Русский философ А.В Соловьёв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Фёдорова Николая Фёдоровича именовали «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Лев Толстой, Достоевский, Вл. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».
Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………..…….. 3
1. БИОГРАФИЯ ФЁДОРОВА НИКОЛАЯ ФЁДОРОВИЧА……………………………… ……………………………….….. 4
1.1 Ранние годы…………………………………………………………………… 4
1.2 Карьера………………………………………………………………………… 4
1.3 Смерть…………………………………………………………………………. 5
2. ФИЛОСОВКИЕ ИДЕИ ФЁДОРОВА Н.Ф…………………..…..…………..... 6
2.1 Мировоззрение Фёдорова…………………………………………………….. 6
2.2 Основные идеи Фёдорова……………………………………………………... 6
3. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ФЁДОРОВА В НАУКЕ, ИСКУССТВЕ И РЕЛИГИИ...... 7
3.1 Своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания……………………………………………………………………………….. 7
3.2 Общепланетарное мировоззрение…………………………………………….. 8
4. ФЁДОРОВ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО…………….…………………………. 9
4.1 Особое место в философии-библиотека……………………………………… 9
4.2 Международный книгообмен………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУТРЫ…………….……

Файлы: 1 файл

Федоров Н.Ф.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Алтайский  государственный технический университет

им. И. И. Ползунова» (БТИ АлтГТУ)

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Реферат по философии

 

Тема: Русский философ А.В Соловьёв

 

 

 

Выполнил  :

студент гр.ПС-11                                                               ___________  М.Г. Шипунова                        

                                                                                                  подпись

 

Проверил: 

канд.филос.наук,доцент                                                      ___________ Н.И. Сергеева

                                                                                        подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бийск - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………..……..    3

1. БИОГРАФИЯ  ФЁДОРОВА НИКОЛАЯ ФЁДОРОВИЧА………………………………  ……………………………….…..    4

1.1 Ранние годы……………………………………………………………………    4

1.2 Карьера…………………………………………………………………………   4

1.3 Смерть………………………………………………………………………….   5

2. ФИЛОСОВКИЕ ИДЕИ ФЁДОРОВА Н.Ф…………………..…..………….....   6

2.1 Мировоззрение Фёдорова……………………………………………………..   6

2.2 Основные идеи Фёдорова……………………………………………………...  6

3. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ФЁДОРОВА В НАУКЕ, ИСКУССТВЕ И РЕЛИГИИ......  7

3.1 Своеобразное  философское и научное направление  общечеловеческого знания………………………………………………………………………………..  7

3.2 Общепланетарное  мировоззрение……………………………………………..  8

4. ФЁДОРОВ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО…………….………………………….  9

4.1 Особое  место в философии-библиотека………………………………………  9

4.2 Международный книгообмен………………………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………….11                  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУТРЫ…………….………………12

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Фёдорова  Николая Фёдоровича именовали «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Лев Толстой, Достоевский, Вл. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил  место рядом с искусством и  религией в общем деле объединения  человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. БИОГРАФИЯ ФЁДОРОВИЧА НИКОЛАЯ ФЁДОРОВА

1.1 Ранние годы

Никола́й Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829, Ключи, Тамбовская губерния, Российская империя — 28 декабря 1903, Москва, Российская империя) — русский  религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Как внебрачный сын князя  Павла Ивановича Гагарина он получил  фамилию крёстного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове  поступил на юридический факультет  Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем  был вынужден оставить лицей ввиду  смерти дяди Константина Ивановича  Гагарина, платившего за обучение. Работал  преподавателем истории и географии  в уездных городах среднерусской  полосы.

 В середине 60-х годов  познакомился с Николаем Павловичем  Петерсоном, одним из преподавателей  в яснополянской школе Л. Н.  Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном  был арестован по делу Дмитрия  Каракозова, но через три недели  освобождён.[1].

1.2 Карьера

Летом 1867 года Фёдоров оставил  Боровское уездное училище, где  он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал  библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале.[2].

Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее   Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

Осень 1851 г. - поворотный рубеж. Внешне он означен смертью дяди, уходом из лицея, внутренне - колоссальным переворотом, когда ему открылась  основная идея его учения, "мысль, что чрез нас, чрез разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все  разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте"

 Между осенью 1851 г.  и началом февраля 1854 г. он  ведет свою жизнь, нигде не  служит и не оставляет никаких  следов. Эти два с половиной  свободных года Николая Фёдоровича  в поле пронзившей его Идеи  были для него основополагающими  .Затем 14 лет преподавательской службы в уездных училищах

Всю жизнь он прожил аскетом, питался в основном чаем с хлебом, спал три-четыре часа на голом сундуке, ходил круглый год в одном  и том же стареньком пальто, все  свое жалованье раздавал нуждавшимся.

