Русские философы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:53, практическая работа

Описание работы

Работа содержит таблицу с краткими характеристиками основных русских философов.

Файлы: 1 файл

Russkaya_filosofia.docx

— 37.49 Кб (Скачать файл)

Философ, года жизни, источник

Проблематика

Труды, Цитаты

 

Русская философия 19-20 веков:

 

Семён Лю́двигович Франк

(1877-1950)

ИСТ:

Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983

 

 
  • «Проблемы идеализма» (1902)
  • «Вехи» (1909)
  • «Из глубины» (1918)

От «легального марксизма» эволюционировал в направлении религ. идеализма, соприкасающегося с экзистенциализмом и феноменологией. Осн. мотив философии Ф.— стремление примирить рациональную мысль и религ. веру, причём образцы синтеза он ищет в традициях апофатической теологии и христ. платонизма, в частности под влиянием учений Николая Кузанского и Вл. Соловьёва. В «онтологич. гносеологии» Ф., строящейся в духе интуитивизма, рациональное знание восполняется в религ. «знании — жизни» как некоей форме цельного существования человека, так что подлинная «реальность» и «глубина» бытия непосредственно открываются человеку изнутри лишь в меру достижения им единства личности. Познание осуществляется, по Ф., не через активность познающего субъекта, а в акте самоуглубления — через активность направленной на субъект реальности, т. е. «абсолютного» («абсолютно-непостижимого»). С позиций своего «сверхрационализма» резко выступал против социализма как якобы крайней степени «морально-обществ. рационализма».

«Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой кро-

ви, как люди, хотевшие быть спасителями человечества.»

Лев Плато́нович Карса́вин

(1882-1952)

ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983

 

  • «Основы средневековой религиозности…»
  • «Философия истории.»
  • «Монашество в средние века»

Стремился к созданию целостной  системы христ. миросозерцания под влиянием раннехрист, учений (патристика, Ориген), а также рус. религ. философии 19 в., особенно Вл. Соловьёва. Категория всеединства, выдвинутая последним, у К. связывается с принципом триединства, родственным гегелевской триаде и трактуемым как динамич. принцип становления, «возрастания бытия» и, следовательно, как фундаментальная категория историч. процесса: любое сущее не столько «есть», сколько «становится», оказываясь одной из реализаций триединства и всеединства. Историзм выступает универс. принципом метафизич. системы К., что придаёт ей известное сходство со схемой диалектич. процесса у Гегеля. На основе философии истории и в зависимости от неё строятся др. разделы системы К.: гносеология, этика, учение о личности и т. д.

«Один человек распадается на несовершенного человека, ангела и беса.»

«Современные ученые не требуют чудес: они требуют экспериментов.»

Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н

(1883-1954)

ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983

 

  • «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»
  • «О сопротивлении злу силою»
  • «Аксиомы религиозного опыта»

В освоении философии Гегеля И. видел  путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания. Характеризуя её как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис гегелевской философии в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой «иррациональную стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля между «скрытой формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс. значение понятия «спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с «конкретно-эмпирическим» и «абстрактно-формальным».

«Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше.»

 

Русский космизм

 

Никола́й Фёдорович Фёдоров

(1829-1903)

ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983

 

Сочинения:

  • «Аксиомы Канта, как основы его критики»
  • «Кантизм, как сущность германизма»

Основное зло для человека Федоров  видел в смерти, порабощенности его  слепой силой природы, поэтому выдвинул утопическую идею регуляции природных  процессов средствами науки и  техники, переустройства человеческого  организма, освоения космоса. Высшая цель регуляции — преодоление смерти, воскрешение умерших поколений, “патрофикация” (воскрешение отцов), достижение всеобщего бессмертия. Нужно обратить вспять, считал Федоров, ложную направленность человека к рождению детей, которая ведет только к дурной множественности и дурной бесконечности. Дети, получая жизнь от отцов, должны воскресить, заново “родить” своих отцов. Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие было задумано Федоровым как “общее дело” человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, поэтому христианскую идею личного спасения он как еретик считал безнравственной, противоположной делу всеобщего спасения.

