Русская философия XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Философско-антропологическая мысль в РоссииXIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека.На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной,она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. "Излюбленная- тема русских размышлений- человек" /Франк/.
Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна.В нее входят"авторские"антропологии представителей различных философских направлений.

Файлы: 1 файл

Русская философия XIX века.docx

— 24.98 Кб (Скачать файл)

 

Русская философия XIX века

Концепции человека в русской  философииXIX века.

Философско-антропологическая  мысль в РоссииXIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека.На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной,она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. "Излюбленная- тема русских размышлений- человек" /Франк/. 
Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна.В нее входят"авторские"антропологии представителей различных философских направлений. 
Так,русская философия первой половиныXIX века предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений:стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния. Это был "болезненный процесс национально-исторического самонахождения и раздумья" /Флоренский/,в результате которого возникли две идейные программы:западничество и славянофильство. 
Западничество и славянофильство составляет главный фокус,вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи1840-1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии. 
Среди широкого круга тем,обсуждаемых западниками и славянофилами,особо выделяется антропологическая проблематика.Основатели славянофильства А.С.Хомяков и И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центре которой- истолкование духовно - нравственных ценностей с позиций православия. 
В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборнойЦеркви, через которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви Хомяков определял соборность как "единство во множестве".Если взять это понятие в контексте социальной философии, то можно определить соборность как общность людей, свободную от антагонизма,объединенных верой в православные ценности,гарантирующие цельность личности и соборность познания. Соборность- это примирения в христианской любви и свободы каждого и единства всех. 
Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности. "Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад " /Хомяков/.Лишь в Церкви, то есть свободном,проникнутом братской любовью к другим людям единении во имя Христа, -только здесь личность обретает все свои дары,всю полноту ее личного богатства. 
В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о целостностив человеке, под которой он понимает"иерархическую структуру души": существуют"центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны располагаться все силы нашего духа" . 
Очевидно,что антропологические построения Хомякова перекликаются с учением И.В.Киреевского о целостности духа. 
Цельностьдуха - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске "того внутреннего корня разумения,где все отдельныесилы сливаются в одно живое и цельное зрение ума" /Киреевский/. 
В основу всего построения философ положил различие "внешнего"и "внутреннего"человека. Внутренний человек - это совокупность способностей человека: способности любви к богу,и помощи к ближнему;способность ощущать вину,стыд, сострадать,чувствовать красоту. Внешнийчеловек -это, выражаясь языком современной социальной психологии,совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу,вызывая самоотчуждение человека,расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. 
Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке"внутреннего средоточия",- в "собирании сил души". И задача эта достижима "для ищущего", но нужен труд,нужна духовная работа над собой. Человеку необходимо проникнуться стремлением"собирать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум,воля, и чувство,и совесть, прекрасное и истинное,удивительное и желаемое,справедливое и милосердное,и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости"/Киреевский"/. 
Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к христианскому видению цельного человека. 
В противоположность этому исходным пунктом философских взглядов западников было рационально- аксиологическое понимание человеческой личности. 
В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройной философской системы. Однако все его размышления так или иначе носят антропоцентрический характер. 
Эволюция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению абсолютной ценности человеческой личности. "Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества" /Белинский/. Во имя личности,во имя ее полноценного развития и обеспечения"каждому"возможности этого развития,стоит Белинский за социалистические идеалы. "Человек метафизически не прочен...Мертвая и бессознательно разумная природа поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха". Но если природа безжалостна,то тем более оснований для людей бережно заботиться о каждом человек. 
Мотивы персонализма,поиска "социальной правды" во имя освобождения личности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другие представители западничества. 
Оригинальное философское творчество А.И. Герцена,его особый подлинный"философский опыт" были сосредоточены на проблеме человека: "личность- вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет" /Герцен/. 
В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так , он хотел объяснить человека из мира природы.Но увы, природа слепа. В ней царит бессмысленная случайность- таков печальный итог его размышлений.Противоположный природе полюс бытия - моральная личность во всеоружии своего знания и нравственной ответственности.При всем желании ее невозможно дедуцировать ни из мира природы,ни из мира истории.Нужно принимать ее как неоспоримую данность. 
"Вне нас все изменяется,все зыблется;мы стоим на краю пропасти и видим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе,как в нас самих,в сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости.."/Герцен/.Так рождается позиция трагического противостояния миру, который не внушает доверия. Единственное,что остается непоколебимым- это вера в личность, в ее нравственные силы, в защиту"естественных движений души". 
Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и переживаются как отличия"новых людей"второй половиныXIX века от предыдущего поколения. 
Идейным вождем и ярким представителем материализма и радикализма этого периода был Н.Г.Чернышевский. 
В его основной философской статье "Антропологический принцип" в философии"учение о человеке преподнесено с позиций "новой"антропологии,базирующейся на материалистическом биологизме. "На человека надо смотреть,как на существо,имеющее только одну натуру,чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону деятельности,как деятельность всего организма" /Чернышевский/.Защищая единство человека с"научной точки зрения", Чернышевский подчиняет познание принципам,господствующим в сфере физико- химических процессов. Что вполне соответствовало позитивистским тенденциям эпохи. 
Известно,что Чернышевский представлял себе "положительно"нравственного человека как"человека вполне", цельного и гармоничного в котором корень всех движений- и корыстных,и бескорыстных- один и тот же,а именно "любовь к самому себе".Однако теория разумного эгоизма "не мешала Чернышевскому верить в "почти чудотворную силу личности и горячо сочувствовать всем тем, кто угнетен условиями жизни. 
Позиции позитивизма,веры в науку разделяли и представители народничества,радикализма и социализма.Однако во второй половинеXIX века на примере многих философских построений можно было наблюдать как"независимость и самобытность морального вдохновения полагают границы позитивистской установке ума" /Зеньковский/.И у Герцена, и у Чернышевского,и с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на первое место выступает примат этики. 
Антропологизм Лаврова основывается на понятии"цельного человека". "Человека есть единство бытия и идеала" /Лавров/,прочным основанием которого является"наличность морального сознания".Моральное сознание, начиная с простого"желания",создает идеал и движет творчеством человека, вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает историческую действительность.Лавров суммирует свой антропологизм так: "человек есть источник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает"природу",источник истории/борется за свои идеалы,бросает семя в почву окружающего мира/, источник собственного сознания/перестраивает свой внутренний мир/". 
Проблемы полноты и целостности,нераздельности человеческой личности, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологииXIX века. Но в разнородных идейных течениях эти проблемы получают различную аранжировку. 
Панорама антропологических концепций XIXвека могла бы быть представлена более значительным числом персоналий,но, без включения в нее творческого наследия Ф.М.Достоевского,она вряд ли могла быть полной. 
Вместе со всей русской мыслью Достоевский- антропроцентричен.Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя,быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек- загадочен,соткан из противоречий,но он является в то же время- в лице самого даже ничтожного человека - абсолютной ценностью.Поистине - не столько Бог мучил Достоевского,сколько мучил его человек,- в его реальности и в его глубине,в его роковых,преступных и в его светлых,добрых движениях. 
Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека,по Достоевскому,состоит в том,что он есть существо этическое,что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла. 
Эта этическая сущность человека,основная его этическая направленность не предвзятая идея у Достоевского,а вывод из его наблюдений над людьми. 
"Идея человека"пронизывает,центрирует русскую философиюXIX века. Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того, что "человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей иерархической ступени" /Бердяев/.


Информация о работе Русская философия XIX века