Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:10, реферат
Философско-антропологическая мысль в РоссииXIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека.На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной,она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. "Излюбленная- тема русских размышлений- человек" /Франк/.
Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна.В нее входят"авторские"антропологии представителей различных философских направлений.
Русская философия XIX века
Концепции человека в русской философииXIX века.
Философско-антропологическая
мысль в РоссииXIX века демонстрирует
предельное многообразие подходов к проблеме
человека.На протяжении столетия менялись
духовные установки и господствующие
мировоззренческие течения. Однако тема
человека оставалась неизменной,она служила
фундаментом для самых разных теоретических
исканий. "Излюбленная- тема русских
размышлений- человек" /Франк/.
Панорама концепций человека, созданных
в XIX веке, обширна.В нее входят"авторские"антропологии
представителей различных философских
направлений.
Так,русская философия первой половиныXIX
века предстает перед нами как история
борьбы двух противоположных направлений:стремления
организовать жизнь на европейский лад
и желания оградить традиционные формы
национальной жизни от иностранного влияния.
Это был "болезненный процесс национально-исторического
самонахождения и раздумья" /Флоренский/,в
результате которого возникли две идейные
программы:западничество и славянофильство.
Западничество и славянофильство составляет
главный фокус,вокруг которого и по отношению
к которому оформился идеологический
горизонт эпохи1840-1850 гг., сыгравший решающую
роль в формировании русского национального
самосознания и определяющий дальнейшие
судьбы русской философии.
Среди широкого круга тем,обсуждаемых
западниками и славянофилами,особо выделяется
антропологическая проблематика.Основатели
славянофильства А.С.Хомяков и И.В.Киреевский
обосновали концепцию человека, в центре
которой- истолкование духовно - нравственных
ценностей с позиций православия.
В своих богословских трудах А.С.Хомяков
обратился к теме соборнойЦеркви, через
которую только и может совершиться преображение
человека. В отношении Церкви Хомяков
определял соборность как "единство
во множестве".Если взять это понятие
в контексте социальной философии, то
можно определить соборность как общность
людей, свободную от антагонизма,объединенных
верой в православные ценности,гарантирующие
цельность личности и соборность познания.
Соборность- это примирения в христианской
любви и свободы каждого и единства всех.
Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное
учение о личности. "Отдельная личность
есть совершенное бессилие и внутренний
непримиримый разлад " /Хомяков/.Лишь
в Церкви, то есть свободном,проникнутом
братской любовью к другим людям единении
во имя Христа, -только здесь личность
обретает все свои дары,всю полноту ее
личного богатства.
В антропологии Хомякова с особой силой
выдвигается учение о целостностив человеке,
под которой он понимает"иерархическую
структуру души": существуют"центральные
силы нашего богообразного разума, вокруг
которого должны располагаться все силы
нашего духа" .
Очевидно,что антропологические построения
Хомякова перекликаются с учением И.В.Киреевского
о целостности духа.
Цельностьдуха - это вопрос о внутреннем
устроении жизни, о постоянном поиске
"того внутреннего корня разумения,где
все отдельныесилы сливаются в одно живое
и цельное зрение ума" /Киреевский/.
В основу всего построения философ положил
различие "внешнего"и "внутреннего"человека. Внутренний человек - это совокупность
способностей человека: способности любви
к богу,и помощи к ближнему;способность
ощущать вину,стыд, сострадать,чувствовать
красоту. Внешнийчеловек -это, выражаясь
языком современной социальной психологии,совокупность
социальных ролей, которые весьма часто
противоречат друг другу,вызывая самоотчуждение
человека,расколотость и противоречивость
внутренней и внешней жизни.
Обретение цельности, то есть путь к господству
в человеке"внутреннего средоточия",-
в "собирании сил души". И задача эта
достижима "для ищущего", но нужен
труд,нужна духовная работа над собой.
Человеку необходимо проникнуться стремлением"собирать
все отдельные части души в одну силу,
отыскать то внутреннее средоточие бытия,
где разум,воля, и чувство,и совесть, прекрасное
и истинное,удивительное и желаемое,справедливое
и милосердное,и весь объем ума сливаются
в одно живое единство, и таким образом
восстанавливается существенная личность
в ее первозданной неделимости"/Киреевский"/.
Антропологические построения Хомякова
и Киреевского восходят к христианскому
видению цельного человека.
В противоположность этому исходным пунктом
философских взглядов западников было
рационально- аксиологическое понимание
человеческой личности.
В.Г.Белинский не создал собственной антропологии
как стройной философской системы. Однако
все его размышления так или иначе носят
антропоцентрический характер.
Эволюция взглядов в конечном итоге привела
его к утверждению абсолютной ценности
человеческой личности. "Для меня теперь
человеческая личность выше истории, выше
общества, выше человечества" /Белинский/.
