Роль сказок в современной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Философские сказки для детей – необходимый элемент воспитания ребенка, они доступным языком рассказывают ему о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.
В своем реферате я постараюсь решить следующие задачи:
Изучить морфологию сказки
Изучить понятие ментальности и найти его проявление в сказках
Изучить национальный характер русского народа по его сказкам

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Морфология сказки………………………………………………………..4
Ментальность. Сказки и национальный характер народа………………6
Заключение
Список литератур

Файлы: 1 файл

Сказки и философия, 1 курс.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Северо-Западная академия государственной службы»

 

 

Кафедра философии

 

Реферат

«Роль сказок в современной философии»

 

 

 

 

Выполнила: студентка I курса

Факультета экономики и финансов

Группа №1404

Баязитова А.Л.

Проверил: кандидат философских наук, доцент Егоров А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Морфология сказки………………………………………………………..4
  2. Ментальность. Сказки и национальный характер народа………………6

Заключение

Список литератур 

Введение.

Русская классическая литература - это бесценная кладовая национальной культуры. В ней ревностным трудом писателей-гениев и просто талантливых  художников скоплено много сокровищ. И, может быть, среди книг самые удивительные - сказки. Они не знают над собой власти времени, и каждое новое поколение людей приемлет их с благодарностью тем, кто их сочинил.

В истории русской  национальной литературы есть немало писателей, чье перо творило сказку. Это Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Ершов, Аксаков и многие другие Сказки этих писателей добрые. Они корнями своими уходят русскую фольклорную сказочную традицию. Но есть писатели, чьи сказки - не просто "чтение для ума и сердца". Их творения содержат идеи, мысли, надежды, которые вполне могли бы составить научный философский трактат об устройстве мира и человеческого общества. К таким писателям можно отнести Толстого, Салтыкова-Щедрина, Мамина-Сибиряка. Народная сказка – неиссякаемый родник животворной мудрости, из которого писатели черпают вдохновения, создавая свои авторские сказки.

Так какую роль играет сказка в современной философии  и как связаны эти, на первый взгляд, абсолютно разные вещи?

Данный вопрос заинтересовал меня в 11 классе при  подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В своем сочинении в качестве литературного аргумента я хотела привести сказку о золотой рыбке А.С. Пушкина. Но мой преподаватель посоветовал мне найти другой пример, объясняя это тем, что я сама рою себе яму. Ведь смысл сказок неоднозначен. Ту же сказку о рыбаке и рыбке можно истолковать как со стороны философии (что нужно для счастья: корыто или дворец?), так и со стороны религии (золотая рыбка как прообраз Бога).

Философские сказки для детей – необходимый элемент  воспитания ребенка, они доступным языком рассказывают ему о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

В своем реферате я постараюсь решить следующие задачи:

    1. Изучить морфологию сказки
    2. Изучить понятие ментальности и найти его проявление в сказках
    3. Изучить национальный характер русского народа по его сказкам
    1. Морфология сказки.

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!

С точки зрения народа, сказки - это выдумка, они не имеют никакой другой цели, кроме воздействия на фантазию. Сказки поражают, удивляют, радуют. (4. с. 1-2)

Так как сказка чрезвычайно  многообразна и, по-видимому, не может  быть изучена сразу по всему объему, то материал следует разделить на части, т. е. классифицировать его. «Правильная классификация -- одна из первых ступеней научного описания. От правильности классификации зависит и правильность дальнейшего изучения. Но, хотя классификация и ложится в основу всякого изучения, сама она должна быть результатом известной предварительной проработки»1. Классификация может быть как по разрядам сказок, так и по их сюжетам.(3. с. 8)

Рассмотрим деление сказок по их разрядам.

