Русская философия. Человек в информационно-техническом мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.
Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России, на место русского народа в семье европейских народов.

Содержание работы

I. Русская философия.
Введение ………………………………………………………………………..............2
Формирование и специфические черты русской философии……………………….3
Проблема человека и общества у славянофилов и западников……………………..6
Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала….XX века………………………………………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………….10
II. Человек в информационно-техническом мире.
Проблема «человек-техника» в современном мире………………………………..11
Сущность процессов информатизации и компьютеризации, их социально- культурные последствия……………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………..……………21

Файлы: 1 файл

Философия Контрольная.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом Хайдеггер показывает, что нет смысла противопоставлять  себя технике и, тем более, отказываться от нее. Но нельзя позволять технике  проникать и искажать сущность человека.

2. Сущность процессов информатизации, их социально-культурные последствия

2.1 Влияние информатизации на человека

Информатизация (англ. Informatization) -- политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация - это не столько  технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями  в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Цель информатизации - трансформация  движущих сил общества, которое должно быть перенацелено на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В  ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций  сейчас все в большей степени  начинает зависеть от их информированности  и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

"Информатизация общества - реализация  комплекса мер, направленных на  обеспечение полного и своевременного  использования достоверных знаний  во всех общественно значимых  видах человеческой деятельности. Основной целью информатизации является обеспечение решения актуальных внутренних проблем государства и прежде всего - удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги".

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". "Компьютеризация - процесс развития индустрии компьютерных продуктов и услуг и их широкого использования в обществе; оснащение предприятий, учреждений и учебных заведений страны вычислительной техникой и повышение образовательного уровня населения в области ее применения". При этом при внешней похожести понятий "компьютеризация общества" и "информатизация общества" они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению  технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов  переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

2.2 Социально-культурные последствия информатизации

Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности”, представленная ниже, является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:

Таблица. Последствия информатизации в зеркале общественности

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Культура и общество

Свободное развитие индивида

“Автоматизация” человека

Информационное общество

Дегуманизация жизни

Социализация информации

Технократическое мышление

Коммуникативное общество

Снижение культурного уровня

Преодоление кризиса

Элитарное знание. Изоляция индивида

Политика

Расширение свобод

Снижение свобод

Децентрализация

Централизация

Выравнивание иерархии власти

Государство - ”надзиратель”

Расширенное участие в общественной жизни

Расширение государственной демократии

Усиление власти благодаря знаниям

Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности

Все возрастающая сложность жизни

Рационализация жизни

Повышение компетентности

Обострение промышленного кризиса

Подверженность кризисам

Увеличение богатства

Массовая безработица

Преодоление кризиса

Новые требования к мобильности  трудящихся

Экономия ресурсов

Дегуманизация труда

Охрана окружающей среды

Стрессы

Децентрализация промышленности

Деквалификация

Новые профессии и квалификации

Исчезновение многочисленных профессий

Международные отношения

Национальная независимость

Усиление взаимозависимости

Появляется шанс на развитие у стран  «третьего мира»

Технологическая зависимость

Улучшение обороноспособности Запада страны

Обострение отношений Юга

 

Усиление опасности новой войны  из-за обновления военных систем

     
     
     
     
     

 

Комментарий к таблице Хессига:

1.”социализация информации” - увеличение степени направленности  информации на социальную сферу;

2. “преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для разрешения  глобального экологического кризиса,  решение проблемы устойчивого  развития цивилизации в целом.

3. “снижение культурного уровня”  - развитие информационной среды  создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.

4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком , “верхнем” общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).

5. “изоляция индивида” - без  общественного регулирования информатизация  может привести к тому, что люди начнут общаться , как правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма опасное социальное явление.

6. “выравнивание иерархии власти”  в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создании условий для повышения ими социального статуса.

7. государство- ”надзиратель”  - Левиафан, “помноженный” на компьютерные  технологии. При современных технологиях  возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации” персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации.Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей.

8. ”повышение компетентности”  и как альтернатива этому - ”деквалификация”. ЭВМ нейтральна  по отношению к человеку, она  лишь предоставляет новые возможности  для реализации конкретных жизненных целей.

9. “новые профессии и квалификации”  и, с другой стороны, возможное  исчезновение многочисленных профессий.  Появление новых, более интеллектуальных  профессий не должно исключать  сохранение информации не только  об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.

10. “национальная независимость”  и, с другой стороны, “уязвимость”. Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам  выходить на позиции национальной  независимости.

Заключение

В этой части контрольной работы рассмотрена проблема системы "человек-техника" в современных условиях.

Применяемая человеком техника  находится в постоянном развитии, что приводит к постоянному вытеснению человека из производственного процесса. В своем развитии техника имеет ряд этапов: - домеханический (орудийный), механический, электрический и электронный, каждый из последующих этапов, качественно отличается от предыдущего, включает его в свой состав как неотъемлемый элемент. Начало механического этапа совпадает со становлением машинно-фабричного способа производства. Электрификация технических средств дает начало конвейерным формам труда. Начало электронного этапа автоматизации приходится на период становления качественно нового, системно-автоматизированного, способа производства.

Развитие системы "человек-техника" является условием коренных преобразований в содержании и характере труда. Широкое внедрение автоматизации  порождает проблему "человек - техническая  система". Роль человека в производственном процессе оценивается по тому, в какой степени он освобождается от рутинных однообразных операций, а его труд насыщается в широком смысле творческим содержанием. На механическом этапе автоматизации происходит технологическое (реальное по Марксу) подчинение человека техническим средствам труда.

Техника может и должна служить  базой для гуманизации технической  деятельности, для использования  современных наукоемких технологий к качестве средства реабилитации и  сохранения естественной среды и  освобождения человека от тяжелого, рутинного, нетворческого труда. Быстрое развитие информационных технологий большие возможности повышения интеллектуального потенциала для каждого человека.

 

 

Список литературы:

  1. В. В. Ванчугов — Москва. — Издательство Российского университета дружбы народов, 2005.
  1. Володин А. “Бедная русская мысль” //Свободная мысль, 1992, № 5. Михайловский Н. К. Соч. В 6-ти тт. Т. 3. СПб., 1888
  1. Володин А. Проблема “Западничества”. Как она видится нам сегодня? // Свободная мысль, № 7-8,1994г.
  1. Герцен А. И.  Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 1954-1960 г., т. 2, стр. 24.
  1. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995
  1. Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Высшая   школа, 1991. 
  1. Сиземская И. Н. Русская «философия-поэзия» как форма историософского миросозерцания (начало) // Знание. Понимание. Умение. — 2006.
  1. Соловьев В. Западники, западничество. “Энциклопедический словарь” Брокгауза и Ефрона. Т. 12 (23) . СПб., 1894
  1. Элбакян Е. С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.// Кентавр, №, 1997 
  1. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. – М.: Книга, 1991.
  1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. – Л.: ЭГО, 1991.
  1. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. // Соч. в 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988.
  1. Чаадаев П.Я. Философические письма. (Письмо первое). Апология сумасшедшего. Соч. – М.: Правда, 1989.
  1.  Воронин А.А. Техника как коммуникативная стратегия. // Вопросы философии. – 1997. - № 5.
  1.  Философия техники: история и современность. – М.: ИФРАН, 1997.
  1.  Носов Н.А. Виртуальная реальность. // Вопросы философии.– 1999. - № 10.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская философия. Человек в информационно-техническом мире