Самореализация и самоактуализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема самореализации становится все более актуальной. Человек стремится занять определенное место в обществе, что можно достичь только путем реализации себя. Причем важным аспектом является самореализация личности именно в профессии, как важной части нынешней жизни. Маслоу однажды сказал: «Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей ».

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 74.56 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный  Политехнический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по философии на тему:

 «Самореализация и самоактуализация личности».

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 2054/2

Колесник И.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

2012 г.

 

I часть

Введение

 

 

 

Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать  тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его  собственная личность.

Фромм Э.


 

В настоящее время проблема самореализации становится все более  актуальной. Человек стремится занять определенное место в обществе, что  можно достичь только путем реализации себя. Причем важным аспектом является самореализация личности именно в профессии, как важной части нынешней жизни. Маслоу однажды сказал: «Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей1».

Все люди в нашем обществе имеют  потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства  и в уважении окружающих. Каждый человек хочет быть уверенным  в жизни, независимым и свободным, а также желает получить хорошую репутацию и престижную работу, статус, известность и славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства. Эти потребности были, в общем и целом, выделены Альфредом Адлером.

 

Удовлетворение потребности  в самоуважении вызывает чувство  уверенности в себе, своей ценности, силы, способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости  в обществе.

Отличительной чертой человека на протяжении всей его жизни является то, что он беспрерывно чего-то желает. Само по себе наличие потребности  уже свидетельствует о факте  удовлетворения иных потребностей. У  нас не возникает желания сочинять музыку, нарядно одеваться или  обустраивать дом, если желудок пуст или мы мучаемся от жажды.

Когда удовлетворены все  базовые потребности, все равно  может возникнуть беспокойство и  неудовлетворенность, если человек  не занимается тем, для чего он создан. «Человек должен быть тем, чем он может  быть. Люди должны сохранять верность своей природе2». Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией.

 

II часть

Древнегреческая философия

  1. CСократ.

-Смысл имеет только жизнь, согласная с убеждениями; подлинной реализацией убеждений (и, следовательно, сущности человека) является поступок; наилучший способ самореализации личности - ее нравственная деятельность, - эти и другие истины Сократ не только провозгласил, он доказал их ценой собственной жизни.

-Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

-Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

-Стремление к самопознанию ("No see te ipsum), поиск истины.

 

  1. Платон.

-Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее. 
 
-Средством возвышения является пренебрежение к телесному, власть разума над страстями.

-Духовное самосовершенствование личности путем подавления чувственных потребностей; озарение – путь познания истины. 
 

  1. Аристотель.

- Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.

-Реализация природных возможностей; разумная деятельность; человеческая активность; "точная мера" в поведении; свободный выбор своей  судьбы.

 

 

 

 

Древний Китай.                                                                               

 

Конфуций.

-Духовное самосовершенствование; владение в совершенстве шестью видами искусств (знание и выполнение правил благопристойного поведения, понимание музыки, искусное владение  луком, умелое управление колесницей, умение декламировать и складывать стихи, знание математики).

 

Средневековая философия.

Надо сказать, что ценность самореализации в средневековье  была выражена достаточно низко. Спасение в средневековье понималось, в  основном, через соблюдение четких религиозных предписаний, обычаев. Конечно, это понимание верное, –  но это не значит, что к нему нельзя ничего добавить, что его ничем  нельзя обогатить. Такое обогащение и произошло в Новое время. В этот исторический период, кроме  всего прочего, происходит персонификация веры. Появляется и развивается идея, что человек может угодить  Богу не только выполнением религиозных  предписаний, не только трудом как функцией социального процесса, а именно через  личную самореализацию.

1. Иоанн Дунс Скот

-Скотт подчеркивал значение воли. Воля свободна; через реализацию своей воли человек реализует свою индивидуальную сущность, и эта самореализация составляет наивысшую радость индивида. Поскольку богом установлено, что воля принадлежит индивидуальной личности, даже он сам не имеет прямого влияния на решения человека.

-Если ум действует разумно, то чувства могут использоваться для самореализации.

2. Фома  Аквинский

-Подобно Аристотелю, Фома рассматривает человека как социальное создание. Для людей жизнь в обществе является условием их способности к самореализации.

-Только созерцание Бога и любовь к Нему могут исчерпать все возможности, скрытые в разуме и воле человека, и, таким образом, привести его к полной самореализации.

