Русская философия об исторической самобытности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

1.Философские концепции исторического развития.
2.Русская философия об исторической самобытности России.
3.Проблема « конца истории».

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 22.76 Кб (Скачать файл)

 

                                                 План.

1.Философские концепции  исторического развития.

2.Русская философия об  исторической самобытности России.

3.Проблема « конца истории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История – движение и развитие человеческого общества в социальном времени и социальном пространстве от эпохе к эпохе.

Философия истории – анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания.

Она ориентирована на осмысление таких мировоззренческих проблем как смысл, источники, движущие силы, законы развития, направленность исторического процесса, цель истории.

Направленность исторического развития.

Эпоха античности. Древние Греки считали, что развитие истории движется по кругу. Они воспринимали мир как завершенный космос с его гармонией и цикличностью.

Средние века. Христианская философия преодолевает античную идею круговорота. Считали, что до своего грехопадения человечество находилось в царстве вечности, никто не умирал. Преодолев путь очищения от грехов, человечество способно вернуться в вечность.

В новое время вырабатывается рациональное объяснение хода исторических процессов. Большинство мыслителей рассматривают линейный процесс.

Современная философия концепции линейного развития общества подвергаются критики. Многие философы придерживаются нелинейного развития истории общества.

Г. Гегель в «Лекциях по философии истории» разделил всю историографию на три группы: первоначальная история, рефлективная история, и философская история или история философии.

 
а) Первоначальная история – это описание событий, участниками которых историки являлись.

 
б) Рефлективная история – это уже взгляд со стороны, в нее входит:

 
всеобщая история – история народа, страны или мира;

 
прагматическая история, которая описывает прошлое в ракурсе проблем настоящего;

 
критическая история, являющаяся критическим анализом исторических трудов.

 
в) Философия истории излагает исторический материал на основании общих философских принципов, пытается обнаружить закономерности мирового исторического процесса.

 
В философии истории выделяют несколько концепций исторического развития человечества. Критерий при их разделении оказывается различным: по направленности развития, по движущим силам развития, по тому, какую именно единицу измерения берут за элемент развития. Представители философии истории объявляли движущей силой истории: божественное предопределение (Августин), божественный разум (И.Г. Гердер), абсолютный дух (Гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, Л. Фейербах). В философии истории нового времени выдвигаются концепции исторического круговорота-цикличности (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин), христианские концепции смысла истории (Н.А. Бердяев) 
Рассмотрим несколько наиболее известных концепций.

А)Концепция однолинейного развития представлена его основателями Гегелем и К. Марксом. Гегель  полагал, что историческая деятельность человечества слагается из деятельности отдельных людей, каждый человек преследует свои собственные интересы, а в результате возникает нечто, такое, о чем люди и не подозревали. По мнению Гегеля в истории действует некий ДУХ, или МИРОВОЙ РАЗУМ, который постепенно разворачивается и направляется  в конечном счете деятельность людей.

 
Вся история у Гегеля – история постоянного прогрессивного развития мирового разума, который выступает в форме духов отдельных народов. Человечество, как по ступенькам (этими ступеньками являются достижения свободы отдельных стран и народов), поднимается к светлому царству свободы. 
 
МАРКС, испытавший на себе влияние Гегеля, также считал, что история человечества едина. Все народы, по представлению Маркса, должны пройти пять общественно-экономических формаций. Подобный подход назван в истории Формационным. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему. Маркс полагал, что в истории господствуют объективные, т.е. независимые от людей законы. Он сделал этот вывод на основании того факта, что в истории есть повторяемость. Маркс считал, что наличие подобных законов дает возможность через их изучение управлять развитием общества: предсказывать негативные последствия, выбирать оптимальный путь и т.д.  
 
Еще одним представителем однолинейной направленности исторического процесса является американский экономист Ростоу. В его учении также как и в учении Маркса наблюдается тенденция разделить историческое развитие общества на формации, но в его учении эти понятия заменены на стадии. Вся человеческая история сводится у  Ростоу  к истории совершенствования техники. Развитие передовых стран Европы и США жестко предопределено, что касается отсталых стран Азии, Африки и Латинской Америки, то они вообще находятся у  Ростоу  вне истории.

 
Б) Концепции  многолинейного  развития. Основные представители – К. Ясперс, А. Вебер. Схема мировой истории по Ясперсу строится на четырех пунктах:

 
1) доистория, или « прометеевская  эпоха» - возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем.  
 
2) существовавшие тысячелетия великие культуры древности. Например,  древнеиндийская, древнекитайская и т.д. 
 
3) осевое время,  когда полностью формируется современный человек. 
 
4) научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие мы сейчас испытываем.  
 
Понятие Осевое время Ясперс считал основным в своей теории. Он писал, что примерно за 500 лет до н.э. в истории произошел резкий поворот, как бы повернулась ось истории. В это время начинают возникать крупнейшие философские школы и появляются некие пророки, зарождающие основу мировых религий, в эту эпоху происходит перерождение личности человека. В осевое время люди впервые начинают ощущать, что в их время, в настоящем. Начинается нечто исключительное и именно от них, от их действий будет зависеть, как повернется история. Т.о. происходит пробуждение исторического сознания.  
 
Еще одной концепцией многолинейного развития является теория А. Вебера. Согласно Веберу, к началу 1-го тысячелетия до н.э. сложились три большие культурные сферы: китайская, индийская и Греко-римская, и соответствующие им три религии: конфуцианство, буддизм и греческая религия. Именно их развитие предопределило многовариантность дальнейшего развития человечества.

В) Концепцию циклического развития представляет в исторической науке О. Шпенглер. Согласно его теории нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур, каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности. По Шпенглеру – каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни – примерно 1000 лет. Каждая имеет сою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во Вселенной и т.д.

 
Продолжателем теории Шпенглера является английский социолог Тойнби. Он развивает концепцию циклического развития истории, на основе полученных данных выделил развитие 37 основных цивилизаций. Тойнби делит все цивилизации на три вида: 1. расцветшие. 2. неразвившиеся 3. застывшие.

 

 
Вопросы о том, что есть история, и каков ее смысл во все времена волновали людей. Под термином история понимается процесс развития общества и природы. Понимание исторического времени свойственно для обществ появившихся впервые примерно в 4 тысячелетие до н.э., так как в архаических обществах господствует мифологическое сознание, то есть установление мнимых связей между различными явлениями. Но уже в то доисторическое время пытались дать объяснения тем процессам, по которым развивается мир. Так в германо-скандинавской мифологии модель развития мира является циклической. Все процессы происходят последовательно: рождение мира, его развитие, «золотой век асов», затем его упадок как следствие несовершенства, и наконец, рагнарек – последняя битва богов. В результате мир гибнет, чтобы возродиться вновь.

 

 

 

 

2. Русская философия имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д.. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Громов М.Н. Русская философская мысль X-XVII вв.М., 1990.

Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М., 1995.

Полищук. М. Л. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. - 1990.

. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1.М.1993

Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое. М.1989

 

 

                                                           

 

 


Информация о работе Русская философия об исторической самобытности России