Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:47, контрольная работа
Жан-Поль Сартр является одной из ключевых фигур XX века. Философ, общественный деятель, писатель, драматург, эссеист, педагог – все это Сартр. Это был человек твердых жизненных позиций, идейный лидер поколения, необычайно масштабная личность. Рассматривая его, как философа, мы видим его бунтарем. Он восставал против классической философии и создал собственное учение. Так же он мог признавать и черпать справедливые мысли из трудов других философов. Но затем следовала полемика, скрытая или явная. В труде «Эпоха, лишенная морали» Сартр признается, что в начале своего пути он не интересовался философией. Когда очередной преподаватель в университете все же смог пробудить в нем интерес к этой области, Сартр стал воспринимать ее, как психоанализ. Первым произведением, вызвавшем его участие, стал труд Бергсона "Очерк непосредственных данных сознания".
Введение …………………………………………………………………….. 2
Биография …………………………………………………………………… 4
Философская концепция. Свобода ………………………………............... 9
Отчуждение ……………………………………………………………….....13
Диалектика ……………………………………………………………….… 14
Основные положения труда «Бытие и ничто»………………………….... 15
Цитаты, афоризмы, высказывания ……………………………………..… 18
Список основных работ и художественных произведений …………..… 20
Заключение …………………………………………………………………. 21
Список используемой литературы
Человек знает о свое неизбежной смерти и в отсутствие бога полностью предоставлен себе. В 18 в. в эпоху Просвещения от бога отказались, но сохранили саму идею о том, что есть первичная неизменная сущность, которую люди в своем существовании должны реализовать. Вместо бога ввели понятие «человеческая природа». Каждый человек в этом случае «лишь частный случай общего понятия «человек». Но если бога нет, значит нет никакой неизменной заданной человеческой природы. Поэтому первый принцип : существование человека предшествует его сущности. Рождение человека начинает отсчет существованию человека, который затем сам определит свою сущность. Только в факте рождения он не свободен, здесь им распорядился кто-то другой, какая-то слепая мила рока, случайности или чего-либо еще.
Без бога ценности, моральные заповеди теряют свою силу и безусловность. «Если бога нет, то все позволено». Это повышает ответственность человека. Выбирая себя, свою судьбу, человек определяет судьбу и смысл для всего человечества. Пример: выбирая женитьбу, он тем самым склоняет и остальных к мысли, что брак – более достойная форма жизни, чем жизнь холостяка. Ссылки на внешние обстоятельства, которые вроде бы заставили человека поступить так, а не иначе на безвыходность ситуации – уловки, которые человек придумывает, чтобы уйти от ответственности собственного выбора.
Человек
– это тревога. Он не может не
ощущать этой тревоги. Потому что, выбирая
себя, он выбирает сущность для всего
человечества, а ошибиться очень
легко. Вместе с тревогой человек
ощущает и свою заброшенность: у
него нет внешних подсказок, опоры,
которые помогли бы сделать правильный
выбор. Никакого предначертанного пути
у человечества, какого-либо закономерного,
прогрессивного развития общества не
существует. Выбирая путь для себя и человечества,
приходится «действовать без надежды».
Нет никаких гарантий, что наш путь и наш
выбор будет поддержан в дальнейшем людьми,
приходящими после нас. Другой человеческий
выбор может перечеркнуть то, что люди
пытаются проектировать и осуществить
сейчас. Это отдает судьбу человека в его
собственные руки. «Человек существует
лишь настолько, насколько себя осуществляет».
Отчуждение
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчужденное существо (его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него(например, государство, которое представляет отчужденный феномен - отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного - способности творить свою историю.
Отчужденный
от себя человек имеет проблемы с
материальными предметами - они давят
на него своим навязчивым существованием,
своим вязким и солидно-неподвижным
присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота
Антуана Рокантена в одноименном произведении).
В противовес этому Сартр утверждает особые,
непосредственные, цельные человеческие
отношения.
Диалектика
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю - в той же мере, в какой она - его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком. Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим.
