Роль политики в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим политическое участие человека в политике и роль политики в жизни человека. Основной целью данной работы является подробный анализ взаимоотношений человека и политики.
В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят: граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Участие человека в политической жизни государства……...………….3
2.1. Что такое политическое участие. Формы и мотивы политического участия…………………………………………………………………3
2.2. Электоральное поведение…………………………………………….9
2.3. Протестные формы поведения………………………………………10
2.4. Политический терроризм……………………………………………11
2.5. Абсентеизм…...……………………………………………………....12
2.6. Политическое манипулирование……………………………………13
3. Роль политики в жизни человека…………………………………….....14
3.1. Политическая мысль об участии…………………………………....14
3.1.1. Аристотель……………………………………………………………15
3.1.2. Н.Макиавелли………………………………………………………...16
3.1.3. К.Маркс……………………………………………………………….16
3.2. Политика в современном обществе…………………………………16
3.2.1. Политика и экономика……………………………………………….17
3.2.2. Политика и право…………………………………………………….18
3.2.3. Политика и мораль…………………………………………………...18
4. Выводы.…………………………………………………………………..19
5. Список использованной литературы…………………………………...22

Файлы: 1 файл

КР политология Человек и политика.docx

— 60.08 Кб (Скачать файл)

3.1. Политическая  мысль об участии.

3.1.1. Аристотель.

Первым из известных мыслителей, кто затронул вопросы развития и  организации общества, высказал идеи о государстве, был Аристотель, который  сделал это в трактате «Политика». Свои представления о государстве  Аристотель формирует, исходя из анализа  социальной истории и политического  устройства целого ряда греческих государств-полисов. В основе учения греческого мыслителя  о государстве лежит его убеждение  в том, что человек-это «политическое  животное», а его жизнь в государстве  является естественной сущностью человека. Государство представляется как  развитое сообщество общин, а община – как развитая семья. Семья у  него – прототип государства, и ее структуру он переносит на государственное  устройство. Учение Аристотеля о государстве  носит четко выраженный классовый  характер. Рабовладельческое государство  – это естественное состояние  организации общества, а посему существование  рабовладельцев и рабов, господ и  подчиненных вполне оправдано.14

Основными задачами государства, то есть политической власти, должно быть предотвращение чрезмерного накопления богатства у граждан, поскольку  это чревато социальной нестабильностью; безмерного роста политической власти в руках одной личности и удержание рабов в повиновении.

3.1.2. Н. Макиавелли

Значительный вклад в  учение о государстве и политике сделал Н. Макиавелли (1469–1527), итальянский  политический мыслитель и общественный деятель. Государство и политика, по Макиавелли, имеют не религиозное  происхождение, а являются независимой  стороной человеческой деятельности, воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости, или  фортуны (судьбы, счастья). Политика определяется не богом или моралью, а является результатом практической деятельности человека, естественных законов жизни  и человеческой психологии. Главными мотивами, определяющими политическую деятельность, по Макиавелли являются реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Государь, правитель  должен быть абсолютным властелином  и даже деспотом. Он не должен быть ограничен  ни моральными, ни религиозными предписаниями  в достижении поставленных целей. Такая  жесткость не прихоть, она диктуется  самими обстоятельствами. Только сильный  и жесткий государь может обеспечить нормальное существование и функционирование государства и удержать в сфере  своего влияния жестокий мир людей, стремящихся к богатству, благосостоянию и руководствующихся только эгоистическими принципами.15

3.1.3. К.Маркс

Наиболее полно учение о политике оказалось разработанным  Марксом, Энгельсом и их последователями. В соответствии с марксизмом, политика – это область человеческой деятельности, детерминированная отношениями между классами, социальными слоями, этническими группами. Ее основной целью является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самым существенным в политике является устройство государственной власти.

Государство выступает в  качестве политической надстройки над  экономическим базисом. Через нее  экономически господствующий класс  обеспечивает свое политическое господство. По существу главной функцией государства  в классовом обществе является защита коренных интересов господствующего  класса. Три фактора обеспечивают могущество и силу государства.

Во-первых, это публичная  власть, включающая в себя постоянный административно-чиновничий аппарат, армию, полицию, суд, дома заключения. Это  самые мощные и действенные органы государственной власти.

Во-вторых, право на сбор налогов с населения и учреждений, которые необходимы главным образом  для содержания государственного аппарата, власти и многочисленных органов  управления.

В-третьих, это административно-территориальное  деление, которое способствует развитию экономических связей и созданию административных и политических условий  для их регулирования.

Наряду с классовыми интересами государство в определенной мере выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует главным образом  с помощью системы правовых норм всю совокупность экономических, социально-политических, национальных и семейных отношений, тем самым способствуя укреплению существующего социально-экономического порядка.

Одним из важнейших рычагов, с помощью которых государство  осуществляет свою деятельность, является право. Право – это совокупность норм поведения, закрепленных в законах и утвержденных государством. По выражению Маркса и Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. С помощью права закрепляются экономические и общественные или социально-политические отношения, то есть взаимоотношения между классами и социальными группами, статус семьи и положение национальных меньшинств.

3.2. Политика  в современном обществе.

3.2.1. Политика  и экономика.

