Роль философии в познавательной и практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Философия - самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука - наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения - мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3

1. Структура философского знания ………………………………........6

2. Роль философии в познавательной и практической деятельности..8

Заключение………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 48.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Философия

 

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель Юзс2-13 к  уч. группы,

заочная форма обучения

Сахаров К.В.

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2015

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...3

 

1. Структура философского знания ………………………………........6

 

2. Роль философии в познавательной  и практической деятельности..8

 

Заключение………………………………………………………………16

 

Список использованной литературы………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия - самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука - наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения - мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью - все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве. Не случайно в русском переводе древнегреческое слово «философия» означает «любомудрие» («филос» - любовь, «софос» - мудрость).

Только философия позволяет объять необъятное за счет выделения главного. Многознание мудрости не дает. Во всем надо видеть основу и то, как она восходит к отдельным явлениям. Всеобщее пронизывает многообразие сущего. В этом сила и особенность философского знания. Как всякое знание, оно, во-первых, о чем-то свидетельствует; и, во-вторых, ждет применения к конкретным случаям.

И сфера применения философского знания универсальна. Тем самым философия способна помочь в любом деле. Это должен помнить всякий любознательный и пытливый человек. Необходимо только выработать привычку философски смотреть на вещи, видеть связь отдельного и всеобщего. На эту связь нанизано множество внутренне обусловленных правил (равнозначных принципам, законам), способных помочь людям во всей их познавательной и практической деятельности.

Отсюда следует ни с чем не сравнимая значимость философии для человеческой культуры. Культуры личной и культуры общества. Она - путеводная нить жизни всем и каждому. Философия «достраивает» все наши дела и заботы до высшего смысла. Всегда наступает час, когда мы за личным и текущим должны увидеть вечное и всеобщее. Наша жизнь и жизнь наших близких конечна. Осмысленная жизнь от самых начал неотделима от философии.

Философия не только достраивает видение мира до всеобщности, но и придает ему неслучайный характер. Это - научное мировоззрение. Наука имеет дело с законами. Им подчинены отдельные области явлений и мир в целом. Единый мир подчинен устойчивым связям, законам, иначе бы он рухнул. Поэтому предмет философии как науки, - мир в целом. Другое дело, насколько этот предмет познан философией. Но сомневаться в научном назначении философии невозможно.

 

Существуют понятия, родственные мировоззрению:

 

- миропонимание - это чисто  логическая, теоретическая сторона  мировоззрения;

 

- отношение к миру, подчиненное  чувству, по мере наполнения его  смыслом проходит стадии мироощущения, мировосприятия, миросозерцания и  находит свое наиболее полное  воплощение в мировоззрении как таковом.

О полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются. Дикарь живет собирательством, а варвар охотой. Их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Созерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.

Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.

Что это практически означает для жизни людей, можно видеть на примере древних греков. Хозяйственные и гражданские отношения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Отказываясь от диких обычаев, они критически оценивали тех, кто не воспитан и не образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государства, называя их варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них - источник образованности и цивилизованности, законопослушности и благочестивости.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в ее осмыслении с помощью понятий. Такими первыми мировоззренческими понятиями и явились «мир» (космос), «человек» (душа) и «бог» (мировой разум). В отличие от наглядных образов миросозерцания понятия мировоззрения предполагают осмысленные, логические отношения. Практика философствования становилась источником мировоззренческих проблем: как сформировался космос, какое место занимает в нем человек и каким должно быть отношение индивида к миру и полису?

В понятии мира достигалось обобщенное постижение того, что окружало людей и оказывалось включенным тем или иным способом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И, наконец, в образе бога люди выражали глубинную логосность и мудрость природы, и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно явилось обретенным средством удовлетворения общественной потребности в систематизированном и логически осмысленном понимании мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.

 

Цель данной работы - рассмотреть специфику философского знания и практическую ориентацию философии.

 

Задачи: рассмотреть структуру философского знания; выявить специфику и главные направления философии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура философского  знания

Философия определяет пути развития всеобщего знания и познания всеобщего. Всякое познание предполагает познающего - субъекта и то, что познается - объект познания. Познание - один из видов жизнедеятельности, где субъект и объект всегда связаны. Как мы видели, особенность объекта философского познания - мир в целом, все сущее или бытие.

Но в любом объекте философия выделяет основу саму по себе, или сущность и то, что нужно человеку, удовлетворяет его потребности или ценность. С познанием субъектно-объектных отношений складывается изначальное философское знание - теория познания. Это своеобразное движение от субъекта к объекту. Обратное движение, отражение объекта в субъекте, неотделимо от свойственного объекту разделения на противоположные стороны, где сущность и ценность представляют исходные начала.

