Русская философия XIX – начала XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Русская философия - часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Наряду с евангельским мироучением, главным источником и проводником философских идей на русской почве становится патриотическая литература. И, прежде всего учения восточных отцов Церкви. Средневековая русская философия - это был период донациональной философии, "пролог философии". Подлинная же оригинальная национальная русская философия появляется только в XIX веке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА……………………………………...…………4
2.ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX – XX ВВ…………………………………………………………………………………..6
3.СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО…………………………….18
4.НАРОДНИКИ И ПОЧВЕННИКИ…………………………………………….20
5.ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА…………………….. . . ………..……….…22
6. РУССКИЙ МАРКСИЗМ……………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………............29

Файлы: 1 файл

Тема 10.Русская философия XIX – начала XX веков.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Центральная идея философии  Соловьёва - идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивался от славянофильской  идеи соборности, но придаёт ей всеохватывающее  значение.

Антиномию веры и знания, известную и для философии  Запада, в российском варианте стремится разрешить философия всеединства, представителем которой выступал В.С. Соловьёв. Гносеологическим аспектом идеи всеединства стала соловьёвская теория цельного знания, которую философ противопоставлял как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов. Это была идея сверхрационализма. «Цельность знания» в философии В. Соловьёва - это не «теоретический» и не «практический» разум немецкой классики. И даже не их единство. Это - другое. «Цельность» у русского философа - эта такая характеристика и свойство человеческой души, которые самым существенным образом отличают человека - высшее и совершеннейшее творение природы -- от всех других, даже по-своему смышлёных животных. Цельность - то не результат сложения, интеграции разобщенных, разошедшихся далеко друг от друг в широком поле культуры форм и образований духа (науки, философии, искусства и т. п.), хотя и предполагает последнее. Цельность сознанию может придать лишь особое его состояние и вектор, не совпадающие ни с одной из знаменитых кантовских «способностей души» (познания, желания, чувства удовольствия).

Соловьёв был сторонником  диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для того чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно, деятельность её нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог даёт мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей её деятельности.

Эта вечная идея в системе  Соловьёва получила название Софии - мудрости. София - ключевое понятие системы Соловьёва. Поэтому его учение носит также название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьёвым для того, чтобы заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира является «душа мира» - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения  Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва  через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития исторического процесса.

На этой цели базируется история, София Соловьёва. Целью  и смыслом всего исторического  процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества.

Философия нравственности у Соловьева переходит в философию любви. По сравнению с высшей любовью всё является второстепенным, поэтому только любовь нуждается в бессмертии. Через божественную любовь происходит утверждение отдельной индивидуальности.

Соловьёв внёс значительный вклад в развитие такого феномена национального самосознания, как “ русская идея”. О “русской идее”, как об идее, в которой выразилась самобытность русской философской мысли, а самобытность видится им в Христианстве. Соловьёв приходит к выводу, что русская идея и долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной Троицы - органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить “Вселенской церкви''. В таком образе “русской идеи'' Соловьёв хорошо соединил то содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении всей истории России, а именно: идея «Святой Руси» (концепция Москва - «Третий Рим»), идея «Великой Руси» связанная с реформами Петра Великого и идея «Свободной Руси» (начало которой положили декабристы) [10].

Идеи В.С. Соловьёва  были продолжены соотечественниками: С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л.П. Карсавиным.

 

6. РУССКИЙ МАРКСИЗМ

 

В 80-90 гг. сопротивление  российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было всё ещё очень сильным. Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм - антипод и критик народничества - сам если не теоретически, то организационно вырос из народнического подполья, хотя привлёк к себе поначалу и симпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени.

Крупнейший знаток и  теоретик марксизма - Г.В. Плеханов посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, справедливо полагая, что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Научный, материалистический взгляд на историю должен исключить, по Плеханову, волюнтаризм, субъективизм, как в теории, так и на практике (в политике). Но именно такая позиция выдающегося мыслителя подвергалась долгие годы остракизму со стороны официальной большевистской идеологии, а сам он понижен был ею до ранга лишь «пропагандиста» марксистской теории.

Вслед за Плехановым с  критикой идей народничества выступили  В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая  на единстве «трех составных частей» марксизма (философии, политической экономии и социально-политической теории), Ленин считал, вместе с тем, что философские проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъёма, а в период спада революционного движения, когда перепроверки требуют коренные мировоззренческие принципы, на которые опирается революционная партия. Именно в эти годы, последовавшие после поражения первой русской революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В отличие от Плеханова, выступавшего в основном по социально-историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своём главном философском сочинении в центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма отдаленной от политики и социальных отношений сфере культуры Ленин требует видеть столкновение партийных, классовых интересов, оценивая любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счёте - политической реакции.

Однако уже опыт первой русской революции, братоубийственный, кровопролитный, заставил «легальных марксистов» (А.Н. Бердяев, П. Б. Струве, С.Л. Франк и др.) отказаться от марксистского  материализма и атеизма. «От марксизма  к идеализму» - так эти мыслители сами охарактеризовали эволюцию своего мировоззрения. Но в тоже время все они (в особенности Бердяев) до конца жизни продолжали ценить Маркса как великого, гениального мыслителя и учёного - экономиста, глубоко проникшего в сложную диалектику своего времени, но безосновательно абсолютизировавшего свои выводы [8].

Между тем, бывшие «легальные марксисты» заявили о том, что  идеология зла и классового насилия  для общества гибельна и видели свой долг в том, чтобы убедить в  этом народные массы, уберечь их от соблазна строить своё счастье на несчастье других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конец XIX - начало XX века ознаменовался  глубоким кризисом, охватившем всю  европейскую культуру, явившемся  следствием разочарования в прежних  идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил  великую эпоху - эпоху русского культурного  ренессанса начала века - одну «из самых  утонченных эпох в истории русской  культуры. Это была эпоха творческого  подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир… Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние.… В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального  бытия обусловили ее особый интерес  к социально-политическим проблемам. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос именно в конце XIX – начале ХХ вв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Бердяев Н.А. Философская  истина и интеллигентская правда // Вехи. – М.: Молодая гвардия, 1991.

2.  Лосев А.Ф. Русская  философия // Русская философия.  Очерки истории. – УГУ, 1991. – С. 71.

3.  Философия под  редакцией Лавриленко. М., 1996г. Стр. 130.

4.  Философия под  редакцией Лавриленко. М., 1996г. Стр. 135.

5.  Зеньковский В.В.  История русской философии. Т. 1. Ч. 1. – Л.: Эго, 1991. – С. 12.

6. Замалеев А. Ф.  Лекции по истории русской  философии: В 2 ч. Ч. 1: XI - начало XX в. Учебное пособие. - СПб, 1994. С. 69

7.  Лосский Н. О.  История русской философии. М., 1991. С. 320

8. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ред. Л.Г.Кононович, Г.И.Медведева.- Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1998 г.

9. Философия: учебник для высших учебных заведений (Издание 2-е переработанное и дополненное). - Ред. Т.И.Кохановская.- Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 2001 г.

10.  yanko.lib.ru/books/philosoph/yakushev=philosophy-konspekt_lekciy.htm




Информация о работе Русская философия XIX – начала XX веков