ее носителей. Особой остроты идеологическая борьба достигла к VI—V вв. до н. э. Таким образом, признание или непризнание вед священным писанием стало, в известной степени, пробным камнем для философских направлений Индии, а религиозные вопросы стали предметом рассмотрения почти всех философских школ. Западноевропейская буржуазная история философии с присущей ей тенденцией третирования «восточной» культуры, в сущности, игнорировала индийскую философию, то относя ее к предыстории философии, то признавая в ней лишь ее религиозно-этическую проблематику. Но, если рассматривать философию как науку об общих принципах бытия мироздания, учение о человеке и его бытии в мире, невозможно отрицать, что индийские учения, в том числе буддизм, являются самостоятельной философией.

 

История возникновения  буддизма

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что  более двух с половиной тысяч  лет назад ее возвестил людям  Шакьямуни ("отшельник из племени  шакьев"). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр. Buddha), что означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной". Религиозная буддийская литература сообщает, что после бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасательную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама. Род этот входил в племя шакьев, живших за 500-600 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно обычным людям. Мать Сиддхартхи - жена правителя шакьев Майя (Махамайя, т.е. "Великая Майя")- увидела во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение".

Мальчик рос в окружении  красивых вещей, и его никогда  не выпускали за пределы дворца. Царь, отец Сиддхартхи, стремился держать  своего сына в неведении относительно жизненных невзгод, но тот, в конце  концов, узнал о существовании  болезней, старости, смерти. Сиддхартхе прискучила уединенная жизнь во дворце, и принц захотел узнать мир  за его стенами. Однажды Сиддхартха велел своему вознице вывести  его за ограду дворца. Полученные впечатления  полностью переменили его. Надежды  царя были разбиты в результате четырех  знамений, о которых повествует беддийская традиция. Принц задумался над тем, что же делает человека несчастным, а его жизнь такой тяжелой. И вот в возрасте 29 лет Сиддхартха покинул родной дом, отказался от возможности стать правителем, расстался с женой и сыном, чтобы попытаться найти ответ на мучившие его вопросы. Семь лет он был отшельником, надеясь посредством изучения священных текстов, беседуя с мудрецами, истязания плоти найти путь, ведущий к избавлению, но только отказавшись от аскетических самоистязаний, в результате глубоких размышлений он достиг желаемого: ему открылась истина, и он нашел путь к конечному "спасению" Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешнем Бодх-Гае (штат Бихар) сидя под священным деревом бодхи, Сиддхартха познал " четыре благородных истины".

Эта легенда не далека от истины. Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям, но ничто не удовлетворялоего. Тогда он решил положиться на свои собственные силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных страданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сид-дхартха стал Буддой, или Просветленным. Первые пять человек, обращенные Буддой в новую веру, стали его учениками и образовали ядро буддийской общины. Будда в течение 45 лет проповедовал религиозные учения, получившие название " учение Будды" ("буддхадаршана", "буддхатама") или просто "дхарма" (в смысле "праведный закон"). Верующих называли "бауддхами" - приверженец Будды, а иногда и просто "шакьями". Умер Будда на восьмидесятом году жизни, со словами: "Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал".

Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед и в течение  долгого времени, из поколения в  поколение, они устно передавались от одних учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в  настоящее время является главным  образом «Трипитака» («Три корзины учений»), о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками.

Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской философии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии. Они написаны на языке пали.

С течением времени число  последователей Будды настолько  возросло, что это привело к  разделению их на различные школы. Самые  известные религиозные школы  буддизма — хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом  в настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература этой школы написана на языке пали. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды. Махаяна  распространилась главным образом на севере — в Тибете, Китае и Японии. Свои философские труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.

Так как буддизм процветал  во многих странах, он приобретал национальный колорит этих стран и изменялся  под влиянием прежней религии  и убеждений обращаемых. Возникшие в результате этого школы буддизма были так многочисленны и общая масса философских работ на различных языках настолько велика, что для полного ознакомления с буддийской философией не хватило бы жизни даже такого человека, который сочетал бы в себе эрудицию лингвиста и глубину мышления философа.

 

Религиозно-философская  концепция буддизма

Разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в  том, что никакого «буддизма» как  такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм  исторически  представлен в виде различных  течений и направлений, подчас чрезвычайно  отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Особенно это справедливо  относительно Махаяны, которая, по существу, представляет собой обозначение  весьма разноплановых и разнородных  течений и направлений. Поэтому  всегда следует анализировать и  рассматривать конкретные направления  буддизма, а не некий искусственно конструированный «буддизм вообще».