Неразделимое с теорией познания учение о раздвоенности бытия именуется диалектикой. Раздел философии, изучающий сущность - метафизика, а изучающий ценность - аксиология (от латинского «аксиос» - ценность).

Мы входим в мир, познаем его при помощи чувств и мышления. Если ценность через потребности обращена к нашим чувствам, то постижение сущности - задача мышления. Мышление и сущность, чувства и ценность - их парная слитность запечатлевается в структуре философского познания: сущность мышления - предмет логики, ценность чувств - эстетики.

Носителем познания является человек. Через человека продолжается разделение сущностного и ценностного ряда философских наук. Сущность человека изучает психология, ценность человека - этика. К числу ценностных характеристик человека относятся понятия достоинства, уважения, чести, гордости и т.д.

Человек - составная часть общества. Сложились соответствующие науки об обществе: социология - о сущности общества и политология - о ценностях общества. Спор политологов сосредоточен на ценностных аспектах и ценностных концепциях общества. В этом политологию надо отличать от политической социологии, которая, подобно социологической науке в целом, сосредоточена не на ценностных предпочтениях групповых субъектов общества, а на чисто объективных процессах, показателях, признаках социальной жизни Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов.

Издавна известно направление философского знания, сосредоточенного на исследовании природного мира. Это натурфилософия, то есть философия «натуры», или природы. Но лишь в последние десятилетия неслучайную актуальность обрело знание о ценностях природы - экология. В научных спорах, в основном ученых-естественников, формируются представления о предмете экологии. Но ее философский статус в рамках излагаемой нами системы несомненен.

И, наконец, следующий, высший уровень философского знания связан с науками о сущности и ценности бытия в целом. Это соответственно онтология и культурология. Они возникли также в разные времена, древнее и новейшее. Понятие культуры сформировалось во второй половине XVIII века, а понятие ценности в философии - к концу XIX века. Термин «аксиология», обозначавший «науку о ценности» введен в научный оборот в самом начале XX столетия. Уже это объясняет, почему ценностный ряд наук возник намного позже сущностного. Это касается, прежде всего, политологии, экологии, культурологии. В этике и эстетике, родившихся до новой эры, понятие ценности, ценностные свойства рассматривались в рамках сложившихся в науке подходах, согласно которым оно неотделимо от сущностных свойств.

Таким образом, мы можем выделить общее философское знание и философское знание на указанных выше уровнях бытия. Мы видим, что «общая философия», философия как таковая, - наука о познании, сущности и ценности бытия (соответствующие разделы - теория познания, или гносеология, метафизика и аксиология).

Но существует еще одна форма сознания, естественно выходящая на вопросы миропознания и мировоззрения - религия. Но религия при этом покоится на вере, на возможностях высшего откровения, доступного посвященным, и открывающих суть и ценность не только бытия, но и инобытия, - мира невидимого. Религия как предмет познания предстает в специальной философской науке, - религиоведении. В свою очередь религия выходит на философию богословской наукой, теологией, которая с позиций религиозного мировоззрения определяет сущность и назначение философии.

И, наконец, нам остается выделить временные параметры познаваемого философией бытия - прошлое и будущее:

 

- в первом случае наука  любомудрия представлена философией  истории и историей самой философии;

 

- во втором, - прогностикой  общей и прогностикой философских  проблем. Прогностика (производное  от «прогноз») исследует будущее  развитие, экстраполируя (распространяя) на него познанные закономерности  всеобщего развития. А самой постановкой  главных задач и вопросов, выяснением  и предопределением их призвана  заниматься специальная прогностика  философского знания, предвосхищающая  тем самым наиболее актуальные  проблемы, как общей философии, так и частных философских наук.

Сущностные и ценностные науки одного уровня могут представлять соответствующие разделы философского знания: философию познания, философию человека, философию общества, философию природы, философию бытия. Но границы их могут меняться, подключая смежные тематические области. Так, философия человека, именуемая антропологией (или философской антропологией) может подключать и науки об обществе, а в более широком смысле и все ценностные науки, поскольку в них имеется специфический человеческий аспект (потребности личности), и теорию познания, связующую человека с самыми кардинальными проблемами его бытия Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы.

Философия, изучая мир, постигает всеобщее. Использование знаний всеобщего для конкретных случаев человеческой жизнедеятельности проявляет философию как методологию. Иначе говоря, философская методология - это система результатов достигнутого всеобщего знания, предназначенная для практического и теоретического применения. Не случайно основное содержание философии видят в единстве теории познания, или гносеологии, метафизики (учения о сущности; иногда его сводят к онтологии), аксиологии (учения о ценности) и методологии.

 

2. Роль философии в познавательной и практической деятельности.

Информация о работе Роль философии в познавательной и практической деятельности