Религиозные картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:02, реферат

Описание работы

Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного и исходит из удвоения мира на земной, несовершенный и мир небесный, совершенный – мир Бога. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. К божественному миру относятся сферы рая и ада.

Файлы: 1 файл

Религиозные картины мира..doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Национальный Исследовательский

 Томский Политехнический  Университет 

Институт Социально-Гуманитарных Технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Религиозные картины  мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки 1 курса

Группы 14А13

Роганова Алена Дмитриевна

Демьянец Анастасия  Васильевна

 

Проверил: преподаватель 

Гульбин Геннадий Константинович

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск-2012

 

 

 

 

 

Понятие «картина мира»  обозначает образно-понятийную картину  Вселенной, в которой человек  и человечество стремятся определить свое место. Картины мира, отводящие  человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, являются результатом духовно-практической деятельности людей. Очень важным моментом картины мира является то, вокруг чего она строится, что является ее смысловым центром.

Религиозная картина  мира представляет собой целостную  систему представлений об общих  свойствах и закономерностях  природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина  мира в центр ставит соотношение  небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного  и исходит из удвоения мира на земной, несовершенный и мир небесный, совершенный – мир Бога. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. К божественному миру относятся сферы рая и ада.

Место человека в мире в различных религиях определяется по-разному. Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Высшей целью, к которой должен стремиться человек, является нирвана – вечный блаженный покой, когда он отказывается от желаний, порождающих страдание. Христианство рассматривает бытие человека трагическим и разорванным. Человек грешен и несет на себе печать первородного греха. Всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Одни обретут вечное блаженство, другие – вечные муки.

Отсюда следует и  смысловое содержание мира. Он приобретает  смысл не в силу того, как к нему относится человек, а в силу того, как в нем реализована воля Бога. Этим предопределяется и стратегия поведения человека. Исходя из особенностей религиозной картины мира, рассмотрим ее применительно к трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

Огромное воздействие  на формирование буддийской картины  мира оказала идея бесконечного кругового  потока бытия. Этот процесс, считали  буддийские мыслители, бесконечно мучителен  для человека, перебрасываемого из смерти в смерть, из одного страдания в другое, из испытания в испытание.

Будда, на которого сильнейшим образом повлияла мысль о страдательности, мучительности жизни, сформулировал  концепцию изменения. Жизнь являет собой не что иное, как ряд проявлений, становлений и исчезновений. Мир – постоянно возобновляющийся круговорот рождений и смертей. Сторонники Будды согласны в том, что нет ничего ни среди божественного, ни среди человеческого, что было бы постоянным.

В буддизме делается вывод, что, с одной стороны, боги также  находятся в кармическом потоке, а с другой - людям не нужен бог как спаситель. В буддизме отсутствует дуализм Бога и мира. Буддизм приходит к признанию высшего духовного начала. Нирвана отождествляется с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превращается в его личное воплощение, в объект религиозных эмоций..

Условия добродетели  в буддизме независимы от внешних  вещей. Имеет значение только честная, праведная жизнь. Уже при своем  возникновении буддизм оказался в оппозиции к кастовому строю, провозгласив равенство всех независимо от кастовой принадлежности. Однако поскольку определяющим принципом буддизма является принцип абсолютной автономности личности, рассматривая все связи человека с миром, включая и социально-политические, как зло и потому долженствующие быть устраненными. Идеал абсолютной отрешенности от окружающего мира приводит наиболее ортодоксальных последователей Будды к отказу от усовершенствования социальных порядков.

Христианская картину  мира предполагает  неприродный и личный характер Бога. Из этого вытекает важнейшее положение сотворении мира в Христианстве  не в силу необходимости, а по свободной воле Бога. До сотворения мира ничего не могло быть, кроме Бога. Следовательно, он сотворил мир "из ничего. Форма, красота, единство в мире имеют своей причиной творца. Нестабильность и нечистота формы, неполнота единства и красоты проистекают от падшести - отпадения от Бога. Создав мир, Бог заранее знает и предопределяет не только общие принципы устройства, но и судьбу каждой отдельной вещи. Порядок сотворенного космоса отражает порядок создавшей его премудрости: порядок вещей отражает порядок идей. Благодаря порядку мир оказывается упорядоченной иерархией существ, распределенных по своим местам и имеющих различную относительную ценность.

Положение о том, что Бог непрерывно правит миром является универсальным принципом христианской картины мира. Человеческая жизнь приобретает смысл лишь в согласованности с божественным провидением, а человеческая история - под знаком божественной благодати.

Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма - религиозное представление и учение о едином Боге. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими.

Различия между исламом и  христианством - это различия слов и деяний основателей этих религий. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб "рабской смертью". Эта смерть была его основным деянием. Чем меньше здесь видимого, внешнего успеха, тем больше должен быть "невидимый успех", тем грандиознее масштабы деяния основателя религии - победа над смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его личности. Совершивший такое деяние - не человек. Это - Бог.

Образ Мухаммеда и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммед - пророк, через  которого говорит Аллах. Коран резко  подчеркивает единственность Аллаха. У него нет никаких ипостасей. Признавать существование "сотоварищей" Аллаха - главное преступление против ислама. В исламе иные представления о человеке. Он не мыслится сотворенным по образу и подобию Божью, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем "поврежден". Поэтому он нуждается не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Разные системы представлений  о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Само слово "ислам" может быть переведено как покорность. Вера здесь - не вера в парадокс распятого Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман.  

Такая система оказывается гораздо  устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок  для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

 


Информация о работе Религиозные картины мира