Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 22:57, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим политическое участие человека в политике и роль политики в жизни человека. Основной целью данной работы является подробный анализ взаимоотношений человека и политики.
В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят: граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.
1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Участие человека в политической жизни государства……...………….3
2.1. Что такое политическое участие. Формы и мотивы политического участия…………………………………………………………………3
2.2. Электоральное поведение…………………………………………….9
2.3. Протестные формы поведения………………………………………10
2.4. Политический терроризм……………………………………………11
2.5. Абсентеизм…...……………………………………………………....12
2.6. Политическое манипулирование……………………………………13
3. Роль политики в жизни человека…………………………………….....14
3.1. Политическая мысль об участии…………………………………....14
3.1.1. Аристотель……………………………………………………………15
3.1.2. Н.Макиавелли………………………………………………………...16
3.1.3. К.Маркс……………………………………………………………….16
3.2. Политика в современном обществе…………………………………16
3.2.1. Политика и экономика……………………………………………….17
3.2.2. Политика и право…………………………………………………….18
3.2.3. Политика и мораль…………………………………………………...18
4. Выводы.…………………………………………………………………..19
5. Список использованной литературы…………………………………...22
3.1. Политическая мысль об участии.
3.1.1. Аристотель.
Первым из известных мыслителей,
кто затронул вопросы развития и
организации общества, высказал идеи
о государстве, был Аристотель, который
сделал это в трактате «Политика».
Свои представления о государстве
Аристотель формирует, исходя из анализа
социальной истории и политического
устройства целого ряда греческих государств-полисов.
В основе учения греческого мыслителя
о государстве лежит его
Основными задачами государства, то есть политической власти, должно быть предотвращение чрезмерного накопления богатства у граждан, поскольку это чревато социальной нестабильностью; безмерного роста политической власти в руках одной личности и удержание рабов в повиновении.
3.1.2. Н. Макиавелли
Значительный вклад в
учение о государстве и политике
сделал Н. Макиавелли (1469–1527), итальянский
политический мыслитель и общественный
деятель. Государство и политика,
по Макиавелли, имеют не религиозное
происхождение, а являются независимой
стороной человеческой деятельности,
воплощением свободной
3.1.3. К.Маркс
Наиболее полно учение о политике оказалось разработанным Марксом, Энгельсом и их последователями. В соответствии с марксизмом, политика – это область человеческой деятельности, детерминированная отношениями между классами, социальными слоями, этническими группами. Ее основной целью является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самым существенным в политике является устройство государственной власти.
Государство выступает в качестве политической надстройки над экономическим базисом. Через нее экономически господствующий класс обеспечивает свое политическое господство. По существу главной функцией государства в классовом обществе является защита коренных интересов господствующего класса. Три фактора обеспечивают могущество и силу государства.
Во-первых, это публичная власть, включающая в себя постоянный административно-чиновничий аппарат, армию, полицию, суд, дома заключения. Это самые мощные и действенные органы государственной власти.
Во-вторых, право на сбор
налогов с населения и
В-третьих, это административно-
Наряду с классовыми интересами
государство в определенной мере
выражает и защищает общенациональные
интересы, регулирует главным образом
с помощью системы правовых норм
всю совокупность экономических, социально-политических,
национальных и семейных отношений,
тем самым способствуя
Одним из важнейших рычагов, с помощью которых государство осуществляет свою деятельность, является право. Право – это совокупность норм поведения, закрепленных в законах и утвержденных государством. По выражению Маркса и Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. С помощью права закрепляются экономические и общественные или социально-политические отношения, то есть взаимоотношения между классами и социальными группами, статус семьи и положение национальных меньшинств.
3.2. Политика в современном обществе.
3.2.1. Политика и экономика.
После образования государства и утверждения права в обществе формируются ранее не существовавшие политические и правовые отношения. Выразителями политических отношений выступают политические партии, выражающие интересы различных классов и социальных групп. Политические отношения, борьба между партиями за власть есть не что иное, как борьба экономических интересов. Каждый класс и социальная группа заинтересованы в том, что бы утвердить в обществе с помощью конституционных законов приоритет своих интересов. Например, рабочие заинтересованы в объективном вознаграждении за свой труд, студенты в стипендии, которая обеспечивала бы им хотя бы пропитание, владельцы банков, заводов и другого имущества в сохранении частной собственности. Можно сказать, что экономика на определенном этапе потому порождает политику и политические партии, что они нужны для нормального существования и развития.
Хотя политика является порождением экономики, тем не менее она обладает не только относительной самостоятельностью, но оказывает на экономику определенное влияние, а в переходные и кризисные периоды это влияние может даже определять пути развития экономики. Влияние политики на экономику осуществляется различными способами: непосредственное, через экономическую политику, проводимую государственными органами (финансирование различных проектов, инвестиции, цены на товары); установление таможенных пошлин на индустриальную продукцию с целью защиты отечественных производителей; проведение такой внешней политики, которая благоприятствовала бы деятельности отечественных производителей в других странах. Активная роль политики в стимулировании экономического развития может осуществляться по трем направлениям:
1) когда политические
факторы действуют в том же
направлении, что и
2) когда действуют наперекор экономическому развитию, тогда они его сдерживают;
3) они могут тормозить развитие в одних направлениях и ускорять его в других.
3.2.2. Политика и право.
Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, политики право в то же время служит ее регулятором.
3.2.3. Политика и мораль.
Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и прекрасном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.
Однако во взаимоотношениях политики и морали одинаково опасны две крайности.
Во-первых, когда политика (на основе глобальных и часто утопических целей или классовых интересов) полностью подчиняет себе нравственные нормы и ценности. При этом интересы и потребности личности не являются значимыми по сравнению с устремлениями нации, партии, общества в целом. В результате этого устанавливаются тоталитарные режимы.
Вторая крайность выражается
в слиянии политики и морали, когда
политика теряет свои динамизм и эффективность,
потому как политика всякий раз соизмеряется
с нравственными нормами
Проведение правильной политики находится в прямой зависимости от того, в какой степени политические силы, находящиеся у власти, руководствуются законами общественного развития и учитывают в своей деятельности интересы классов и социальных групп.
Итак, можно сказать, что
для понимания общественно-
Многообразие отношений между человеком и политикой может быть сведено к следующим трем основным их типам:16
Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств, среди которых: чувство безвластия, когда собственное поведение не влияет на ход событий; потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что верить; убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком целей; минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе.
В аномии необходимо различать разные состояния, она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием, служить результатом целенаправленного отстранения социальной группы от возможности влиять на решение жизненно важных для себя проблем через систему государственных органов. Принижая и отстраняя человека от политической власти, аномия не выводит его, однако, за рамки политики, способствует концентрации мощной негативной социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.
Итак, политика является неотъемлемым
компонентом человеческой цивилизации:
без нее не возможны социальный прогресс,
существование общества и личности.
Социальное назначение политики состоит
в том, чтобы ориентировать
Двойственность политики
выражается в том, что она является
как инициатором всех начинаний
и свершений, устанавливает порядок
и справедливость, так и с ее
помощью часто твориться