Самое обычное деление  сказок - это разделение на сказки с чудесным содержанием, сказки бытовые, сказки о животных. (3. с. 8)

Сказки о животных занимают особое место в литературе. В народной сказке каждое животное вызывало у людей свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки её разными исполнителями. В своих сказках Салтыков-Щедрин часто прибегал к образам животных. Они не только при помощи аллегории изображают пороки человека, но и демонстрируют его чаяния, надежды, смутные ощущения. Щедринские "животные-люди" обрисованы с биологической точностью, что демонстрирует их двойственность. Они подчинены не только законам цивилизации, но и законам природы. Более того, общественные законы отражают естественные.(4. с. 4-9)

Существуют и другие классификации. Например, в своей  работе «Психология народов» Вундт  применяет следующее деление сказок:

1) Мифологические сказки-басни;

2) Чистые волшебные  сказки;

3) Биологические сказки  и басни;

4) Чистые басни о  животных;

5) Сказки "о происхождении";

6) Шутливые сказки  и басни;

7) Моральные басни;

Эта классификация намного  богаче.(3. с.9-10)

Другая важнейшая область  изучения сказки: описание ее по существу. Здесь можно наблюдать следующую  картину: «очень часто исследователи, затрагивающие вопросы описания, не занимаются классификацией (Веселовский). С другой стороны, классификаторы не всегда подробно описывают сказку, а изучают лишь некоторые стороны ее (Вундт).»2 Если один исследователь занимается тем и другим, то не классификация следует за описанием, а описание ведется в рамках предвзятой классификации. (3. с. 14)

Очень немного говорил  об описании сказки А. Н. Веселовский. Но «то, что он говорил, имеет огромное значение»3. Веселовский понимает под сюжетом комплекс мотивов. Мотив может приурочиваться к различным сюжетам. Для Веселовского мотив есть нечто первичное, сюжет -- вторичное. Сюжет для Веселовского уже акт творчества, соединения. Отсюда для нас вытекает необходимость изучать не столько по сюжетам, сколько, прежде всего, по мотивам. (3. с. 14)

Изучение структуры  всех видов сказки есть необходимейшее предварительное условие исторического изучения сказки. Изучение формальных закономерностей предопределяет изучение закономерностей исторических. Однако таким условиям может отвечать только такое изучение, которое раскрывает закономерности строения, а не такое, которое представляет собой внешний каталог формальных приемов искусства сказки. Сходные сказки, ясно, дают сходные схемы. (3. с. 16-17)

Также существует огромная область исторических разысканий. Эти  исторические разыскания могут быть внешне интереснее разысканий морфологических, и здесь сделано очень многое. (3. с. 17)

От изучения форм зависит  очень многое. Но пока нет правильной морфологической разработки, не может  быть и правильной исторической разработки. Если мы не умеем разложить сказку на ее составные части, то мы не сумеем произвести правильного сравнения.

    1. Ментальность. Сказки и национальный характер русского народа.

Прежде чем  начать выявление национального  характера в русских сказках, разберемся с особенностью русской  ментальности.

В своей статье «Ментальность, культура, искусство» Иванова Т.В. дает следующее определение: «ментальность -это  выражение  группового  сознания  в  историческом  времени  и  географическом пространстве»4. Понятие ментальности содержит все себе 3 ключевых термина: системность, субъект и деятельность. Системность проявляется в том, что ментальность – сложная система, которая состоит из множества сложных элементов и определяет логику их взаимоотношения между собой. Субъект – представитель общества или группы людей, то есть мы с вами. Взаимодействие между субъектами проявляется в деятельности. Это уже устоявшиеся правила совместного бытия. (1. с. 168)

Ментальность  и культура, тесно связанные между собой понятия. Не составит труда разглядеть одно понятие в другом. Культура влияет на ментальность, а ментальность – фундамент нашей культуры. «Ментальность -  это  сырая,  не сформировавшаяся  культура,  определенная  промежуточная  стадия  формирования культуры. Социально,  исторически  значимое,  укрепившееся  в ментальности,  становится культурой»5. Ментальность и культура - очень близкие понятия, но все же они имеют разные качественные категории и разные масштабы проявления. «Ментальность  порождает  новую  культуру, это  дольше  и  ответственнее,  чем  порождение  новой ментальности»6. (1. с. 171)

Искусство также  связано с понятием ментальности через культуру. Другими словами, как культура является важной составляющей частью ментальности, так и искусство  – главное, составляющее культуры. (1. с. 173)

«Понятие "ментальность"  шире  понятия "культура".  Ментальность  вбирает  в  себя культуру  как  самое  ценное,  что  становится  целью  существования  и  развития общества.  Культура  же -  высшая  стадия  развития  ментальности.  Понятие "культура" индивидуализировано для каждого уровня субъектности»7. Поэтому говорят, что культура народа  складывается  из  культурных  традиций  и  культуры  каждого  человека. (1.с. 176)

«Взаимоотношения  ментальности, культуры  и  искусства  сводятся  к  следующему: ментальность  порождает  элементы искусства, часть из которых становится достоянием культуры; внутри культуры можно выделить искусство как целостную структуру, базирующуюся на системах иного уровня - культуре и ментальности»8.

