Роль философии в научном познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 11:05, реферат

Описание работы

Сказанного уже достаточно, чтобы понять, что наука – это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию. Философия и её роль в научном познании занимают в этом ряду особое место. Философия науки ставит задачу раскрыть природу, условия и характер научных знаний. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….…...3
1.Взаимосвязь философии и частных наук…………………………………………….…..…..4
2.Функции философии в научном познании…………………………………………….….…6
3. Роль философии в научном познании……………………………………………...………11
4.Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании…………………………………………………………………………………..…….14
Вывод……………………………………………………………………………………………16
Литература………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат фил.docx

— 175.53 Кб (Скачать файл)

1. Философия влияет на  научное познание так либо  по другому на всех его стадиях,  но в наивысшей мере — при  построении теорий, в особенности  базовых. Схожее почаще всего  наблюдается в периоды «крутых  ломок» понятий и принципов,  характерных для научных революций.  Разумеется, указанное влияние может  быть как положительным, так  и нехорошим. Все зависит от  того, какой философией — «хорошей»  либо «плохой» — управляется  ученый. «Дурная философия, —  говорил В. Гейзенберг, — исподволь  губит хорошую физику».

2. На развитие научного  познания философия значительно  влияет собственной умозрительно-прогнозирующей  функций: в её недрах вырабатываются  идеи, научная значимость которых  подтверждается через века (к  примеру, идеи атомизма античности). не считая того, принципы философии  при переходе от умозрения  к теоретическому исследованию  выполняют селективную функцию.  Из множества умозрительных конструкций  ученый выбирает те, которые согласуются  с его своими философскими  представлениями.

3. Философские принципы  на процесс научного исследования  постоянно воздействуют не прямо  и конкретно, а сложным, опосредованным  методом — через способы, формы  и концепции остальных методологических  уровней. Причем, реализация философских  принципов в научном познании  значит совместно с тем их  переосмысление, углубление, улучшение  и развитие.

4. Философские способы  не постоянно дают о себе  знать в процессе исследования  в явном виде. Они могут учитываться  и применяться или стихийно, или  сознательно. Но в хоть какой  науке есть элементы всеобщего  значения (к примеру, законы, категории,  понятия, предпосылки и т. п.), Которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом.

5. Принципы философии  реально работают в науке в  виде всеобщих регулятивов, универсальных  норм, образующих в собственной  совокупности методологическую  программу самого верхнего уровня. Данная программа не обязана  быть твердой схемой, шаблоном, стереотипом,  по которому «кроят и перекраивают  факты», а только совсем гибким  и динамичным общим управлением  для исследования.

6. Философия разрабатывает  определенные универсальные модели  действительности, через призму  которых ученый глядит на предмет  исследования, выбирает всеобщие  познавательные средства — категории,  принципы, понятия и т. П., Определенные  мировоззренческие и ценностные  установки, смысложизненные ориентиры  (в особенности в гуманитарных  науках), вооружается знанием общих  закономерностей самого познавательного  процесса и т. п.

7. Философско-методологические  принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия  истины, о чем уже шла речь. Способ существует, развивается  лишь в сложной диалектике  субъективного и объективного, при  определяющей роли последнего. Совместно  с тем он сразу субъективен,  но не как совокупность умозрительных  приемов, правил и процедур, а  как продолжение и завершение  объективности, из которой он  вырастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

В реферате описана роль философии в научном познании. Функции философии в научном  познании проявляются в том, что  она выступает и как мировоззрение, и как идеология. Этим объясняется  и её специфическое воздействие  на науку в социальном контексте. Были также рассмотрены: взаимосвязи  философии и частных наук, функции  философии в научном познании. Все сказанное показывает, какие  функции выполняет философия  в научном познании, сама являясь  важнейшей составной частью научного познания мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Горохов В.Г., Розин В.  М. Введение в философию техники  //Учебное пособие /под ред.  В.Г. Горохов, В. М.Розин - М.: ИНФРА – М, 1998. – С.224

2. Гегель Г.В. //Энциклопедия  философских наук: в 3 т. Наука  логики / под ред. Г.В. Гегеля  – М.: «Мысль», 1974. – Т.1. – С. 454

3. Кохановский В.П. Философия  и методология науки // Учебник  для высших учебных заведений  /под ред. В.П. Кохановского. –  Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – С.574

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ  ПО ФИЛОСОФИИ

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

  1. С греческого языка слово «философия» переводится как:
  1. любовь к истине
  1. любовь к мудрости
  2. учение о мире
  3. божественная мудрость

 

  1. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
  1. Сократ
  1. Аристотель
  2. Пифагор
  3. Цицерон

 

  1. Определите время возникновения философии:
  1. середина III тысячелетия до н.э.
  1. VII-VI в.в. до н.э.
  2. XVII-ХVIII в.в.
  3. V-XV в.в.

 

  1. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
  1. философия
  1. онтология
  2. гносеология
  3. этика

 

  1. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
  1. история
  1. философия
  2. социология
  3. культурология

 

  1. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
  1. философия осуществляет рефлексию современной ей культуры
  1. философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя
  2. философия способствует улучшению характеров людей
  3. философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

 

  1. Мировоззрение – это:
  1. совокупность знаний, которыми обладает человек
  1. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
  2. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
  3. система адекватных предпочтений зрелой личности

 

 

  1. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
  1. Ход истории зависит от направленности мышления философов
  1. Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время
  2. Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени
  3. Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

 

  1. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
  1. вера в единого бога-творца
  1. отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом
  2. презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности
  3. вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

 

  1. Направление, отрицающее существование Бога, называется:
  1. атеизм
  1. скептицизм
  2. агностицизм
  3. неотомизм

 

  1. Что характерно для эпистемной линии в философии?
  1. понимание философии в качестве высшей науки
  1. отождествление философии с теологией
  2. утверждение в качестве субстанции только одного начала
  3. рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

 

  1. Онтология – это:
  1. учение о всеобщей обусловленности явлений
  1. учение о сущности и природе науки
  2. учение о бытии, о его фундаментальных принципах
  3. учение о правильных формах мышления

 

  1. Гносеология – это:
  1. учение о развитии и функционировании науки
  1. учение о природе, сущности познания
  2. учение о логических формах и законах мышления
  3. учение о сущности мира, его устройстве

 

  1. Антропология – это:
  1. учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
  1. учение о человеке
  2. наука о поведении животных в естественных условиях
  3. философское учение об обществе

 

  1. Аксиология – это:
  1. учение о ценностях
  1. учение о развитии
  2. теория справедливости
  3. теория о превосходстве одних групп людей над другими
  1. Этика – это:
  1. учение о развитии
  2. учение о бытии
  3. теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
  4. учение о морали и нравственных ценностях

 

  1. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
  1. Эстетика
  1. Этика
  2. Онтология
  3. Гносеология

 

  1. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
  1. отношении сознания к материи
  1. смысле жизни
  2. соотношении природного и социального миров
  3. движущих силах развития общества

Информация о работе Роль философии в научном познание