Во имя личности,во имя ее полноценного
развития и обеспечения"каждому"
Мотивы персонализма,поиска "социальной
правды" во имя освобождения личности
от гнета современного строя вместе с
Белинским разделяли и другие представители
западничества.
Оригинальное философское творчество
А.И. Герцена,его особый подлинный"философский
опыт" были сосредоточены на проблеме
человека: "личность- вершина исторического
мира, к ней все примыкает, ею все живет"
/Герцен/.
В некотором смысле Герцен был основателем
русского материализма и позитивизма
с их ориентацией на естественные науки.
Так , он хотел объяснить человека из мира
природы.Но увы, природа слепа. В ней царит
бессмысленная случайность- таков печальный
итог его размышлений.Противоположный
природе полюс бытия - моральная личность во
всеоружии своего знания и нравственной
ответственности.При всем желании ее невозможно
дедуцировать ни из мира природы,ни из
мира истории.Нужно принимать ее как неоспоримую
данность.
"Вне нас все изменяется,все зыблется;мы
стоим на краю пропасти и видим, как он
осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе,как
в нас самих,в сознании нашей беспредельной
свободы, нашей самодержавной независимости.."/Герцен/.Так
рождается позиция трагического противостояния
миру, который не внушает доверия. Единственное,что
остается непоколебимым- это вера в личность,
в ее нравственные силы, в защиту"естественных
движений души".
Сходные умонастроения суммируются в
некое психологическое единство и переживаются
как отличия"новых людей"второй половиныXIX
века от предыдущего поколения.
Идейным вождем и ярким представителем
материализма и радикализма этого периода
был Н.Г.Чернышевский.
В его основной философской статье "Антропологический
принцип" в философии"учение о человеке
преподнесено с позиций "новой"антропологии,
Известно,что Чернышевский представлял
себе "положительно"нравственного
человека как"человека вполне", цельного
и гармоничного в котором корень всех
движений- и корыстных,и бескорыстных-
один и тот же,а именно "любовь к самому
себе".Однако теория разумного эгоизма
"не мешала Чернышевскому верить в "почти
чудотворную силу личности и горячо сочувствовать
всем тем, кто угнетен условиями жизни.
Позиции позитивизма,веры в науку разделяли
и представители народничества,радикализма
и социализма.Однако во второй половинеXIX
века на примере многих философских построений
можно было наблюдать как"независимость
и самобытность морального вдохновения
полагают границы позитивистской установке
ума" /Зеньковский/.И у Герцена, и у Чернышевского,и
с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на
первое место выступает примат этики.
Антропологизм Лаврова основывается на
понятии"цельного человека".
"Человека есть единство бытия и идеала"
/Лавров/,прочным основанием которого
является"наличность морального сознания".Моральное
сознание, начиная с простого"желания",создает
идеал и движет творчеством человека,
вырывает человека из потока бессознательного
бытия, создает историческую действительность.Лавров
суммирует свой антропологизм так: "человек
есть источник природы /ибо из данных опыта
человек воссоздает"природу",источник
истории/борется за свои идеалы,бросает
семя в почву окружающего мира/, источник
собственного сознания/перестраивает
свой внутренний мир/".
Проблемы полноты и целостности,нераздельности
человеческой личности, высокий этический
пафос размышлений о человеке оказываются
общими для всей русской философской антропологииXIX
века. Но в разнородных идейных течениях
эти проблемы получают различную аранжировку.
Панорама антропологических концепций
XIXвека могла бы быть представлена более
значительным числом персоналий,но, без
включения в нее творческого наследия
Ф.М.Достоевского,она вряд ли могла быть
полной.
Вместе со всей русской мыслью Достоевский-
антропроцентричен.Нет для Достоевского
ничего дороже и значительнее человека,
хотя,быть может, нет и ничего страшнее
человека. Человек- загадочен,соткан из
противоречий,но он является в то же время-
в лице самого даже ничтожного человека
- абсолютной ценностью.Поистине - не столько
Бог мучил Достоевского,сколько мучил
его человек,- в его реальности и в его
глубине,в его роковых,преступных и в его
светлых,добрых движениях.
Сила и значительность подобного антиномизма
у Достоевского в том, что оба члена антиномии
даны у него в высшей своей форме. Основная
тайна человека,по Достоевскому,состоит
в том,что он есть существо этическое,что
он неизменно и непобедимо стоит всегда
перед дилеммой добра и зла, от которой
он не может никуда уйти: кто не идет путем
добра, тот необходимо становится на путь
зла.
Эта этическая сущность человека,основная
его этическая направленность не предвзятая
идея у Достоевского,а вывод из его наблюдений
над людьми.
"Идея человека"пронизывает,