Русские материалисты в 60-х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Среди русских революционеров всегда было много материалистов. В 20-х годах XIX столетия были материалисты среди декабристов. Однако их философские сочинения не имели никакого значения для развития философии. В 60-х годах проповедниками материализма были Бакунин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, а также знаменитый физиолог Сеченов, который не принимал участия в революционном движении. С конца XIX в. и по наше время как среди русских дореволюционных эмигрантов, так и в России широко распространился созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Русские материалисты в 60-х годах:
M. А. Бакунин.........................................................................4
Н. Г. Чернышевский...............................................................5
Список основных терминов...........................................................................10
Список используемой литературы................................................................11

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 24.79 Кб (Скачать файл)

Введение

Среди русских революционеров всегда было много материалистов. В 20-х годах XIX столетия были материалисты среди декабристов. Однако их философские сочинения не имели никакого значения для развития философии. В 60-х годах проповедниками материализма были Бакунин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, а также знаменитый физиолог Сеченов, который не принимал участия в революционном движении. С конца XIX в. и по наше время как среди русских дореволюционных эмигрантов, так и в России широко распространился созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм.

Сегодня нередко материализм  отождествляется с понятием «реализм» (реальность, независимая от сознания). Но это не меняет главной сути материализма (телесность, вещественность). Для русского материализма характерно особо уважительное отношение ко всем естественным наукам, технике, медицине, прославление человеческого  разума.

Русские философы-материалисты были непримиримы ко всякого рода отвлеченной умозрительности, схоластике, ко всему тому, что отдаляло от насущных жизненных интересов людей. Русская философия - это философия предупреждения.

 

 

 

 

 

Русские материалисты в 60-х годах.

1. M. А. Бакунин

Михаил Александрович  Бакунин (1814—1876) — сын помещика, с 1828 по 1833 г. учился в артиллерийской школе. После окончания школы  служил офицером в армии. В 1835 г. он вышел  в отставку. Примкнув к кружку Станкевича, Бакунин изучал философию Канта, Фихте, Гегеля, Будучи убежденным гегельянцем, Бакунин истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеобщее, взятое в абстрактном, остается безжизненным и формальным. Оно должно быть претворено в жизнь личности, в божественную человеческую жизнь, проникнутую любовью. В это время Бакунин истолковывал положение Гегеля о том, что «все действительное разумно и все разумное действительно», в духе консерватизма. Именно под его влиянием Белинский прошел через период «примирения с действительностью».

В 1840 г. Бакунин поехал в  Берлин учиться. Там он подружился с  Арнольдом Руге и другими «левыми  гегельянцами». В 1842 г. Бакунин опубликовал  в журнале, издаваемом Руге, статью «Die Reaktion in Deutschland» («Реакция в Германии»). В этой статье Бакунин говорит об абсолютной свободе духа, утверждая, что отрицательное является условием положительного, и переходит от консерватизма к другой крайности — проповеди разрушения всего старого. Доверимся  вечному духу, писал он, ломающему и разрушающему только потому, что он в то же самое время является неиссякаемым, вечно  созидающим источником жизни. Страсть к разрушению — страсть творческая.

Этот период был началом  бурного периода в жизни Бакунина. Он принимал участие во многих политических выступлениях, неоднократно приговаривался к смерти и провел много лет  в тюрьме (после того как был  выдан русскому правительству, которое сослало его в Сибирь). В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири в Англию. Впоследствии Бакунин жил в Италии и Швейцарии. В этот период своей жизни он стал материалистом и начал разрабатывать свою теорию анархизма. В 1868 г. он писал в журнале «Народное дело», который издавался им в Цюрихе, что интеллектуальное освобождение личности единственно возможно на основе атеизма и материализма; социальное и экономическое освобождение достигается через отмену наследственной собственности, передачу земли общинам тружеников, а фабрик и капиталов ассоциациям рабочих, через ликвидацию брака и семьи и организацию общественного воспитания детей. В своих книгах «Federalisme, Socialisme et Antitheolo-gisme» («Федерализм, социализм и антитеологизм») и «Dieu et I'Etat» ("Бог и государство") Бакунин говорит, что всем истинно свободным людям государственная власть не нужна, так как эти люди и без того заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу. В этом человек видит смысл развития собственной личности (теория гуманного эгоизма). Все общество в целом должно составлять свободный союз свободных общин[1].

