Религия как форма духовного освоения реальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Современная Беларусь строит гражданское общество, правовое государство в условиях острых противоречий, в том числе и в духовной сфере. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит свое выражение в литературе, искусстве, науке, религии, других сторонах общественного сознания. Наиболее концентрированным, систематизированным, а часто теоретически обоснованным выражением духовной жизни являются системы различных идеологических взглядов, различные идеологии, верования.
В периоды социал

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1. Проблема определения религии 5
2. Религия в жизни белорусского общества и ее значение 13
Заключение 23
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

курсовая Философия.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

       Отдельные религиозные организации, появившиеся  в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.

       В целом в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению демократических представлений  о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках “своей” религии) тенденция. А ряд так называемых новых религиозных движений, преимущественно тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни белорусов, объективно содействует развитию нетерпимости в обществе. Трудно в настоящее время говорить о последствиях деятельности в Беларуси этих религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс.

       Для последних лет характерен, в первую очередь, бурный рост количества религиозных  организаций, но в то же время и  серьезные изменения в их организационной  структуре, а также определенные новые тенденции в распределении  сфер влияния между конфессиями. Популярность и степень воздействия на сознание и поведение людей зависят от экономической мощи религиозной организации и от авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями [9, c. 176].

       Борьба  всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, то есть уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое — организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе — традиционные религии объединенно выступают против повышения влияния “новых религий”.

       О состоянии конкуренции между  традиционными религиями можно  сказать следующее. Опыт совместного  сосуществования на территории поликонфессионального  и многонационального государства  делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, но это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для Беларуси. Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с “новыми религиями” пока не получается.

       Все представители традиционных для Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации поддерживают общественные объединения, которые противостоят “тоталитарным сектам”, поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений организаций. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами сект становятся молодые люди. Тенденция “помолодения” религиозности в целом характерна для нашей страны. Социологи отмечают резкий всплеск интереса к вопросам религии среди поколения, родившегося после 1980 года. Это можно объяснить тем, что юность данного поколения пришлась на годы “дикого рынка”, поставившего молодого человека перед решением сложных моральных проблем и не давшего хотя бы предположительных ответов в рамках светской морали.

       Республика  Беларусь несмотря на значительную религиозность является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, так как социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей [4, c. 651].

       Для того, чтобы религия в современном белорусском обществе могла занимать подобающее ей место необходима грамотная конфессиональная политика белорусского государства.

       Под «конфессиональной политикой» понимается:

       1. во-первых, комплекс стратегий и  шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;

       2. во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой;

       3. в третьих, сознательная деятельность  государства, его аппарата с  целью достижения желаемых результатов  в религиозной сфере властными  инструментами [4, c. 653].

       Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных  организаций, политическую активность религиозных организаций и участие  общества в развитии отношений государства  и религиозных организаций.

       Стратегии конфессиональной политики определяются двумя основными критериями: ходом политического развития в целом и местом религиозных организаций в процессе общественного развития. Как уровень развития демократических институтов, так и динамика этого процесса определяют две позитивные стратегии конфессиональной политики.

       Стратегия сотрудничества общества, государства  и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Социальные ценности и пути их реализации, выработанные в рамках религиозной  практики, включены в идеологические основы социальной политики. Действует религиозный плюрализм, который, с одной стороны, обеспечивает ресурс общественной толерантности, а с другой стороны, поддерживает квазирынок религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью.

       Стратегия активного включения религиозных  организаций в политические преобразования характерна для стран переходного периода. Государство, общество и религиозные организации проходят этап демократизации. В странах Восточной Европы религиозные организации выполняют функцию проводников радикальных социал-демократических идей и становятся гарантами зарождающейся демократии, то есть берут на себя не свойственные религиозным организациям функции.

       Сам факт существования в обществе религии  и ее институтов требует от каждого  государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной новой модели политики по отношению к ним.

       Эти и другие обстоятельства выдвигают  перед органами власти задачу выработки  и последовательного проведения в жизнь новой модели политики по отношению к религии и ее институтам.

       Такая модель включает три элемента: а) теоретико-идеологическое обоснование; б) юридический базис; в) специальные органы, предназначенные обеспечивать связь между государственными структурами и религиозными организациями. Эта модель дает наиболее полное представление о характере государственно-конфессиональных отношений и статусе отдельных конфессий.

       Теоретико-идеологический компонент функционирует как  организационная и контрольно-регулятивная система взглядов, идей, целей граждан, религиозных организаций, властных структур по отношению к религии и ее институтам.

       Отношения между государством и религиозными организациями по своей сущности являются политическими — при  различном социальном назначении их субъекты обладают способностью объединять массы людей и управлять ими [5, c. 132]. 
 

 

Заключение

       Таким образом, в результате данной работы можно сделать следующие выводы.

       Понятие «религия» возникло в древнеримской культуре и было употреблено впервые Цицероном (I в. до н. э.), который вывел его от латинского глагола «relegere», что значит «собирать», позднее, этот термин был употреблен раннехристианскими религиозными деятелями Лактанцием (III в.) «religare» - «связывать, соединять» и Аврелием Августином (IV в.) «reeligere» - «воссоединять, вновь связывать», то есть религия определялась как путь воссоединения (или в христианском контексте «примирения») человека с Богом.

       Религия - это сфера духовной жизни, форма  общественного сознания, система  духовных представлений, взглядов и  убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующе поведение и специфические действия (религиозный культ), основанные на вере в сверхъестественное, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному и совершенному.

       Современная религия представляет собой:

       · Отражение объективной реальности;

       · Общественную подсистему;

       · Выражение глубинных общественных связей;

       · Возникающее в процессе становления  человека и общества аспекты их взаимодействия и жизнедеятельности;

       · Необходимый результат становления  и развития общественных отношений, оказывающий на них непосредственное воздействие;

       · Способ существования и преодоления  человеческого самоотчуждения;

       · Феномен общественной культурны.

       Конфессиональная  политика современного белорусского государства должна основываться на тех базовых морально-нравственных и социальных ценностях, которые свойственны традиционным для страны конфессиям (православию, католичеству, протестантизму (в его классических формах), иудаизму и исламу), на основе которых сформировался самобытный менталитет населения Беларуси. Необходимо помнить, что религиозная ситуация на Беларуси в течение столетий определялась в основном довольно высоким уровнем межконфессиональной толерантности (терпимости).

       В сфере идеологии у религий  современное государство может позаимствовать много действительно нужного, учитывая тот многовековой «опыт» религии, как идеологии в традиционном обществе. Что тем более важно в условиях современных вызовов как в социально-политической, так и в идеологической сферах. Когда особенно важным в условиях глобализации и господства поп-культуры сохранить национальную самобытность и уникальность традиций Беларуси. 

 

Список  использованных источников

  1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
  3. Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. - 1991. - № 6. - С. 58-67.
  4. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2004. – 690с.
  5. Религиоведение: социология и психология религии. / С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И. Н. Полонская.  - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006. – 445с.
  6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 800 с.
  7. Современная западная философия: Учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей вузов / Т.Г.Румянцева, А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко и др.; Под общ. ред. Т.Г.Румянцевой. – Минск: Выш. шк., 2000. – 492 с.
  8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736с.
  9. Старостенко, В.В. Свободомыслие и свобода совести в Беларуси: очерки истории: Монография / В.В.Старостенко. – Могилев: МГУ, 2004. – 264 с.
  10. Таркан, И.И. Религиоведение / И.И. Таркан. – Минск: Вышэйшая адукацыя, 2007. – 288с.
  11. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – M.: Юристъ. 2004. – 516 с.

Информация о работе Религия как форма духовного освоения реальности