 Но тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным). Именно этот круг базовых идей назовём «основами учения буддизма» и к ним теперь и обратимся. К этим базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности).

Основу раннебуддистского мировоззрения оставляют так называемые "четыре благородных истины", в открытии которых и состояло "просветление" Будды Гаутамы и которые он возвестил уже в своей первой бенаресской проповеди.

Первая благородная  истина: все есть страдание (дуккха)

Очень трудно совершенно точно перевести  понятие "дуккха". Говоря о страдании, мы подчеркиваем лишь пессимистический взгляд на вещи, тенденцию замечать только плохое, и не учитываем того хорошего, что происходит нами в процессе приобретения опыта. Важно понимать, что главным, ключевым словом выступает слово "опыт". Будда указывает, что нужно стоить представление о жизни в целом, то есть видеть жизнь во всей ее полноте и сложности - так, как человек проживает ее, а не выхватывать из жизненного опыта одни только плюсы и минусы. Прозрение Будды может быть понято до конца только в том случае, если мы осознаем, что три первые благородные истины в совокупности представляют собой исчерпывающий анализ условий человеческого существования. К чему бы мы не стремились и как бы много мы ни достигали, в конечном счете оказывается недостаточно, чтобы мы почувствовали удовлетворение достигнутым. Дуккха - это глубоко укорененное в душе каждого человека ощущение неудовлетворенности от мира, в котором мы не можем осуществить наши страстные желания. Так или иначе, не в наших силах изменить мир вокруг и тем самым добиться самоосуществления. Скорее мы должны искать лекарство от неудовлетворенности внутри себя. Одна из главных причин этого заключается в том, что мир - известное нам по опыту сансары, как называют его буддисты, - отличает непостоянство. Все непостоянное (анигга) в этом мире, следовательно, подвержено постоянным изменениям Таков второй аспект дуккхи, на который указывает в своем рассуждении Будда. Изменчивость мира и есть его суть, которая является причиной дуккхи.

Вторая благородная  истина: причина страдания (самудая)

Вторая благородная истина открывает  нам еще более важный смысл  дуккхи. Мы проводим довольно четкое различие между собой и окружающим нас миром, который наполнен вещами, событиями, людьми. Истина, говорит Будда, в том, что ничто не покоится: в движении находятся время. Мы - часть вселенной, пребывающей в непрерывном становлении; во вселенной нет покоя, а есть только постоянное изменение, лежащее в основе становления. Здесь речь идет о буддийской концепции анатты (отрицающей "я" человека), которая представляет собой третий аспект дуккхи. Будда сказал, что мы являем собой комбинацию вечно изменяющихся сил или энергий, которые могут быть разделены на пять групп (скандх или совокупностей: вещества, ощущений, совокупность осознания, совокупность ментальных образований, совокупность сознания

Третья благородная  истина: прекращение страдания (ниродха)

Слово "ниродха" означает "контролировать". Осуществление контроля над страстным желанием или стремлением к привязанности есть третье поучение.

Ниродха есть погашение жажды или страстного желания, что достигается благодаря искоренению привязанности. Результатом будет состояние, называемое "нирваной" ("ниббаной"), в котором огонь желания перестал гореть и в котором, больше нет страдания. Одно из трудностей, возникающих перед нами при стремлении прояснить для себя понятие нирваны, состоит в том, что словом "нирвана" обозначается состояние. в котором что-то происходит, но не описывается, на что в действительности похоже это состояние. Буддисты утверждают, что незачем размышлять о признаках нирваны, потому что такой подход ровным счетом ничего не даст: здесь важно наше отношение к кармической обусловленности. Другими словами, состояние нирваны означает освобождение от всего, что вызывает страдание.

Четвертая благородная  истина: путь к прекращению страдания (магга)

Это известно как так называемый срединный путь, который позволяет  избежать двух крайностей, таких, как  потакание чувственным удовольствиям  и истязанию плоти. Он также известен как благородный восьмеричный путь, потому что указывает восемь состояний, овладев которыми человек может  достичь очищения ума, спокойствия  и интуиции.

Упомянутые восемь ступеней представляют собой три аспекта буддийской практики: нравственное поведение (шила); дисциплина ума (самадхи); мудрость (панья, или праджня).

Восьмеричный путь

1) Праведное постижение; 2) Праведное  мышление; 3) Праведная речь; 4)Праведное  действие; 5) Праведная жизнь; 6) Праведный  труд; 7) Праведная бдительность и  самодисциплина; 8) Праведная концентрация.

Информация о работе Религиозно-философская концепция буддизма