Роль практического знания в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Самым распространенным определением человека является его определение как Homosapiens, т.е. как человека разумного. Тем самым называется его главная отличительная особенность – разумность. Но очевидно и то, что разум связан прежде всего и главным образом с познанием. Значит, человек отличается от других живых существ, не говоря уже о неживых, своим особым – разумным – познанием. Тогда встает вопрос, а что такое познание? Если не углубляться в многочисленные теории познания, а взглянуть на познание с обычной точки зрения, то независимо от того, как мы его понимаем, нельзя не видеть, что оно нужно нам не столько само по себе, сколько как способ жизни, ориентации в ней, как способ успешно выходить из каких-то реальных ситуаций, как способ различать то, что нам нужно и то, что нам не нужно, как инструмент приспособления к среде, достижения конкретных целей: добывания пищи, строительства жилища, эффективного труда, изготовления орудий и т.д. То есть разум – это наш способ выживания, способ, каким мы понимаем мир и приспосабливаемся к нему, взаимодействуем с ним.

Содержание работы

1. Введение
2. Роль практического знания в жизни человека.
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная философия.docx

— 29.25 Кб (Скачать файл)

 

НОУ ВПО  «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт

внешнеэкономических связей экономики и права»  в г. Перми

Юридический факультет

Направление 030900 «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

       По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

 

 

      Тема: Роль практического знания в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Студента 1 курса                         Белослудцева Сергея Михайловича

     

     Преподаватель

     К.ф.н., доцент                               Шулов  Владимир Иванович

     

                                                          

 

 

 

 

 

 

        Пермь  2012




 

План

 

  1. Введение
  2. Роль практического знания в жизни человека.
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Самым распространенным определением человека является его  определение как Homosapiens, т.е. как человека разумного. Тем самым называется его главная отличительная особенность – разумность. Но очевидно и то, что разум связан прежде всего и главным образом с познанием. Значит, человек отличается от других живых существ, не говоря уже о неживых, своим особым – разумным – познанием. Тогда встает вопрос, а что такое познание? Если не углубляться в многочисленные теории познания, а взглянуть на познание с обычной точки зрения, то независимо от того, как мы его понимаем, нельзя не видеть, что оно нужно нам не столько само по себе, сколько как способ жизни, ориентации в ней, как способ успешно выходить из каких-то реальных ситуаций, как способ различать то, что нам нужно и то, что нам не нужно, как инструмент приспособления к среде, достижения конкретных целей: добывания пищи, строительства жилища, эффективного труда, изготовления орудий и т.д. То есть разум – это наш способ выживания, способ, каким мы понимаем мир и приспосабливаемся к нему, взаимодействуем с ним.

Таким образом, разум играет такую же важную роль как наши руки, глаза или другие части тела, хотя в более точном смысле, частью тела в данном случае является мозг, функцией которого является разумное мышление. Отсюда мы можем  извлечь простой, но главный вывод: разум, мышление, познание – коренные жизненные свойства человека, отличающие его от всех живых и неживых  явлений природы и делающие его  самым совершенным, самым эффективным, самым успешным и самым могучим  существом в этом мире. Понимание  этого вывода, его правильная оценка и практическая реализация делает человека на порядок успешнее и продуктивнее по сравнению с теми людьми, которые  не делают или не хотят делать этого.

 

 

 

 

Роль  практического знания в жизни  человека.

С разумной точки зрения и, не углубляясь в многочисленные теории познания, а взглянув на познание с обычной точки зрения, то независимо от того, как мы его понимаем, нельзя не видеть, что оно нужно нам не столько само по себе, сколько как способ жизни, ориентации в ней, как способ успешно выходить из каких-то реальных ситуаций, как способ различать то, что нам нужно и то, что нам не нужно, как инструмент приспособления к среде, достижения конкретных целей: добывания пищи, строительства жилища, эффективного труда, изготовления орудий и т.д. То есть разум - это наш способ выживания, способ, каким мы понимаем мир и приспосабливаемся к нему, взаимодействуем с ним.

Таким образом, разум играет такую же важную роль как наши руки, глаза или другие части тела, хотя в более точном смысле, частью тела в данном случае является мозг, функцией которого является разумное мышление. Отсюда мы можем  извлечь простой, но главный вывод: разум, мышление, познание – коренные жизненные свойства человека, отличающие его от всех живых и неживых  явлений природы и делающие его  самым совершенным, самым эффективным, самым успешным и самым могучим  существом в этом мире. Понимание  этого вывода, его правильная оценка и практическая реализация делает человека на порядок успешнее и продуктивнее по сравнению с теми людьми, которые  не делают или не хотят делать этого. Понимание, уразумение того, что у нас есть разум было величайшим рывком человека к совершенству. И этот рывок от сознания к самосознанию, от разума к обращению разума на самого себя и уразумение им самого себя было одним из величайших достижений человека.

