Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:53, практическая работа
Работа содержит таблицу с краткими характеристиками основных русских философов.
Философ, года жизни, источник |
Проблематика |
Труды, Цитаты |
Русская философия 19-20 веков: |
||
Семён Лю́двигович Франк (1877-1950) ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983
|
От «легального марксизма» эволюционировал в направлении религ. идеализма, соприкасающегося с экзистенциализмом и феноменологией. Осн. мотив философии Ф.— стремление примирить рациональную мысль и религ. веру, причём образцы синтеза он ищет в традициях апофатической теологии и христ. платонизма, в частности под влиянием учений Николая Кузанского и Вл. Соловьёва. В «онтологич. гносеологии» Ф., строящейся в духе интуитивизма, рациональное знание восполняется в религ. «знании — жизни» как некоей форме цельного существования человека, так что подлинная «реальность» и «глубина» бытия непосредственно открываются человеку изнутри лишь в меру достижения им единства личности. Познание осуществляется, по Ф., не через активность познающего субъекта, а в акте самоуглубления — через активность направленной на субъект реальности, т. е. «абсолютного» («абсолютно-непостижимого»). С позиций своего «сверхрационализма» резко выступал против социализма как якобы крайней степени «морально-обществ. рационализма». |
«Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой кро- ви, как люди, хотевшие быть спасителями человечества.» |
Лев Плато́нович Карса́вин (1882-1952) ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983
|
Стремился к созданию целостной системы христ. миросозерцания под влиянием раннехрист, учений (патристика, Ориген), а также рус. религ. философии 19 в., особенно Вл. Соловьёва. Категория всеединства, выдвинутая последним, у К. связывается с принципом триединства, родственным гегелевской триаде и трактуемым как динамич. принцип становления, «возрастания бытия» и, следовательно, как фундаментальная категория историч. процесса: любое сущее не столько «есть», сколько «становится», оказываясь одной из реализаций триединства и всеединства. Историзм выступает универс. принципом метафизич. системы К., что придаёт ей известное сходство со схемой диалектич. процесса у Гегеля. На основе философии истории и в зависимости от неё строятся др. разделы системы К.: гносеология, этика, учение о личности и т. д. |
«Один человек распадается на несовершенного человека, ангела и беса.» «Современные ученые не требуют чудес: они требуют экспериментов.» |
Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (1883-1954) ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983
|
В освоении философии Гегеля И. видел путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания. Характеризуя её как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис гегелевской философии в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой «иррациональную стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля между «скрытой формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс. значение понятия «спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с «конкретно-эмпирическим» и «абстрактно-формальным». |
«Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше.» |
Русский космизм |
||
Никола́й Фёдорович Фёдоров (1829-1903) ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983
Сочинения:
|
Основное зло для человека Федоров
видел в смерти, порабощенности его
слепой силой природы, поэтому выдвинул
утопическую идею регуляции природных
процессов средствами науки и
техники, переустройства человеческого
организма, освоения космоса. Высшая цель
регуляции — преодоление |
«Физиономия у него была такая дово- льная и счастливая, что, казалось, он сразу поглупел на пять лет.»
«Иногда мне начинает казаться, что каждый день понедельник.» |
Влади́мир Ива́нович Верна́дский (1863-1945) ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983
|
Труды В. обогатили науч. мировоззрение рядом диа-лектич. выводов и положений, сыграли значит. роль в становлении совр. науч. картины мира. По своим филос. основаниям мировоззрение В. носило материа-листич. и диалектич. характер. В центре его исследований — разнообразные филос. и методологич. проблемы: многообразие пространственно-временных состояний материи, структура и свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение эмпирического и теоретического в науч. познании, строение пауки и общие закономерности её развития, природа науч. мировоззрения, взаимодействие естествознания и философии, социальные функции науки, этика науч. творчества, закономерности перехода биосферы в ноосферу (сферу разума) и др. |
«Историческое «варварство», которое так ярко сказывается сейчас кругом, зас- тавляет иногда отчаиваться в будущем России и русского народа.»