2. Н. Г. Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) родился в семье священника. Он получил образование в духовной семинарий  в Саратове. С 1846 по 1850 г. Чернышевский учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Мировоззрение Чернышевского сформировалось под влиянием французского материализма XVIII в., философии Гегеля, учений Прудона, Сен-Симона, Фурье, Леру и особенно Фейербаха, «Сущность христианства» которого была прочитана Чернышевским еще  в 1849 г. До 1848 г. Чернышевский был глубоко  религиозным человеком. В этот период своей жизни Чернышевский верил, что неограниченная наследственная монархия особенно предназначена для защиты угнетенных и носит надклассовый характер[2].

В двадцатилетнем возрасте Чернышевский стал материалистом, атеистом, республиканцем-демократом и социалистом. Незаслуженные страдания людей  вообще и хороших людей в частности  являлись для него доказательством  несуществования Бога. Основной целью его жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции. За свою революционную деятельность Чернышевский был арестован в 1862 г., сослан на каторгу в Сибирь и впоследствии был оставлен там на поселение. В 1883 г. Чернышевскому разрешили вернуться в Европейскую Россию и проживать сначала в Астрахани, а затем в Саратове.

Влияние философии Гегеля на Чернышевского сказалось главным  образом в следующем. Чернышевский высоко ценил диалектический метод, сущность которого состоит в том, что «все в мире изменяется» ввиду  существования противоположных сил и качеств[3]. Материалистам чрезвычайно трудно объяснить, как материальный процесс может вызвать психический. Чернышевский разрешает эту проблему ссылкой на учение Гегеля, согласно которому количественные изменения приводят на определенной стадии к возникновению нового качества. Аргументация Чернышевского относительно колебаний эфира и цветовых впечатлений особенно интересна. В письме к своему сыну из Сибири Чернышевский писал: «...натуралисты напрасно и воображают, будто световые колебания эфира превращаются в цветовые впечатления. Цветовые впечатления — это те колебания, продолжающие идти по зрительному нерву, доходящие до головного мозга и продолжающие совершаться в нем. Превращения тут никакого нет»[4]. Если бы это утверждение не заключало в себе абсурдного отождествления между волнами эфира и цветами, то его следовало бы понимать в том смысле, что даже вне человеческого организма материальные процессы содержат чувственно воспринимаемые качества цвета, звука и т. д. Отсюда можно было бы сделать вывод, что эти качества являются материальной, а не психической действительностью. Эта теория довольно широко распространена в современной философии.

В биологии Чернышевский был  сторонником учения трансформизма, но относился с величайшим презрением к теории Дарвина о борьбе за существование  как факторе эволюции. Он утверждал, что борьба за существование вследствие чрезмерного размножения и недостатка пищи является злом для организма  и приводит к дегенерации, а не к усовершенствованию. Если бы борьба за существование являлась главным фактором эволюции, то органическая жизнь, как полагает Чернышевский, исчезла бы вообще и была замещена неорганическими соединениями, которые более устойчивы, чем организмы[5].

В области этики Чернышевский был сторонником теории «разумного эгоизма». Разумная личность понимает, что ее личное счастье сочетается с общим благополучием. Наиболее убедительно Чернышевский излагает свои этические теории в романе «Что делать?». Один из персонажей этого  романа—Лопухов,— жертвуя собой ради блага других, говорит: «Не такой человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто и не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги в смятку. Как приятнее, так и поступаешь»[6]. Некоторые рассматривают этот аргумент как неопровержимое доказательство истинности даже гедонических теорий этики. В действительности, однако, он таит в себе заблуждение малообзервации. Целью всякого нашего действия является какая-то действительная или воображаемая ценность, которую мы любим, а чувство удовольствия, которое нами переживается,— это только признак достижения цели, но, конечно, не цель сама по себе. Материалисты не могут объяснить бескорыстную любовь к таким объективным ценностям, как правда, красота или ценности другого существа, поэтому пытаются истолковать всякое действие человека как следствие его стремления к удовольствию. То, что такие люди, как Чернышевский, посвятившие всю жизнь бескорыстному служению безличным ценностям, стремились объяснить свое поведение мотивами эгоизма, часто является следствием того, что называется скромностью, которая не позволяла им прибегать к таким высокопарным словам, как «совесть», «честь», «идеал» и т. д.

