Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:02, реферат
Итак, своеобразие философии состоит в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях. Прежде всего философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в.
Введение 3
1 Своеобразие философии 5
2 Самостоятельность философии 10
3 Заключение 12
4. Список литературы 13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Специальность:280201 «охрана окружающей среды
и рациональное использование
природных ресурсов»
Самостоятельность и своеобразие философии
Контрольная работа по учебной дисциплине
«ФИЛОСОФИЯ»
2011
Содержание
Введение
1
Своеобразие философии
2
Самостоятельность философии
3
Заключение
4.
Список литературы
Введение.
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-гр.еч φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Философия одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.
Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным
Основные черты философского знания:
- Это не столько многознание, сколько «разумение», понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, «смотреть в корень», и потому — предвидеть дальнейший ход событий.
- Это умение сомневаться и
постоянная готовность к
- Это не агрессивное,
- Наконец, для философского
Что означает для меня природа и ее смерть?
И т.д. Философия хотя и не дает однозначного
ответа, но учит думать, размышлять. Она
как бы формирует совесть и прежде всего
— экологическую совесть, поскольку позволяет
ощутить мир как единую экосистему и место
в нем человека.
В дополнение к профессиональным навыкам,
знаниям, эрудиции, так необходимым
при решении конкретных задач, каждому
из нас нужно и нечто большее.
Требуется широкий кругозор, умение
видеть тенденции, перспективы развития
мира, понимать суть всего, что с нами происходит.
Человек стремится к профессиональному
знанию. Это естественно. Но ему необходимо
и нечто большее, чтобы решить конкретную
задачу. Кругозор, умение видеть тенденции
и перспективы развития мира, конкретного
явления, понимать суть.
Важно также понимать смысл и цели наших
действий, нашей жизни: зачем мы делаем
то или это, к чему стремимся, что это даст
людям. Такого рода представления о мире
и месте в нем человека, если их удается
как-то осознать или даже сформулировать,
называют мировоззрением.
Своеобразие философии.
Итак, своеобразие философии состоит в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях.
Прежде всего философия выполняет мировоззренческую фу
Мировозрение –это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мире, и осознание им своего места в этом мире.
Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни.
Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.
Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.
Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к той или иной социальной группе.
Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть едины для всех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.
Структура мировоззрения:
2 КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный).
2 СРЕДЫ: эмоциональная (
2 УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).
Методологические функции философии.
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую интегрирующую, логико-гносеологическую.
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально- логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренчиского или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании неизвестных до этого или неосновных законов диалектики.
Что касается частных наук, то философский метод, будучи примененным, в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, “участвовать” в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени и др.
Философский метод способен
оказывать положительное
Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска.
Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией учёных. Такая специализация ведёт к тому, что происходит разделение между учёными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.
В структурно-логическом плане координация методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй-конкретности истины.
Интегрирующая функция философии. Термин “интеграция” означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий. Применительно к функциям философии термин “интегрирующий” связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.
Аксиологическая функция (от греч. – ценный) предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей.
Критическая функция философии связана с аксиологической, т. к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Имея в виду эту особенность философии, известный философ М. Мамардашвили подчеркивал, что философия не может останавливаться на состояниях почтения, послушания и уважения. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии.
Философия выполняет и прогностическую фу
Философия, как часть общей культуры
человечества, выполняет интеллектуальную фун
Самостоятельность философии.
Относительная самостоятельность
философии проявляется в том,
что, отражая жизнь общества и
соответствуя, в общем, характеру экономического
базиса, философская мысль в своем развитии
может отставать от него или опережать
его. Так, в период освободительных движений
против феодального строя, господствующей
идеологией которого была религия, передовая
философская мысль, связанная с этими
движениями, нередко отставала в развитии
форм сознания, принимая идеалистические,
религиозные формы. Ярким примером опережения
философской мыслью хода общественного
развития является возникновение и развитие
при капитализме диалектического и исторического
материализма, который образует теоретическую
основу социалистической идеологии.
Самостоятельность
философии состоит также в том, что нередко
философская мысль достигает высокого
уровня в странах, сравнительно отставших
от других стран по своему экономическому
и политическому развитию. Ф. Энгельс писал:
«...как особая область разделения труда,
философия каждой эпохи располагает в
качестве предпосылки определенным мыслительным
материалом, который передан ей ее предшественниками
и из которого она исходит. Этим объясняется,
что страны, экономически отсталые, в философии
все же могут играть первую скрипку: Франция
в XVIII веке по отношению к Англии, на философию
которой французы опирались, а затем. Германия
по отношению к первым двум. Но как во Франции,
так и в Германии философия, как и всеобщий
расцвет литературы в ту эпоху, была также
результатом экономического подъема».
Философия
как определенная форма познания мира,
система взглядов по наиболее общим вопросам
бытия и мышления обладает своей внутренней
логикой, выражает в обобщенном виде закономерности
познания мира, представляющие собой отражение
объективных закономерностей природного
и общественного бытия. У философии есть
свои специфические закономерности, в
известной мере проявляющиеся и в других
сферах общественного сознания (наука,
искусство, общественно-политическая
идеология), поскольку философия оказывает
на них свое идейно-теоретическое влияние.
Такими специфическими закономерностями
развития философии являются борьба материализма
и идеализма, борьба диалектики и метафизики
и т. п.
Информация о работе Самостоятельность и своеобразие философии