Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:17, контрольная работа
Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.
Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России, на место русского народа в семье европейских народов.
I. Русская философия.
Введение ………………………………………………………………………..............2
Формирование и специфические черты русской философии……………………….3
Проблема человека и общества у славянофилов и западников……………………..6
Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала….XX века………………………………………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………….10
II. Человек в информационно-техническом мире.
Проблема «человек-техника» в современном мире………………………………..11
Сущность процессов информатизации и компьютеризации, их социально- культурные последствия……………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………..……………21
Таким образом Хайдеггер показывает, что нет смысла противопоставлять себя технике и, тем более, отказываться от нее. Но нельзя позволять технике проникать и искажать сущность человека.
2. Сущность процессов информатизации, их социально-культурные последствия
2.1 Влияние информатизации на человека
Информатизация (англ. Informatization) -- политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Цель информатизации - трансформация движущих сил общества, которое должно быть перенацелено на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
"Информатизация общества - реализация
комплекса мер, направленных
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". "Компьютеризация - процесс развития индустрии компьютерных продуктов и услуг и их широкого использования в обществе; оснащение предприятий, учреждений и учебных заведений страны вычислительной техникой и повышение образовательного уровня населения в области ее применения". При этом при внешней похожести понятий "компьютеризация общества" и "информатизация общества" они имеют существенное различие.
При компьютеризации общества основное
внимание уделяется развитию и внедрению
технической базы компьютеров, обеспечивающих
оперативное получение
2.2 Социально-культурные
Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности”, представленная ниже, является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:
Таблица. Последствия информатизации в зеркале общественности
Положительные последствия |
Отрицательные последствия | |||
Культура и общество | ||||
Свободное развитие индивида |
“Автоматизация” человека | |||
Информационное общество |
Дегуманизация жизни | |||
Социализация информации |
Технократическое мышление | |||
Коммуникативное общество |
Снижение культурного уровня | |||
Преодоление кризиса |
Элитарное знание. Изоляция индивида | |||
Политика | ||||
Расширение свобод |
Снижение свобод | |||
Децентрализация |
Централизация | |||
Выравнивание иерархии власти |
Государство - ”надзиратель” | |||
Расширенное участие в общественной жизни |
Расширение государственной | |||
Усиление власти благодаря знаниям |
Усиление манипуляции людьми | |||
Хозяйство и труд | ||||
Повышение продуктивности |
Все возрастающая сложность жизни | |||
Рационализация жизни Повышение компетентности |
Обострение промышленного кризи Подверженность кризисам | |||
Увеличение богатства |
Массовая безработица | |||
Преодоление кризиса |
Новые требования к мобильности трудящихся | |||
Экономия ресурсов |
Дегуманизация труда | |||
Охрана окружающей среды |
Стрессы | |||
Децентрализация промышленности |
Деквалификация | |||
Новые профессии и квалификации |
Исчезновение многочисленных профессий | |||
Международные отношения | ||||
Национальная независимость |
Усиление взаимозависимости | |||
Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира» |
Технологическая зависимость | |||
Улучшение обороноспособности Запада страны |
Обострение отношений Юга | |||
Усиление опасности новой | ||||
Комментарий к таблице Хессига:
1.”социализация информации” -
увеличение степени
2. “преодоление кризиса
3. “снижение культурного уровня” - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.
4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком , “верхнем” общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).
5. “изоляция индивида” - без
общественного регулирования
6. “выравнивание иерархии власти”
7. государство- ”надзиратель” - Левиафан, “помноженный” на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации” персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации.Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей.
8. ”повышение компетентности”
и как альтернатива этому -
”деквалификация”. ЭВМ нейтральна
по отношению к человеку, она
лишь предоставляет новые
9. “новые профессии и
10. “национальная независимость”
и, с другой стороны, “
Заключение
В этой части контрольной работы рассмотрена проблема системы "человек-техника" в современных условиях.
Применяемая человеком техника находится в постоянном развитии, что приводит к постоянному вытеснению человека из производственного процесса. В своем развитии техника имеет ряд этапов: - домеханический (орудийный), механический, электрический и электронный, каждый из последующих этапов, качественно отличается от предыдущего, включает его в свой состав как неотъемлемый элемент. Начало механического этапа совпадает со становлением машинно-фабричного способа производства. Электрификация технических средств дает начало конвейерным формам труда. Начало электронного этапа автоматизации приходится на период становления качественно нового, системно-автоматизированного, способа производства.
Развитие системы "человек-техника"
является условием коренных преобразований
в содержании и характере труда.
Широкое внедрение
Техника может и должна служить
базой для гуманизации
Список литературы:
Информация о работе Русская философия. Человек в информационно-техническом мире