К разуму, мышлению, умению мыслить необходимо прибавить еще две вещи: оценку и навык, привычку. Оценивать разум, точнее высоко ценить его, видеть его как ценность означает, по меньшей мере, осознание того, что обладать разумом – это хорошо, поскольку он является предпосылкой практически всех наших жизненных успехов. Но знать и ценить далеко не одно и то же. По настоящему ценить разум и ценить его, это значит задумываться не только о том, что он у тебя есть, но и о том, какая это великая ценность и счастье быть разумным. Ценить разум, понимать, что это большое преимущество человека, значит заботиться о нем, стараться знать о нем и его возможностях хотя бы в минимальной степени, культивировать в своем сознании и поведении разум и рациональный (но не холодно-рассудочный и мелочно-расчетливый) образ жизни. Разрыв между пониманием и оценкой является обычным и самым распространенным недостатком человека. Здесь уместно даже сказать: «что имеем – не храним, потерявши, плачем», т.е. в данном случае мы не уважаем, не культивируем, не разрабатываем и не используем возможности разума как свою «золотую жилу». Так знания, накопленные нами с момента рождения непосредственно связаны с нашими практическими умениями, навыками, привычками и в идеале - искусством практиковать, использовать, применять разум, фактически и в полном смысле жить по разуму, накопленному в течение жизни. Дело это уже не просто теоретическое, мыслительное, но и сугубо практическое. Здесь можно и нужно разрабатывать и реализовывать свои конкретные задания, тактики и стратегии решения тех или иных задач. Это дело целей, методов, путей достижения в единстве с самим процессом достижения. Тогда у нас появляется шанс жить осмысленной и целеустремленной жизнью, полной вызовов, которые мы можем с достоинством встречать и в итоге достигать успеха.

Жизнь как  череда вызовов, преодоления трудностей, решения проблем, достижения успехов  и побед вполне может быть названа  полной, разумной, творческой и счастливой жизнью. Живя такой жизнью, человек, как личность в максимально возможной степени реализует свой потенциал, он реализует себя, используя великую и уникальную возможность, совершенствования. На этом пути он сам становится совершенством.

Разум как человеческое качество, его дела, работа или он сам мышление и познание, предполагают: его фактическое наличие; его познание и знание о нем; его высокую, достойную оценку; навык, умение, искусство жить по разуму, мыслить правильно и эффективно, полноценно.

Нужно сразу  сказать, что разум - это больше чем рассудок и наши логические способности. Это - голос, в котором все: и рассудок, и чувства, и опыт жизни. Но в нем, главное, ответственность и серьезность, чувство моральной сути человека, в нем присутствует нравственное начало человека. Разум, конечно, не подменяет другие человеческие свойства, в том числе и особенно близкие к нему: эмоции, чувства, страсти, вдохновение и т.д. Но он, так или иначе, присутствует в них, а они могут проходить через сознание, разум, осмысление. Дело просто в том, чтобы сохранять меру и гармонию между различными человеческими качествами, чтобы взаимосвязь качеств, дарований и их проявления сохраняли в себе меру и позитивность, чтобы они служили благополучию и счастью человека. Особенность разума при его взаимодействии с другими качествами человека, его волей, чувствами, эмоциями, страстями, воображением и т.д. состоит в том, что он может оценивать и контролировать их, поскольку сами по себе эмоции не могут этого делать. Только разуму присуща способность осознания и контроля поведения человека, кроме того, только разум может устанавливать осмысленную обратную связь между человеком и окружающей средой и контролировать самого себя.

Все знания получаемые человеком вызваны к жизни главным образом его потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т. д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Сила человеческой мысли как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обуславливается, в конечном счете - задачами и потребностями практических знаний. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в. сущность явлений. Практические знания служат основой познания также и в том смысле, что обеспечивают человека техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых человечество не может быть успешным. Знания являются опосредованной целью познания, ибо они осуществляются не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить их соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

Открытие  практической, социальной обусловленности  человеческого познания позволило  выявить диалектику познавательного  процесса и объяснить его важнейшие  закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто  готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного  знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.

Таким образом, разум – это орудие получения  объективного и рационального знания, это способ, каким человек устанавливает  обратную связь между собой и  миром; разум – это способ контроля и сохранения человеком своей  жизни, особенно психической и сознательной.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего  сказанного следует простой вывод: разум как сама возможность и  действительность познания и мышления – главная, фундаментальная, собственно человеческая способность и дарование, имеющее жизненное значение. Разум  способен давать нам истину, он практичен  и составляет важнейшую сторону  жизни человека. Во всем этом жизнь  и достигает своего высшего воплощения, это и называется тем разумом, который мы привыкли признавать исключительно  за человеком. Живое эволюционирует к разуму, а разум по существу и состоит в непрерывной эволюции: отказываясь от застывших инстинктов, жизнь вынуждена заменить их постоянной учебой – обретением и накоплением  объективного опыта.

    В настоящее время познание  изучается не только философией. Сейчас происходит  интенсивное   развитие различных специальных  наук, исследующих познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления,  ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего. Разум свободен, хотя внутри себя он строг и закономерен. Таков же и идеал знания, к которому он стремится, доставляя нам свои результаты. Этот идеал состоит в максимальной точности и объективности знания, в его практичности, т.е. в возможности получить с его помощью определенные практические результаты.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 592 с.
  2. Вечканов, В. Э. Философия : курс лекций / В. Э. Вечканов. - 2-е изд. стер. - М. : Экзамен, 2007. - 320 с. - (Курс лекций).
  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
  4. Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.,1994.

 


Информация о работе Роль практического знания в жизни человека