С 1869 г. он помощник библиотекаря московской Чертковской библиотеки, а с 1874 г. переходит в Румянцевский музей, где на четверть века становится духовным средоточием всей музейной деятельности.[2].

1.3 Смерть

В последние годы жизни  философ начинает напряженно работать над окончательным приведением  своих рукописей в порядок  для скорейшего их обнародования  уже од собственным именем, но его  труд прерывает неожиданная смерть

Николай Фёдорович скончался 28 декабря 1903 г. в Мариинской больнице для бедных от двустороннего воспаления легких. Все бумаги перед смертью передал своему ученику В. А. Кожевникову. Похоронен на кладбище Скорбященского монастыря. Могила была снесена в 1929 г., а её место утрамбовано под игровую площадку. Осуществилось его пророчество о нравственном одичании, одним из симптомов которого станет "превращение кладбищ в гульбища.[4].

2. ФИЛОСОВСКИЕ ИДЕИ ФЁДОРОВА Н.Ф

2.1 Мировоззрение Фёдорова

Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для  понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в учении Христа — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.[3].

2.2 Основные Идеи Фёдорова

Фёдоров в конце XIX века уже  предвидел то, что в конце XX стали  называть «экологическими глобальными  проблемами». Он выдвинул идею о превращении  регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы  — смерчам, ураганам, засухам, наводнениям  — которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным  фактором, от которого зависит решение  этих проблем, является разобщённость  человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако, в соответствии с христианским мировоззрением, наличие стихийных  бедствий свидетельствует не о разобщённости  человечества, а о повреждённости человеческой природы, явившейся следствием грехопадения.[5].

Н. Ф. Фёдорова называют философом  памяти, отечествоведения. В его  сочинениях немало страниц посвящено  истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много  сделал для развития краеведения  в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

Своё учение он называл  Новой Пасхой и активным христианством, восполнив два извращения христианского  идеала: невсеобщность спасения и  его катастрофизм при пассивном  ожидании. Грезил о том времени, когда  христианство из молитвы превратится  в Дело, выйдет из храма. Среди программных  заповедей Евангелия важнейшее  значение получили две: призывающая  к единству ("Да будут все едино, как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе") и так называемая заповедь научения ("Шедше научите вся языки...") И он пошел в школу, к детям .[4].

3. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ФЁДОРОВА,В ИСКУССТВЕ И РЕЛИГИИ

3.1 Своеобразное философское  и научное направление общечеловеческого  знания

С «Философии общего дела»  Н. Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление  общечеловеческого знания: русский  космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами  таких крупных учёных и философов, как миколог Н. А. Наумов, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей — существо ещё промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия — одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.[5].

3.2 Общепланетарное мировоззрение

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое  на планете, идея земли как «общего  дома» важна в современную  эпоху, когда как никогда остро  перед человечеством встают вопросы  об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному  естеству человека, рождающему зло  индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант  экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного  диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в  «строительство ноосферы» — действенное  средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству  «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием  прошлого, получившая новое этическое  обоснование в философии Н. Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов  о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.[3].

Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и  пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма» также считает  Фёдорова своим предтечей.

«Философия общего дела»  нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Горький  и М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических  требований Фёдорова, своеобразие его  эстетики, идеи регуляции природы, преодоления  смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе  А. Л. Волынский: «Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое  явление в умственной жизни человечества…  Рождением и жизнью Фёдорова оправдано  тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили  векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…»[5].

4. ФЁДОРОВ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

4.1 Особое место в философии-библиотека

Библиотеки занимали в  философии Фёдорова особое место. Фёдоров  писал об огромном значении библиотек  и музеев как очагов духовного  наследия, центров собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. В библиотеках происходит общение  с великими предками и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются  к культуре и науке.[2].

 

4.2 Международный книгообмен

Фёдоров пропагандировал  идеи международного книгообмена, использования  в библиотеках книг из частных  коллекций, организации при библиотеках  выставочных отделов. При этом он выступал против системы авторского права, так как она очевидно противоречит нуждам библиотек. Разработанная Н. Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».В 2009 году, к 180-й годовщине со дня рождения философа, депутат Костромской областной думы Михаил Батин выступил с инициативой о присвоении Российской государственной библиотеке имени Фёдорова.[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во-первых Никола́й Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829, Ключи, Тамбовская губерния, Российская империя — 28 декабря 1903, Москва, Российская империя) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор.[1].В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале.[2].В последние годы жизни философ начинает напряженно работать над окончательным приведением своих рукописей в порядок для скорейшего их обнародования уже од собственным именем, но его труд прерывает неожиданная смерть. Николай Фёдорович скончался 28 декабря 1903 г. в Мариинской больнице для бедных от двустороннего воспаления легких.[4].

Информация о работе Русский философ А.В Соловьёв