Самостоятельность и своеобразие философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:02, реферат

Описание работы

Итак, своеобразие философии состоит в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях. Прежде всего философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в.

Содержание работы

Введение 3
1 Своеобразие философии 5
2 Самостоятельность философии 10
3 Заключение 12
4. Список литературы 13

Файлы: 1 файл

фил.docx

— 31.15 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»


Специальность:280201 «охрана  окружающей среды 

и рациональное использование 

природных ресурсов» 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельность и своеобразие философии

 

Контрольная работа по учебной дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

Содержание

Введение                                                                                                   3

1 Своеобразие философии                                                                        5

2 Самостоятельность философии                                                             10

3 Заключение                                                                                            12

4. Список литературы                                                                                13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-гр.еч φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Философия одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.

Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным

Основные черты философского знания:

- Это не столько многознание, сколько «разумение», понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, «смотреть в корень», и потому — предвидеть дальнейший ход событий.

- Это умение сомневаться и  постоянная готовность к новому, открытость к познанию («способность удивляться»). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии.

- Это не агрессивное, насильственное  отношение к людям, к миру, а  руководствующееся только разумом.  Это мудрость, проявляющаяся и  в житейских делах.

- Наконец, для философского знания  характерно обращение к «вечным» смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? 
Что означает для меня природа и ее смерть? И т.д. Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть и прежде всего — экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.

В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым  при решении конкретных задач, каждому  из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Человек стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необходимо и нечто большее, чтобы решить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть тенденции и перспективы развития мира, конкретного явления, понимать суть. 
Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоззрением.

 

 

 

Своеобразие философии.

Итак, своеобразие философии состоит  в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и  как совокупность наиболее общих  методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях.

Прежде всего философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи».

Мировозрение –это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мире, и осознание им своего места в этом мире.  

Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную  позицию в жизни.

Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы  у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных  факторов, под влиянием которых формируется  личность, так и от субъективных особенностей личности.   

Мировоззрение носит конкретно  исторический характер, поскольку вырастает  на почве культуры своего времени  и вместе с ней претерпевает серьезные  изменения.

Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к той или иной социальной группе.

Вместе с тем, в обществе формируются  общие человеческие ценности, то есть едины для всех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

Структура мировоззрения:

2 КОМПОНЕНТА: чувства  и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный).

2 СРЕДЫ: эмоциональная (представлена  мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная ( представлена миропониманием, опирающиеся на знания)

2 УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание  (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

Методологические  функции философии.

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько  функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально- логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренчиского или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании неизвестных до этого или неосновных законов диалектики.

Что касается частных наук, то философский метод, будучи примененным, в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, “участвовать” в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени и др.

Философский метод способен оказывать положительное воздействие  на научную работу не только отдельными своими понятиями или категориальными блоками, но и принципами.

Координирующая  функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска.

Потребность в координации  частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией учёных. Такая специализация ведёт к тому, что происходит разделение между учёными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

В структурно-логическом плане  координация методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет  собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй-конкретности истины.

Интегрирующая функция философии. Термин “интеграция” означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий. Применительно к функциям философии термин “интегрирующий” связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.

Аксиологическая функция (от греч. – ценный) предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей.

Критическая функция философии связана с аксиологической, т. к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Имея в виду эту особенность философии, известный философ М. Мамардашвили подчеркивал, что философия не может останавливаться на состояниях почтения, послушания и уважения. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии.

Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания. Достаточно вспомнить атомистическую теорию древнегреческого философа Демокрита. В XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы. Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук – математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Философия, как часть общей культуры человечества, выполняет интеллектуальную функцию, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельность философии.

Относительная самостоятельность  философии проявляется в том, что, отражая жизнь общества и  соответствуя, в общем, характеру экономического базиса, философская мысль в своем развитии может отставать от него или опережать его. Так, в период освободительных движений против феодального строя, господствующей идеологией которого была религия, передовая философская мысль, связанная с этими движениями, нередко отставала в развитии форм сознания, принимая идеалистические, религиозные формы. Ярким примером опережения философской мыслью хода общественного развития является возникновение и развитие при капитализме диалектического и исторического материализма, который образует теоретическую основу социалистической идеологии. 
        Самостоятельность философии состоит также в том, что нередко философская мысль достигает высокого уровня в странах, сравнительно отставших от других стран по своему экономическому и политическому развитию. Ф. Энгельс писал: «...как особая область разделения труда, философия каждой эпохи располагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей ее предшественниками и из которого она исходит. Этим объясняется, что страны, экономически отсталые, в философии все же могут играть первую скрипку: Франция в XVIII веке по отношению к Англии, на философию которой французы опирались, а затем. Германия по отношению к первым двум. Но как во Франции, так и в Германии философия, как и всеобщий расцвет литературы в ту эпоху, была также результатом экономического подъема». 
        Философия как определенная форма познания мира, система взглядов по наиболее общим вопросам бытия и мышления обладает своей внутренней логикой, выражает в обобщенном виде закономерности познания мира, представляющие собой отражение объективных закономерностей природного и общественного бытия. У философии есть свои специфические закономерности, в известной мере проявляющиеся и в других сферах общественного сознания (наука, искусство, общественно-политическая идеология), поскольку философия оказывает на них свое идейно-теоретическое влияние. Такими специфическими закономерностями развития философии являются борьба материализма и идеализма, борьба диалектики и метафизики и т. п.

Информация о работе Самостоятельность и своеобразие философии