Сартр
настаивает на том, что диалектика исходит
именно от индивидуума, потому что отсюда
вытекает ее принципиальная познаваемость,
«прозрачность» и «рациональность»,
как результат
Основные положения труда «Бытие и ничто»
В труде «Бытие и ничто» Сартр развивает тему соотношения важных сторон жизни. Человек и природа, человек и общество, свобода и принуждение, владычество и рабство, ответственность, выбор- вот темы, затронутые в главном философском труде Сартра. Эти вопросы волновали и классических, и современных Сартру философов. Однако, сартровская онтология представляет явную или скрытую, но всегда острую полемику против самых различных подходов к бытию мира и человека. При этом из этих подходов Сартр умеет заимствовать ценные идеи. Касательно противоположности материализма (в частности, марксистского материализма) и идеализма Сартр принимает во внимание и поддерживает опровержение материализма, предпринятое сторонниками трансцендентализма XX в. В литературных произведениях Сартра он в яркой экзистенциональной форме выражает протест против давления мира вещей на человеческую жизнь. В философских сочинениях, особенно предшествовавших повороту Сартра к марксизму, материализм отвергался не менее решительно. Суть всякого материализма Сартр видел в том, что люди анализируются как вещи, предметы, совокупность определенных реакций, в принципе не отличающихся от совокупности качеств и явлений, благодаря которым существуют стол, стул или камень. Материализм хочет уравнять человека с камнями, растениями, червями, превратить его не более чем в сгусток материи. Материю же Сартр наделяет негативными характеристиками: называет ее "отрицанием", "постоянной угрозой нашей жизни", "колдовской материей", которая искажает, уродует человеческие действия. Материальность вещи или инструмента, замечает Сартр, есть радикальное отрицание изобретения и творчества. И хотя материальная детерминация для человека неизбежна, из этой детерминации проистекает безысходный трагизм человеческого существования. Вместе с тем Сартр не может согласиться с трансценденталистами (в частности, с феноменологами), которые просто предложили "вынести за скобки" все материальное, вещное, объективное. В философской онтологии, по мнению Сартра, исходным должно быть не отгороженное от мира, не "порождающее" мир бытие-сознание, но бытие, которое обладает онтологическим первенством перед сознанием. Вместе с тем надо найти такую точку отсчета, благодаря которой преодолевался бы дуализм трансцендентного (т.е. независимого от сознания) бытия и сознания.
Главная особенность онтологии Сартра определяется той ролью, которая придается категориям "бытия-в-себе" и "ничто". "Бытие-в-себе" - это и есть "что"; оно - символ самостоятельности, "плотности", непрозрачности, полноты мира, независимого от человека. Бытие-в-себе - глубина, у которой нет границ и краев. С помощью этого понятия Сартр, по-видимому, хотел зафиксировать различные свойства природы, поскольку она противостоит человеку: необъятность, глубину, непостижимость, таинственность, самовластность космического универсума. Человек как бытие обозначается в онтологии Сартра с помощью категории " бытие-для-себя" (1'etre-pour-soi).
Интересно
и отношение Сартра к философии
Хайдеггера. Ведь последний был также
атеистическим
В
философии Хайдеггера Сартр ценит
и заимствует то, что центральное
онтологическое значение придается
категории Ничто. Но если у Хайдеггера
Ничто есть некоторое общее обозначение
темного и непостижимого
С
помощью вездесущего Ничто
Итак,
абсурдность, негативность - черты человеческого
существования, за которые человеку
непременно приходится нести ответственность.
Сартр приводит пример. Если случилась
война и кого-то призвали в армию, если
люди хоть как-то причастны к войне и не
протестуют против нее, они в ответе за
войну. Потому что человеческая свобода
- определение самого бытия человека. Свобода,
на которую человек обречен, это выбор,
который у него всегда есть. Свобода лежит
в фундаменте всех сущностей. Ее лейтмотив,
проходящий через все произведения Сартра,
заканчивает данный труд.
Цитаты,
афоризмы, высказывания
- Прошлое — это роскошь собственников. |
- Свобода — это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня. |
- По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень. |
- Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым всё-таки выбираю. |
- Если человечество вдруг исчезнет, оно в самом деле убьет своих мертвецов. |
- История любой человеческой жизни есть история поражения. |
- Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо. |
- Когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. |
- Ад — это другие. |
- Ничто не меняется так часто, как прошлое |
- Вот оно, время, в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь. |
- Я знаю, мне хватит четверти часа, чтобы дойти до крайней степени отвращения к самому себе. |
- Свобода лежит по другую сторону отчаяния. |
Список основных работ и художественных произведений:
Заключение
Сартр при жизни не имел амбиций литератора или философа. «Мои сочинения неудачны, - пишет он.-« Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел. Думаю, будущее опровергнет многие мои суждения; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае История не спеша движется к пониманию человека человеком...»
Однако,
философское и литературное наследие,
оставленное им, сложно переоценить.
Отголоски его слов мощно звучат
в современной культуре: «Твоя
жизнь в твоих руках!», «Будь
собой», «Люди способны понять друг
друга», «Нет угнетателям!», «Нет ничего
важнее свободы». Философ Хайдеггер считал
его скорее писателем, чем философом, а
вот писатель Набоков, напротив, скорее
философом, нежели писателем. Но как бы
то ни было, своей активной жизнью и твердостью
принципов Сартр представляет настоящего
экзистенциалиста - творца собственной
судьбы, борца за общее дело. Своей жизнью
он утвердил достойный пример для человечества.
Список используемой литературы