«Вид Homo sapiens — вовсе не вершина эволюции, и человек будущего будет резко отличаться от современного, и «структуры мозга будут изменены по существу».» |
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (1857-1935) ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983
|
Наряду с науч.-тех-нич. аспектами освоения космоса Ц. в филос.-художеств. ассе (отчасти изданных в Калуге самим автором, а гл. обр. хранящихся в архиве учёного) разрабатывал «космич. философию» — монизм, противополагаемый им как религ. дуализму духа и тела, так и «пессимистич.» материализму, не отвечающему, По мнению Ц., на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относит. жизненной чувствительности и одушевлённости всех форм и ступеней материи, Ц. строил свою мо-нистич. доктрину вокруг идеи «атома» — бессмертного элементарного существа, К-рое претерпевает различные судьбы, путешествуя из одного конгломерата или организма К другому .Отсюда же вытекает «космич. этика» |
«Невозможное сегодня станет возможным завтра.»
«Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.» |
У́мов Никола́й Алексе́евич (1846-1915) ИСТ: Философский энциклопедический словарь.- М:Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983
« Уравнения движения энергии в телах» « Вопросы познания в области физических наук» |
Выдвинул концепцию |
«Сейте разумное, доброе, вечное.»
«Где розы — там и тернии — таков закон судьбы.» |
Валерьян Николаевич Муравьёв (1885-1932)
Русский космизм Антология философской мысли Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; М.: Педагогика-Пресс, 1993
|
Идеи М. позволяют с полным правом отнести его к плеяде активно-эволюционных, космических мыслителей. Вклад его в эту мысль связан прежде всего с оригинальной постановкой вечной философской проблемы времени. Свой подход Муравьев обосновывает известной математической теорией – теорией множеств Георга Кантора. Все в мире, рассуждает М., есть та или иная совокупность множественностей, каждая из которых – тоже своя множественность элементов. Время для нас по существу лишь показатель меняющегося положения этих множеств, показатель движения, изменения, смены вещей. Путь к овладению временем Муравьев видит в «организации множественности через коллективное дело». Побеждающее время человечество становится хозяином не только собственной жизни, делаясь в каждом индивиде все больше «причиной самого себя», но и природы и космоса, устанавливая такой тип нового братского управления собой и миром, который Муравьев называет «космократией» или в другой своей работе – «Всеобщая производительная математика» – «пантократией». |
«Жизнь – это печать имени над бездной» «Мы господствуем над вещами потому, что знаем их законы, но, вместе с тем, мы этими законами связаны.» |
Никола́й Григо́рьевич Холо́дный (1882-1953)
Русский космизм Антология философской мысли Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; М.: Педагогика-Пресс, 1993 |
Ученый-натуралист. Х. в «Мысли натуралиста о природе и человеке», пытаясь дать свой, всей жизнью выношенный ответ «на вечные вопросы о бытии человека и Вселенной». . Его идеал – «мыслящий натуралист», главная заповедь которого – «не быть пассивным созерцателем, а поддерживать в себе неугасимый огонь живой деятельности мысли, умело ставящей природе вопросы и настойчиво добивающейся ясного и однозначного ответа на них». Не просто глядеться в осколки мирового зеркала, а восстановить его в собственном сознании, понять роль человека в истории и грядущей судьбе космоса. Х. провозглашает настоящую анафему «антропоцентризму», называет его «основным, «первородным» грехом человеческой мысли», обрекающим на незнание, бессилие, слепоту |
«Разум – дитя труда»
«Антропокосмизм в самом широком понимании этого слова - со всеми его философскими, этическими, социологическими и другими выводами - это определенная линия развития человеческого интеллекта, воли и чувства, ведущая человека наиболее прямым, а стало быть, и кратчайшим путем к достижению высоких целей, которые поставлены на его пути всей предшествующей историей человечества»
«Основа для развития космического чувства - любовь к природе, включая в нее и человека.» |
Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903)
Русский космизм Антология философской мысли Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; М.: Педагогика-Пресс, 1993 |
Главным делом своей жизни он считал философию, почти 40 лет переводил Гегеля, разрабатывал систему, которую называл неогегелизмом, учением Всемира. При всей безграничной преданности
Сухово-Кобылина немецкому гению
он упрекает его в том, что тот
не понял по-настоящему задачи человечества.
Толчком к ее осознанию для
самого Александра Васильевича стала
эволюционная теория Дарвина, конкретно
его книга «Происхождение человека
и половой подбор» (1871). В этой
теории он уловил подспудную, прямо
самим Дарвином не выраженную тенденцию
восходящего характера Восхождение и одухотворение человечества в целом он мыслит путем беспощадного отбора, «потребления» слабых и неприспособленных форм |
«Отсюда выясняется истинное значение нашего человеческого бессмертия. Все для будущего – ибо будущее будет настоящее». |