«Физиономия у него была такая дово-

льная и счастливая, что, казалось, он сразу поглупел на пять лет.»

 

«Иногда мне начинает казаться, что  каждый день понедельник.»

Влади́мир Ива́нович Верна́дский

(1863-1945)

ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983

 

  • «Философские мысли натуралиста»
  • «Биосфера и ноосфера»

Труды В. обогатили науч. мировоззрение рядом диа-лектич. выводов и положений, сыграли значит. роль в становлении совр. науч. картины мира. По своим филос. основаниям мировоззрение В. носило материа-листич. и диалектич. характер. В центре его исследований — разнообразные филос. и методологич. проблемы: многообразие пространственно-временных состояний материи, структура и свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение эмпирического и теоретического в науч. познании, строение пауки и общие закономерности её развития, природа науч. мировоззрения, взаимодействие естествознания и философии, социальные функции науки, этика науч. творчества, закономерности перехода биосферы в ноосферу (сферу разума) и др.

«Историческое «варварство», которое 

так ярко сказывается сейчас кругом, зас-

тавляет иногда отчаиваться в будущем

России и русского народа.»

 

«Вид Homo sapiens — вовсе не вершина эволюции, и человек

будущего будет резко  отличаться

от современного, и «структуры

 мозга будут изменены  по существу».»

Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский 

(1857-1935)

ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983

 

  • «Космическая философия»
  • «Очерки о Вселенной.»

Наряду с науч.-тех-нич. аспектами освоения космоса Ц. в филос.-художеств. ассе (отчасти изданных в Калуге самим автором, а гл. обр. хранящихся в архиве учёного) разрабатывал «космич. философию» — монизм, противополагаемый им как религ. дуализму духа и тела, так и «пессимистич.» материализму, не отвечающему, По мнению Ц., на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относит. жизненной чувствительности и одушевлённости всех форм и ступеней материи, Ц. строил свою мо-нистич. доктрину вокруг идеи «атома» — бессмертного элементарного существа, К-рое претерпевает различные судьбы, путешествуя из одного конгломерата или организма К другому .Отсюда же вытекает «космич. этика»

«Невозможное сегодня станет возможным завтра.»

 

«Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.»

У́мов Никола́й Алексе́евич

(1846-1915)

ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983

 

« Уравнения движения энергии в телах»

« Вопросы познания в области физических наук»

Выдвинул концепцию антиэнтропийной  сущности жизни. Фундаментальным свойством  живой материи считал "стройность", способность к самоорганизации, к собиранию и концентрации энергии, стремящейся в естественных природных  циклах к затуханию, дезинтеграции, рассеянию. Сущность жизни, смысл эволюции — в преобразовании нестройных, хаотических движений в стройные, в повышении "качества стройностей  в природе", что сообщает развитию векторный, восходящий характер. Усложняя и совершенствуя нервную систему  новых видов, эволюция движет "живое  от автоматизма к сознанию". Человек, высшее ее создание, обладая разумом и нравственным чувством, сознанием идеала и способностью к целенаправленной творческой деятельности, заключает в себе и высший из доселе достигнутых уровень стройности. Не удовлетворяясь "естественными предложениями" природной среды, он стремится к улучшению внешнего мира, к созданию в нем "второй", более совершенной природы.

«Сейте разумное, доброе,

вечное.»

 

«Где розы — там и тернии —

таков закон судьбы.»

Валерьян Николаевич Муравьёв (1885-1932)

 

 

Русский космизм

Антология философской мысли

Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой;

М.: Педагогика-Пресс, 1993

 

Идеи М. позволяют с полным правом отнести его к плеяде активно-эволюционных, космических мыслителей. Вклад его в эту мысль связан прежде всего с оригинальной постановкой вечной философской проблемы времени.

