1. Философия влияет на
научное познание так либо
по другому на всех его стадиях,
но в наивысшей мере — при
построении теорий, в особенности
базовых. Схожее почаще всего
наблюдается в периоды «крутых
ломок» понятий и принципов,
характерных для научных революций.
Разумеется, указанное влияние может
быть как положительным, так
и нехорошим. Все зависит от
того, какой философией — «хорошей»
либо «плохой» — управляется
ученый. «Дурная философия, —
говорил В. Гейзенберг, — исподволь
губит хорошую физику».
2. На развитие научного
познания философия значительно
влияет собственной умозрительно-прогнозирующей
функций: в её недрах вырабатываются
идеи, научная значимость которых
подтверждается через века (к
примеру, идеи атомизма античности).
не считая того, принципы философии
при переходе от умозрения
к теоретическому исследованию
выполняют селективную функцию.
Из множества умозрительных конструкций
ученый выбирает те, которые согласуются
с его своими философскими
представлениями.
3. Философские принципы
на процесс научного исследования
постоянно воздействуют не прямо
и конкретно, а сложным, опосредованным
методом — через способы, формы
и концепции остальных методологических
уровней. Причем, реализация философских
принципов в научном познании
значит совместно с тем их
переосмысление, углубление, улучшение
и развитие.
4. Философские способы
не постоянно дают о себе
знать в процессе исследования
в явном виде. Они могут учитываться
и применяться или стихийно, или
сознательно. Но в хоть какой
науке есть элементы всеобщего
значения (к примеру, законы, категории,
понятия, предпосылки и т. п.), Которые
и делают всякую науку прикладной логикой,
пронизанной философским компонентом.
5. Принципы философии
реально работают в науке в
виде всеобщих регулятивов, универсальных
норм, образующих в собственной
совокупности методологическую
программу самого верхнего уровня.
Данная программа не обязана
быть твердой схемой, шаблоном, стереотипом,
по которому «кроят и перекраивают
факты», а только совсем гибким
и динамичным общим управлением
для исследования.
6. Философия разрабатывает
определенные универсальные модели
действительности, через призму
которых ученый глядит на предмет
исследования, выбирает всеобщие
познавательные средства — категории,
принципы, понятия и т. П., Определенные
мировоззренческие и ценностные
установки, смысложизненные ориентиры
(в особенности в гуманитарных
науках), вооружается знанием общих
закономерностей самого познавательного
процесса и т. п.
7. Философско-методологические
принципы выполняют функцию вспомогательного,
производного от практики, критерия
истины, о чем уже шла речь.
Способ существует, развивается
лишь в сложной диалектике
субъективного и объективного, при
определяющей роли последнего. Совместно
с тем он сразу субъективен,
но не как совокупность умозрительных
приемов, правил и процедур, а
как продолжение и завершение
объективности, из которой он
вырастает.
Вывод
В реферате описана роль
философии в научном познании.
Функции философии в научном
познании проявляются в том, что
она выступает и как мировоззрение,
и как идеология. Этим объясняется
и её специфическое воздействие
на науку в социальном контексте.
Были также рассмотрены: взаимосвязи
философии и частных наук, функции
философии в научном познании.
Все сказанное показывает, какие
функции выполняет философия
в научном познании, сама являясь
важнейшей составной частью научного
познания мира.
Литература
1. Горохов В.Г., Розин В.
М. Введение в философию техники
//Учебное пособие /под ред.
В.Г. Горохов, В. М.Розин - М.:
ИНФРА – М, 1998. – С.224
2. Гегель Г.В. //Энциклопедия
философских наук: в 3 т. Наука
логики / под ред. Г.В. Гегеля
– М.: «Мысль», 1974. – Т.1. – С. 454
3. Кохановский В.П. Философия
и методология науки // Учебник
для высших учебных заведений
/под ред. В.П. Кохановского. –
Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – С.574
ТЕСТ
ПО ФИЛОСОФИИ
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
- С греческого языка слово «философия» переводится как:
- любовь к истине
- любовь к мудрости
- учение о мире
- божественная мудрость
- Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
- Сократ
- Аристотель
- Пифагор
- Цицерон
- Определите время возникновения философии:
- середина III тысячелетия до н.э.
- VII-VI в.в. до н.э.
- XVII-ХVIII в.в.
- V-XV в.в.
- Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
- философия
- онтология
- гносеология
- этика
- Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
- история
- философия
- социология
- культурология
- Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
- философия осуществляет рефлексию современной ей культуры
- философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя
- философия способствует улучшению характеров людей
- философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
- Мировоззрение – это:
- совокупность знаний, которыми обладает человек
- совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
- отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
- система адекватных предпочтений зрелой личности
- Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
- Ход истории зависит от направленности мышления философов
- Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время
- Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени
- Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут
- Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
- вера в единого бога-творца
- отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом
- презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности
- вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
- Направление, отрицающее существование Бога, называется:
- атеизм
- скептицизм
- агностицизм
- неотомизм
- Что характерно для эпистемной линии в философии?
- понимание философии в качестве высшей науки
- отождествление философии с теологией
- утверждение в качестве субстанции только одного начала
- рассмотрение действительности как постоянно развивающейся
- Онтология – это:
- учение о всеобщей обусловленности явлений
- учение о сущности и природе науки
- учение о бытии, о его фундаментальных принципах
- учение о правильных формах мышления
- Гносеология – это:
- учение о развитии и функционировании науки
- учение о природе, сущности познания
- учение о логических формах и законах мышления
- учение о сущности мира, его устройстве
- Антропология – это:
- учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
- учение о человеке
- наука о поведении животных в естественных условиях
- философское учение об обществе
- Аксиология – это:
- учение о ценностях
- учение о развитии
- теория справедливости
- теория о превосходстве одних групп людей над другими
- Этика – это:
- учение о развитии
- учение о бытии
- теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
- учение о морали и нравственных ценностях
- Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
- Эстетика
- Этика
- Онтология
- Гносеология
- Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
- отношении сознания к материи
- смысле жизни
- соотношении природного и социального миров
- движущих силах развития общества