Иванова Т.В. выделяет разные виды ментальности: политическая ментальность, экономическая, ментальность исторической эпохи, ментальность социальной группы или отдельного человека. И, соответственно, каждый вид ментальности по-своему проявляется. Так например ментальности народа выражается в его культуре, а ментальность отдельной нации – в национальном характере. Ментальность страны – общественное сознание, а ментальность политической партии проявляется в менталитете. (1. с. 169)

Русские сказки – яркая характерная черта  нашей культуры. Исходя из выше сказанного, мы можем выявить характерные черты нашего народа в сказках. Такой анализ проводила Латова Н.В. в своей статье «Чему учит сказка?».

«Б. Вышеславцев берет для изучения только народные сказки, но нам представляется, что методика изучения национального характера будет настолько же плодотворна и при работе со сказками авторскими, да и вообще с национальной художественной литературой»9.

Рассмотрим  идейное содержание книг Волкова  «Волшебник изумрудного города». В  своей книге Волков подчеркивает, что Канзас – родина Элли. В сюжете Волкова заметно меньше случайностей: «домик Элли убивает Гингему благодаря «целенаправленному контрколдовству» Виллины; следуя пророчеству волшебной книги, Элли сознательно берет с собой в дорогу три существа, которым она должна помочь; и т. д.»10 (2. с. 183)

Компания Элли отличается чувством товарищества, взаимовыручка у героев действует как автоматический рефлекс. Едва они пристают на плоту к берегу, как тут же спешат на помощь Страшиле; соответственно, и Страшила, встретив мышей, быстро просит их спасти Льва. (2. с. 183)

Сюжет сказки движется благодаря действию «народных масс». Элли с помощью кухарки Фрегозы  организует восстание слуг Бастинды. (2. с. 183)

Главу Волкова  «Элли в плену у Людоеда» можно по праву считать отправной точкой для всего будущего цикла А. Волкова: «она закладывает в его основу понятие «самоотверженность»»11. Здесь только что завязавшиеся дружеские отношения проходят проверку на прочность. (2. с. 184)

Основное содержание книги Волкова - тема нравственного самосовершенствования, способность творить настоящие чудеса, в ней заметно звучит тема дружбы и товарищества, тема любви к родине, тема коллективной борьбы за свободу.(2. с. 184-185)

В последующих  книгах данной сказки также проявляется характерная черта русского народа: из опасных ситуаций герои спасаются благодаря, в первую очередь, сообразительности и смекалке, своим знаниям, своей дружбе и взаимовыручке. Также присутствуют и одна из главных мыслей книги – любовь к Родине. При всей ее любви к Волшебной стране, Элли не допускает и мысли, чтобы навсегда остаться там. Выполнив свою «освободительную миссию», героиня неизменно возвращается в родной край. (2. с. 185-188)

Итак, наш анализ дает возможность выделить основные характеристики менталитета русского человека.

Заключение.

Сказки очень важны в жизни каждого человека. Прежде всего, сказки понятны и взрослым и детям, и кроме того, сказки хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.

По сказкам  мы можем увидеть особенности  каждого народа, их отношение к  окружающему миру.

Сказки формируют у детей и даже взрослых основы поведения и общения, учат упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает фантазию, творческий потенциал, воображение и сочувствие.

 

 

Список  литературы.

  1. Иванова Т.В. Ментальность, культура, искусство//Общественные науки и современность. – 2002 - №6 - с.168-177
  2. Латова Н.В. Чему учит сказка? (О российской ментальности)//Общественные науки и современность – 2002 - №2 – с. 180-191
  3. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки – Издательство «Лабиринт». М., - 2002. – с. 6-18
  4. Http://virlib/eunnet.net/sofia/02-3-2000/ Полуэктова И.В. М.Е. Салтыков-Щедрин: «Сказки и философия». См: София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. №2-3/ Философ. Фак. Урал. гос. Ун-та; Ред. Б.В. Емельянов. - Екатеринбург . – 2001 [2002], - с 1-10 (в формате Word )

Информация о работе Роль сказок в современной философии