   Свой подход Муравьев обосновывает известной математической теорией – теорией множеств Георга Кантора.

Все в мире, рассуждает М., есть та или иная совокупность множественностей, каждая из которых – тоже своя множественность элементов. Время для нас по существу лишь показатель меняющегося положения этих множеств, показатель движения, изменения, смены вещей. Путь к овладению временем Муравьев видит в «организации множественности через коллективное дело».

Побеждающее время человечество становится хозяином не только собственной жизни, делаясь в каждом индивиде все  больше «причиной самого себя», но и  природы и космоса, устанавливая такой тип нового братского управления собой и миром, который Муравьев называет «космократией» или в другой своей работе – «Всеобщая производительная математика» – «пантократией».

  • философские диалоги «Софья и Китоврас»
  • роман «Остров Буян»,
  • пьеса «Советник смерти»
  • «Овладение временем» (1924)

 

«Жизнь – это печать имени  над бездной»

«Мы господствуем над вещами потому, что знаем их законы, но, вместе с тем, мы этими законами связаны.»

Никола́й Григо́рьевич Холо́дный

(1882-1953)

 

Русский космизм

Антология философской мысли

Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой;

М.: Педагогика-Пресс, 1993

Ученый-натуралист. Х. в «Мысли натуралиста о природе и человеке», пытаясь дать свой, всей жизнью выношенный ответ «на вечные вопросы о бытии человека и Вселенной». . Его идеал – «мыслящий натуралист», главная заповедь которого – «не быть пассивным созерцателем, а поддерживать в себе неугасимый огонь живой деятельности мысли, умело ставящей природе вопросы и настойчиво добивающейся ясного и однозначного ответа на них». Не просто глядеться в осколки мирового зеркала, а восстановить его в собственном сознании, понять роль человека в истории и грядущей судьбе космоса. 

Х. провозглашает настоящую анафему «антропоцентризму», называет его «основным, «первородным» грехом человеческой мысли», обрекающим на незнание, бессилие, слепоту

 

 

  • «Среди природы и в лаборатории»
  • «Воспоминания и мысли натуралиста»,
  • «Мысли натуралиста о природе и человеке»,

«Разум – дитя труда»

 

«Антропокосмизм в самом широком понимании этого слова - со всеми его философскими, этическими, социологическими и другими выводами - это определенная линия развития человеческого интеллекта, воли и чувства, ведущая человека наиболее прямым, а стало быть, и кратчайшим путем к достижению высоких целей, которые поставлены на его пути всей предшествующей историей человечества»

 

 

«Основа для развития космического чувства - любовь к природе, включая в нее и человека.»

Александр Васильевич Сухово-Кобылин 

(1817-1903)

 

Русский космизм

Антология философской мысли

Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой;

М.: Педагогика-Пресс, 1993

Главным делом своей жизни он считал философию, почти 40 лет переводил Гегеля, разрабатывал систему, которую называл неогегелизмом, учением Всемира.

При всей безграничной преданности  Сухово-Кобылина немецкому гению  он упрекает его в том, что тот  не понял по-настоящему задачи человечества. Толчком к ее осознанию для  самого Александра Васильевича стала  эволюционная теория Дарвина, конкретно  его книга «Происхождение человека и половой подбор» (1871). В этой теории он уловил подспудную, прямо  самим Дарвином не выраженную тенденцию  восходящего характера эволюции, которую и развил в своей теории трехмоментного развития человечества: земного (теллурического), солярного (солнечного) и звездного (сидерического).

  Восхождение и одухотворение человечества в целом он мыслит путем беспощадного отбора, «потребления» слабых и неприспособленных форм

 

  • «Трилогия»
  • Философия духа или социология (учение Всемира) 

 

 

«Отсюда выясняется истинное значение нашего человеческого бессмертия.

Все для будущего – ибо будущее  будет настоящее».

     
     
     
     
     
     
     


Информация о работе Русские философы