Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:29, контрольная работа
Среди русских революционеров всегда было много материалистов. В 20-х годах XIX столетия были материалисты среди декабристов. Однако их философские сочинения не имели никакого значения для развития философии. В 60-х годах проповедниками материализма были Бакунин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, а также знаменитый физиолог Сеченов, который не принимал участия в революционном движении. С конца XIX в. и по наше время как среди русских дореволюционных эмигрантов, так и в России широко распространился созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм.
Введение...........................................................................................................3
Русские материалисты в 60-х годах:
M. А. Бакунин.........................................................................4
Н. Г. Чернышевский...............................................................5
Список основных терминов...........................................................................10
Список используемой литературы................................................................11
Введение
Среди русских революционеров всегда было много материалистов. В 20-х годах XIX столетия были материалисты среди декабристов. Однако их философские сочинения не имели никакого значения для развития философии. В 60-х годах проповедниками материализма были Бакунин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, а также знаменитый физиолог Сеченов, который не принимал участия в революционном движении. С конца XIX в. и по наше время как среди русских дореволюционных эмигрантов, так и в России широко распространился созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм.
Сегодня нередко материализм отождествляется с понятием «реализм» (реальность, независимая от сознания). Но это не меняет главной сути материализма (телесность, вещественность). Для русского материализма характерно особо уважительное отношение ко всем естественным наукам, технике, медицине, прославление человеческого разума.
Русские философы-материалисты были непримиримы ко всякого рода отвлеченной умозрительности, схоластике, ко всему тому, что отдаляло от насущных жизненных интересов людей. Русская философия - это философия предупреждения.
Русские материалисты в 60-х годах.
1. M. А. Бакунин
Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) — сын помещика, с 1828 по 1833 г. учился в артиллерийской школе. После окончания школы служил офицером в армии. В 1835 г. он вышел в отставку. Примкнув к кружку Станкевича, Бакунин изучал философию Канта, Фихте, Гегеля, Будучи убежденным гегельянцем, Бакунин истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеобщее, взятое в абстрактном, остается безжизненным и формальным. Оно должно быть претворено в жизнь личности, в божественную человеческую жизнь, проникнутую любовью. В это время Бакунин истолковывал положение Гегеля о том, что «все действительное разумно и все разумное действительно», в духе консерватизма. Именно под его влиянием Белинский прошел через период «примирения с действительностью».
В 1840 г. Бакунин поехал в Берлин учиться. Там он подружился с Арнольдом Руге и другими «левыми гегельянцами». В 1842 г. Бакунин опубликовал в журнале, издаваемом Руге, статью «Die Reaktion in Deutschland» («Реакция в Германии»). В этой статье Бакунин говорит об абсолютной свободе духа, утверждая, что отрицательное является условием положительного, и переходит от консерватизма к другой крайности — проповеди разрушения всего старого. Доверимся вечному духу, писал он, ломающему и разрушающему только потому, что он в то же самое время является неиссякаемым, вечно созидающим источником жизни. Страсть к разрушению — страсть творческая.
Этот период был началом
бурного периода в жизни
2. Н. Г. Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский
(1828—1889) родился в семье священника.
Он получил образование в духовной
семинарий в Саратове. С 1846 по 1850
г. Чернышевский учился на историко-филологическом
факультете Петербургского университета.
Мировоззрение Чернышевского
В двадцатилетнем возрасте Чернышевский стал материалистом, атеистом, республиканцем-демократом и социалистом. Незаслуженные страдания людей вообще и хороших людей в частности являлись для него доказательством несуществования Бога. Основной целью его жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции. За свою революционную деятельность Чернышевский был арестован в 1862 г., сослан на каторгу в Сибирь и впоследствии был оставлен там на поселение. В 1883 г. Чернышевскому разрешили вернуться в Европейскую Россию и проживать сначала в Астрахани, а затем в Саратове.
Влияние философии Гегеля
на Чернышевского сказалось
В биологии Чернышевский был
сторонником учения трансформизма,
но относился с величайшим презрением
к теории Дарвина о борьбе за существование
как факторе эволюции. Он утверждал,
что борьба за существование вследствие
чрезмерного размножения и
В области этики Чернышевский был сторонником теории «разумного эгоизма». Разумная личность понимает, что ее личное счастье сочетается с общим благополучием. Наиболее убедительно Чернышевский излагает свои этические теории в романе «Что делать?». Один из персонажей этого романа—Лопухов,— жертвуя собой ради блага других, говорит: «Не такой человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто и не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги в смятку. Как приятнее, так и поступаешь»[6]. Некоторые рассматривают этот аргумент как неопровержимое доказательство истинности даже гедонических теорий этики. В действительности, однако, он таит в себе заблуждение малообзервации. Целью всякого нашего действия является какая-то действительная или воображаемая ценность, которую мы любим, а чувство удовольствия, которое нами переживается,— это только признак достижения цели, но, конечно, не цель сама по себе. Материалисты не могут объяснить бескорыстную любовь к таким объективным ценностям, как правда, красота или ценности другого существа, поэтому пытаются истолковать всякое действие человека как следствие его стремления к удовольствию. То, что такие люди, как Чернышевский, посвятившие всю жизнь бескорыстному служению безличным ценностям, стремились объяснить свое поведение мотивами эгоизма, часто является следствием того, что называется скромностью, которая не позволяла им прибегать к таким высокопарным словам, как «совесть», «честь», «идеал» и т. д.
В 1854 г. в Петербургском
университете Чернышевский представил
на соискание степени магистра философских
наук диссертацию по эстетике («Эстетические
отношения искусства к
Отрицание традиционных устоев
общественной жизни, выраженное в работах
Чернышевского и его
Содержание
M. А. Бакунин.......................
Н. Г. Чернышевский............
Список основных терминов
Список используемой литературы
[1] М. Бакунин, Собрание сочинений и писем, в 4 томах, 1934—1935. Oeuvres, 6 vol, Paris, 1907—1913 (Сочинения, в 6 томах. Париж); М. N е t t l a u. Thi Use of M. Bakunin, 3 vols, London, 1894—1900 (M. H е т-л а у, Жизнь Бакунина» в 3 томах, Лондон); А. Корнилов, Юность Бакунина, 1915; Странствия М. Бакунина, 1925; Ю. М. С т е к л о в, М. А. Бакунин, в 4 томах, 1926; Е. Саrr, М. Bakunin, London, 1937 (Е. Карр, М. Бакунин, Лондон).
[2] Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й, Дневник, «Литературное наследство», т. I, ГИЗ, 1928, стр. 276.
[3] См. Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, 1906, т. II, стр. 122.
[4] Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й, Полное собрание сочинений, Гослитиздат, 1949, т. XIV, стр . 669; см. также С т е к л о в, Н. Г. Чернышевский, I, 243.
[5] См. Н. Г. Чернышевский, Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь, Полное собрание сочинений, 1906, т, X, часть. 2.
[6] Н. Г. Чернышевский. Что делать? Молодая гвардия, 1948, стр. 146.
[7] Н. Г. Чернышевский, Избранные философские сочинения. Господитиздат» 1950, т. I, стр. 97.
[8] Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й, Полное собрание сочинений, в 10 томах, 1906; Ю. М. Стеклов, Н. Г Чернышевский, его жизнь и деятельность,в 2 томах, 1928.
[9] Н.О.Лосский «История русской философии» - Оглавление Библиотека «Вехи», 2002, Библиотека «Вехи»
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО Тюменская
государственная
Институт дистанционного образования
Контрольная работа
по философии
Тюмень 2013