-Фома убежден, что счастье приходит от исполнения собственного предназначения, то есть от обладания предметом устремления, которое полностью исчерпывает это устремление и приносит человеку покой.

-Настоящим предназначением человека являются познание Бога и любовь к Нему.

 

Философия эпохи возрождения и просвещения.

1. А.Шопенгауэр

- Воля устремлена на реализацию своей мощи так, что в своих проявлениях сама себя разделяет, разрушает, однако вновь и вновь продолжает свои бесконечные искания и борения.

-По мнению философа, воля многолика и вездесуща, она проявляется во всяком стремлении и желании. Верхушка дерева тянется к свету, а корень ищет влагу. Гриб выталкивает камень, а цветок пробивается сквозь асфальт. Животное ищет пищу, а человек стремится к прекрасному или самореализации. Все это проявления воли.

-…жизнь есть усиленное применение воли, беспрерывная и безоглядная самореализация человека, впрочем, только в том, что ему приятно, в том, к чему он испытывает влечение, - в том, что реализует волю к жизни: "после нас хоть потоп".

2. Г. Гегель.

-Человек впервые становится тем, кто он есть, посредством самореализации, которая происходит в «нравственном» сообществе.

-Целевыдвижение, сознательная постановка личностью цели своей деятельности; отыскание индивидуально значимых составляющих в структуре надындивидуальных целей; идея гармоничного развития общества; осмысление целей деятельности с точки зрения человековедческих наук.

  1. Ф. Бэкон.

-Самосозидание - человеческое познание; развитие эмпирической (опытной) науки; осмысление метода научного познания; умение производить логические операции: анализ, синтез; формирование сознания, интеллекта и духовных качеств через воспитание и среду.

-Люди должны знать: в театре жизни только Богу и ангелам позволено быть зрителями.

  1. Ф.Ницше.

-Истинная культурность - постоянное стремление к самосовершенствованию; уважение и любовь к себе; воля к власти; свобода в осознании собственной ответственности за максимальное самоосуществление; деятельность как активное, свободное творчество; воспитание, уважение к себе и другим; раскрытие внутреннего потенциала личности.

-Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

 

Современная философия.

  1. А. Х. Маслоу.

 

Самореализация — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

В «Дальних пределах человеческой психики» А. Маслоу пишет, что тема самоактуализации не возникла в его жизни как научная: «Началось все с того, что я, тогда еще молодой интеллектуал, захотел понять двух своих учителей, которых любил до обожания, которыми восхищался, которые на самом деле были чудесными людьми. Мне было недостаточно просто обожать их, мне хотелось понять, почему эти два человека так не похожи на других в этом суетном мире». Эти двое - Р. Бенедикт и М. Вертхаймер.

 

 

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей.

 

  1. К. Гольдштейн

-Первым ввел в научный оборот понятия "самоактуализация" и "самореализация".

-На первом этапе, в клинической практике, он понимал под "самоактуализацией" активацию неких внутренних ресурсов организма, до травмы не проявлявших себя, результатом действия которых является способность организма к реорганизации, восстановлению свойств личности после перенесенного ранения или травмы. Прежде всего, этим понятием он именовал психофизиологические процессы, проявляющиеся на клеточном и тканевом уровне, напоминающие описанные А. Адлером механизмы компенсации физической недостаточности органов.

На втором этапе, в работе «The Organism», Гольдштейн философски осмысливает  самоактуализацию как универсальный  принцип жизни, в этом аспекте он пишет о «высшей самоактуализации». Главная мысль Гольдштейна - организм есть единое целое и то, что происходит в любой его части - затрагивает весь организм.

Самоактуализация, по Гольдштейну, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация - это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность - это состояние  дефицита, мотивирующее человека на его  пополнение, удовлетворение.

 

  1. Франкл В.

-Самоактуализация - это непреднамеренное следствие интенциональности человеческой жизни.

-Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого.

-Самореализация возникает спонтанно, и этого не происходит, когда ее делают самоцелью.

 

  1.  Бердяев Н. А.

-Человек есть существо, призванное к борьбе и к обнаружению своей творческой силы, к завоеванию царственного места в мироздании, в природе, призванное к мистическому созерцанию Бога и духовных миров.

-Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать.

-Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает.

Информация о работе Самореализация и самоактуализация личности