В 1854 г. в Петербургском  университете Чернышевский представил на соискание степени магистра философских  наук диссертацию по эстетике («Эстетические  отношения искусства к действительности»). Однако главным предметом научных  занятий Чернышевского была политическая экономия. В своей диссертации  Чернышевский подверг резкой критике  идеалистические немецкие теории эстетики, «...прекрасное,— он понимал,— как полноту жизни...»[7]. Цель искусства суть воспроизведение действительности и объяснение ее. Красота живой действительности выше произведений искусства[8].

Отрицание традиционных устоев общественной жизни, выраженное в работах  Чернышевского и его единомышленника  Добролюбова (1836—1861), удачно названо  нигилизмом. И. С. Тургенев, который  придумал это название, сказал однажды  Чернышевскому в беседе о его  движении: «Вы, Николай Гаврилович, просто змея, а Добролюбов — очковая». Наиболее ярким представителем нигилизма  был Писарев.

 

 

 

Содержание

  1. Введение...........................................................................................................3
  2. Русские материалисты в 60-х годах:

                     M. А. Бакунин.........................................................................4

                     Н. Г. Чернышевский...............................................................5

  1. Список основных терминов...........................................................................10
  2. Список используемой литературы................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список основных терминов

  1. Декабристы - участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.
  2. Консерватизм - приверженность ко всему устаревшему, отжившему, к осному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому.
  3. Атеизм - отрицание существования бога (богов).
  4. Трансформизм - учение о непрерывном изменении видов животного и растительного царства и о происхождении форм органического мира от одной или нескольких простейших форм.
  5. Нигилизм (от nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 [1] М. Бакунин, Собрание сочинений и писем, в 4 томах, 1934—1935. Oeuvres, 6 vol, Paris, 1907—1913 (Сочинения, в 6 томах. Париж); М. N е t t l a u. Thi Use of M. Bakunin, 3 vols, London, 1894—1900 (M. H е т-л а у, Жизнь Бакунина» в 3 томах, Лондон); А. Корнилов, Юность Бакунина, 1915; Странствия М. Бакунина, 1925; Ю. М. С т е к л о в, М. А. Бакунин, в 4 томах, 1926; Е. Саrr, М. Bakunin, London, 1937 (Е. Карр, М. Бакунин, Лондон).

[2] Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й, Дневник, «Литературное наследство», т. I, ГИЗ, 1928, стр. 276.

[3] См. Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, 1906, т. II, стр. 122.

[4] Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й, Полное собрание сочинений, Гослитиздат, 1949, т. XIV, стр . 669; см. также С т е к л о в, Н. Г. Чернышевский, I, 243.

[5] См. Н. Г. Чернышевский, Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь, Полное собрание сочинений, 1906, т, X, часть. 2.

[6] Н. Г. Чернышевский. Что делать? Молодая гвардия, 1948, стр. 146.

[7] Н. Г. Чернышевский, Избранные философские сочинения. Господитиздат» 1950, т. I, стр. 97.

[8] Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й, Полное собрание сочинений, в 10 томах, 1906; Ю. М. Стеклов, Н. Г Чернышевский, его жизнь и деятельность,в 2 томах, 1928.

[9] Н.О.Лосский «История русской философии» - Оглавление  Библиотека «Вехи», 2002, Библиотека «Вехи»

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО Тюменская  государственная сельскохозяйственная академия

Институт дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа

по философии

 

 

 

 

                                                         Выполнил студент:

                                                Володин Е. В.

                                                                  Проверил преподаватель:

                                                 Доронина М.В.

 

 

 

Тюмень 2013


Информация о работе Русские материалисты в 60-х годах