Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:30, курсовая работа
Современная Беларусь строит гражданское общество, правовое государство в условиях острых противоречий, в том числе и в духовной сфере. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит свое выражение в литературе, искусстве, науке, религии, других сторонах общественного сознания. Наиболее концентрированным, систематизированным, а часто теоретически обоснованным выражением духовной жизни являются системы различных идеологических взглядов, различные идеологии, верования.
В периоды социал
Содержание
Введение 3
1. Проблема определения религии 5
2. Религия в жизни белорусского общества и ее значение 13
Заключение 23
Список использованных источников 25
Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.
В
целом в области межрелигиозных
отношений в Республике Беларусь
имеет место действие двух процессов,
противоположным образом
Для
последних лет характерен, в первую
очередь, бурный рост количества религиозных
организаций, но в то же время и
серьезные изменения в их организационной
структуре, а также определенные
новые тенденции в
Борьба всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, то есть уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое — организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе — традиционные религии объединенно выступают против повышения влияния “новых религий”.
О состоянии конкуренции между традиционными религиями можно сказать следующее. Опыт совместного сосуществования на территории поликонфессионального и многонационального государства делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, но это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для Беларуси. Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с “новыми религиями” пока не получается.
Все представители традиционных для Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации поддерживают общественные объединения, которые противостоят “тоталитарным сектам”, поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений организаций. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами сект становятся молодые люди. Тенденция “помолодения” религиозности в целом характерна для нашей страны. Социологи отмечают резкий всплеск интереса к вопросам религии среди поколения, родившегося после 1980 года. Это можно объяснить тем, что юность данного поколения пришлась на годы “дикого рынка”, поставившего молодого человека перед решением сложных моральных проблем и не давшего хотя бы предположительных ответов в рамках светской морали.
Республика Беларусь несмотря на значительную религиозность является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, так как социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей [4, c. 651].
Для того, чтобы религия в современном белорусском обществе могла занимать подобающее ей место необходима грамотная конфессиональная политика белорусского государства.
Под «конфессиональной политикой» понимается:
1. во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;
2. во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой;
3.
в третьих, сознательная
Сфера
конфессиональной политики включает политику
государства в отношении
Стратегии конфессиональной политики определяются двумя основными критериями: ходом политического развития в целом и местом религиозных организаций в процессе общественного развития. Как уровень развития демократических институтов, так и динамика этого процесса определяют две позитивные стратегии конфессиональной политики.
Стратегия
сотрудничества общества, государства
и религиозных организаций
Стратегия
активного включения
Сам
факт существования в обществе религии
и ее институтов требует от каждого
государства выработки и
Эти и другие обстоятельства выдвигают перед органами власти задачу выработки и последовательного проведения в жизнь новой модели политики по отношению к религии и ее институтам.
Такая
модель включает три элемента: а) теоретико-идеологическое
обоснование; б) юридический базис; в) специальные
органы, предназначенные обеспечивать
связь между государственными структурами
и религиозными организациями. Эта модель
дает наиболее полное представление о
характере государственно-
Теоретико-
Отношения
между государством и религиозными
организациями по своей сущности
являются политическими — при
различном социальном назначении их
субъекты обладают способностью объединять
массы людей и управлять ими
[5, c. 132].
Таким
образом, в результате данной работы
можно сделать следующие
Понятие «религия» возникло в древнеримской культуре и было употреблено впервые Цицероном (I в. до н. э.), который вывел его от латинского глагола «relegere», что значит «собирать», позднее, этот термин был употреблен раннехристианскими религиозными деятелями Лактанцием (III в.) «religare» - «связывать, соединять» и Аврелием Августином (IV в.) «reeligere» - «воссоединять, вновь связывать», то есть религия определялась как путь воссоединения (или в христианском контексте «примирения») человека с Богом.
Религия - это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующе поведение и специфические действия (религиозный культ), основанные на вере в сверхъестественное, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному и совершенному.
Современная религия представляет собой:
· Отражение объективной реальности;
· Общественную подсистему;
·
Выражение глубинных
· Возникающее в процессе становления человека и общества аспекты их взаимодействия и жизнедеятельности;
·
Необходимый результат
· Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
· Феномен общественной культурны.
Конфессиональная политика современного белорусского государства должна основываться на тех базовых морально-нравственных и социальных ценностях, которые свойственны традиционным для страны конфессиям (православию, католичеству, протестантизму (в его классических формах), иудаизму и исламу), на основе которых сформировался самобытный менталитет населения Беларуси. Необходимо помнить, что религиозная ситуация на Беларуси в течение столетий определялась в основном довольно высоким уровнем межконфессиональной толерантности (терпимости).
В
сфере идеологии у религий
современное государство может позаимствовать
много действительно нужного, учитывая
тот многовековой «опыт» религии, как
идеологии в традиционном обществе. Что
тем более важно в условиях современных
вызовов как в социально-политической,
так и в идеологической сферах. Когда особенно
важным в условиях глобализации и господства
поп-культуры сохранить национальную
самобытность и уникальность традиций
Беларуси.
Информация о работе Религия как форма духовного освоения реальности