Религия и философия как теоретическое мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Файлы: 1 файл

филос.docx

— 15.38 Кб (Скачать файл)

Религия и  философия как теоретическое  мировоззрение.

 

Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение  отражает мир и человеческое бытие  на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое  мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое  мировоззрение основывается на таких  формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Философия и религия стремятся  ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где  источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как  и религии, философии присуще  трансцендирование, т.е. выход за границы  возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия  требует беспрекословной веры, а  философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия  всегда приветствует любые научные  открытия как условия расширения наших знаний о мире.

религиозное мировоззрение -- это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю  и сверхъестественную, небесную, потустороннюю.

Возникновение религиозного мировоззрения  было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии  постигалось единство между разными  родами и племенами, на основе которых  создавались новые общности -- народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.

отличие философского мировоззрения  от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. В нем уже различаются  природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных  сил и явлений. Стало это возможным  благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению  письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское  мировоззрение есть размышление  человека о существующем, есть самопостижение.

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир и религия взаимосвязаны.

Черты религиозного мировоззрения.

а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явилось создание философских систем.

. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Само понятие мудрости несло  в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

В следствии этого возникновения  развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение  часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит  в том, что религия в решении  мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Центральное место в современном  религиозном мировоззрении занимает идея Бога. Иррациональное и рациональное обоснование реальности бытия Бога является ведущим в содержании религиозного миропонимания, что отражается и  в названии теории – теология, богословие. Иррационалистические ссылки на религиозную  веру и откровение являются господствующим аспектом религиозного мировоззрения, с ним сосуществует и развивается  рационалистическая традиция. Последнее  является сферой активности религиозных  и светских мыслителей. Философская  критика богословских доказательств  бытия Бога в зависимости от мировоззренческой  позиции мыслителя, а также господствующей парадигмы совершенствует теоретический  уровень теологии или обеспечивает философско-теоретические основания  светского мировоззрения. Теоретически сформулированная идея сверхъестественного, идея Бога, в свою очередь может  быть условием развития философствования. Так, И.Кант с философских позиций  обосновывает несостоятельность классических доказательств бытия Бога и вместо них возводит свое знаменитое нравственное доказательства бытия Бога. Полемизируя  с Кантом, его современник Гегель восстанавливает в правах классические доказательства бытия Бога и начинает творить ( а по мнению некоторых исследователей его философского наследия и обосновывает) свою грандиозную философскую систему  по образцу христианской идеи триединства  Бога.


Информация о работе Религия и философия как теоретическое мировоззрение