После образования государства  и утверждения права в обществе формируются ранее не существовавшие политические и правовые отношения. Выразителями политических отношений  выступают политические партии, выражающие интересы различных классов и  социальных групп. Политические отношения, борьба между партиями за власть есть не что иное, как борьба экономических  интересов. Каждый класс и социальная группа заинтересованы в том, что бы утвердить в обществе с помощью конституционных законов приоритет своих интересов. Например, рабочие заинтересованы в объективном вознаграждении за свой труд, студенты в стипендии, которая обеспечивала бы им хотя бы пропитание, владельцы банков, заводов и другого имущества в сохранении частной собственности. Можно сказать, что экономика на определенном этапе потому порождает политику и политические партии, что они нужны для нормального существования и развития.

Хотя политика является порождением  экономики, тем не менее она обладает не только относительной самостоятельностью, но оказывает на экономику определенное влияние, а в переходные и кризисные периоды это влияние может даже определять пути развития экономики. Влияние политики на экономику осуществляется различными способами: непосредственное, через экономическую политику, проводимую государственными органами (финансирование различных проектов, инвестиции, цены на товары); установление таможенных пошлин на индустриальную продукцию с целью защиты отечественных производителей; проведение такой внешней политики, которая благоприятствовала бы деятельности отечественных производителей в других странах. Активная роль политики в стимулировании экономического развития может осуществляться по трем направлениям:

1) когда политические  факторы действуют в том же  направлении, что и объективный  ход экономического развития, то  они его ускоряют;

2) когда действуют наперекор  экономическому развитию, тогда  они его сдерживают;

3) они могут тормозить  развитие в одних направлениях  и ускорять его в других.

3.2.2. Политика  и право.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, политики право в то же время служит ее регулятором.

3.2.3. Политика  и мораль.

Важную роль в регулировании  политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и прекрасном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.

Однако во взаимоотношениях политики и морали одинаково опасны две крайности.

Во-первых, когда политика (на основе глобальных и часто утопических  целей или классовых интересов) полностью подчиняет себе нравственные нормы и ценности. При этом интересы и потребности личности не являются значимыми по сравнению с устремлениями  нации, партии, общества в целом. В  результате этого устанавливаются  тоталитарные режимы.

Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали, когда  политика теряет свои динамизм и эффективность, потому как политика всякий раз соизмеряется с нравственными нормами общества. Нравственный максимализм опасен отрывом  политики от реальности.

Проведение правильной политики находится в прямой зависимости  от того, в какой степени политические силы, находящиеся у власти, руководствуются  законами общественного развития и  учитывают в своей деятельности интересы классов и социальных групп.

Итак, можно сказать, что  для понимания общественно-политических процессов, происходящих в обществе, важно знать не только роль социальной философии, идеологии, политики в отдельности, но и их взаимодействие и взаимовлияние.

  1. Вывод.

Многообразие отношений  между человеком и политикой  может быть сведено к следующим  трем основным их типам:16

  • Состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти. Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного, так и субъективного ряда: во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека; во-вторых, понимание, что можно что-то сделать для ее решения; в-третьих, желание что-нибудь сделать для решения данной проблемы. Факторами дальнейшего включения в политику служат различные жизненные обстоятельства, среди которых особое значение для человека имеют: отождествление себя с определенной политической силой в обществе — партией или движением; приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения; уровень образования: с его повышением интерес, степень участия людей в политической жизни устойчиво повышается; социальный статус — представления человека или социальной группы о своем месте в социальной структуре. По мере повышения социального статуса растет степень вовлеченности в политические отношения; различные типы психологической мотивации на участие в том или ином виде политических действий. При этом отмечается важность мотива достижения желаемой цели через участие в политическом движении или организации.
  • Состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей человека и политической системы, сосредоточением усилий на реализации частных интересов вне и в противопоставлении общему интересу. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют свое значение, не рассматриваются людьми в качестве авторитетных инстанций, регулирующих их поведение и отношения между собой.

Аномия возникает как  сочетание ряда психических качеств, среди которых: чувство безвластия, когда собственное поведение  не влияет на ход событий; потеря индивидом  мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что  верить; убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком  целей; минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе.

В аномии необходимо различать  разные состояния, она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так  и несогласием с ними, наступать  вследствие добровольного выбора или  быть вынужденным состоянием, служить  результатом целенаправленного  отстранения социальной группы от возможности  влиять на решение жизненно важных для себя проблем через систему государственных органов. Принижая и отстраняя человека от политической власти, аномия не выводит его, однако, за рамки политики, способствует концентрации мощной негативной социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.

  • Полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в политической. Формирование специфического типа «авторитарной личности», характерными чертами которой служат: конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей: несбалансированное уважение к авторитету; перенос ответственности и враждебности вовне, с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля; стремление мыслить сильными, но упрощенными категориями; желание власти и боязнь ее; оправдание своего поведения поведением других; вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил: заговоров, конспирации и т. д.

 

Итак, политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее не возможны социальный прогресс, существование общества и личности. Социальное назначение политики состоит  в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого  социального порядка, ограничение  государственного принуждения и  обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны  законы ее развития; если действуют  механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека.

 

Двойственность политики выражается в том, что она является как инициатором всех начинаний  и свершений, устанавливает порядок  и справедливость, так и с ее помощью часто твориться произвол, унижается человеческое достоинство, попираются права и свободы людей. Политика, как заметил М. Дюверже, - это «двуликий Янус».

Информация о работе Роль политики в жизни человека