Вслед за тем он
отвергает и гилозоизм. Особый
интерес представляет его отрицательный
ответ на четвертый вопрос, т.к.
причина побудившие Локка к
этому, дают представление о
том, почему философ дает отрицательные
ответы и на первые два вопроса.
По поводу предположения, что
«мыслящее существо (бог) может
быть также и материальным».
Локк совершенно справедливо
считает, что спинозовская форма
признания бога делает его слишком призрачным.
Он ясно видит, что признание материи вечной,
даже если она персонифицируется в боге,
легко ведет к атеизму. Атеизм был тем
последним шагом, на который он не отважился.
1.2 Сенсуализм Джона
Локка: происхождение знаний из ощущений
и рефлексий
Проблему происхождения
человеческих знаний Локк формулирует
как проблему происхождения идей.
Там где нет идей, нет и знаний.
«Если спросят, - пишет Локк, - когда
же человек начинает иметь
идеи то верный ответ, на
мой взгляд, будет: «когда он
впервые получает ощущение ».
Так как оказывается, что в
душе не бывает идей до доставления
их чувствами, то полагаю, что
идеи в разуме одновременны
с ощущением, т.е. с таким
впечатлением или движением в
какой-нибудь части нашего тела,
которое производит в разуме
некоторое восприятие. Этими то впечатлениями,
произведенными на наши чувства внешними
объектами, впервые, кажется, занимается
душа в деятельности, называемой нами
восприятием, воспоминанием, размышлением,
рассуждением и т.д.». Изначально, до соприкосновения
с материальным миром, человеческая душа,
по Локку, - белая бумага без всяких знаков
и идей. И поскольку чувственный опыт,
согласно Локку, источник знаний о материальном
мире, постольку его теоретико-познавательная
позиция – материалистический сенсуализм.
Достоинство Локковского
сенсуализма в том, что он не вырождается
в плоский сенсуализм, в представление,
что коль скоро знания происходят из чувств,
ощущений, то, следовательно, между знаниями
и чувствами, ощущениями можно поставить
знак равенства. Наоборот, Локк пытается
проследить переход от ощущений к знаниям.
Исследование природы и разнообразных
функций разума позволяет не только показать,
что ощущения – «богатый источник большинства
наших идей, которые всецело зависят от
наших чувств и через них входящих в разум»,
но и выявить другие познавательные способности,
развивающиеся по мере обогащения тем
материалом знания, который доставляют
ощущения. Стремление, исходя из чувственного,
материального мира, постепенно подняться
до высших рациональных форм человеческого
знания, показать детерминированность
их чувствами, опытом означало попытку
доказать важнейший тезис материалистической
гносеологии.
Естественно, поставив
такую задачу, Локк наряду с
объектами внешнего мира выделяет
и особый, внутренний объект знания
– познавательные способности
человека в целом, его разум.
Синтез способности чувственного
отражения материального мира
с другими познавательными способностями
Локк осуществляет, признавая вместе
с внешним, чувственным опытом,
из которого поступает исходная
информация о внешнем мире, опыт
внутренний. Таким образом, согласно
Локку опыт имеет как бы
два измерения: чувственное, которое
обращено на внешний мир, и
рациональное, направленное на саму
познавательную деятельность. Вместе
с основополагающим видом опыта
– ощущением, Локк признает
опыт внутренний – рефлексию,
что означает понимание того,
что принцип сенсуализма –
это только один из ключей
к объяснению возникновения идей
и знаний.
1.3 Учение об истине
и о видах знания
Учение об истине
и о видах человеческого знания
Локк развивает на основе концепции
эмпирического происхождения знаний.
Чтобы достичь достоверного знания,
согласно Локку, необходимо проследить
возникновение и развитие идей,
отношения между которыми и
составляют эту достоверность.
Такой путь получения достоверного
и истинного знания Локк называл
«путем идей». Локковский «путь идей»
был встречен в штыки приверженцами теологии
и схоластики. Их не устраивало сенсуалистическое
и эмпиристское содержание понятия «идея»
в гносеологии Локка. Локк отмечал: «…какое-то
особое предубеждение против идей… как
если бы их не следовало использовать
или считалось, что они бесполезны для
разума и знания…». Противники Локка выводили
всеобщую, достоверную и необходимую природу
истинных положений человеческого разума
из врожденных идей и принципов, для Локка
совершенно неприемлемых.
Локк привел свою
классификацию видов человеческого
знания, наиболее достоверным видом
знания он считает знание интуитивное,
интуиция – это непосредственное
восприятие умом соответствия
или несоответствия. В случае
интуитивного познания, для установления
связи между двумя идеями, нет
надобности прибегать к помощи дополнительных
идей. В качестве примеров истин, устанавливаемых
посредством интуиции, Локк привел следующие
положения: «белое не есть черное», «круг
не есть треугольник», «три больше двух»
и т.д.
Второй менее достоверный
вид знания – демонстративное
знание. Демонстративное познание
применяется тогда, когда оказывается
невозможным познание путем интуиции:
«В том случае, когда ум не
может соединить свои идеи
так, чтобы воспринять их соответствие
или несоответствие через их
непосредственное сравнение, он
старается обнаружить искомое
соответствие или несоответствие
через посредство других идей».
Успешное сопоставление двух
идей при помощи опосредствующих
идей Локк называет доказательством.
Но такие доказательства предполагают
использование интуитивного познания
при переходе от одних идей
к другим. Поэтому демонстративное
познание не только зависит
от интуитивного, но и менее ясно в своей
достоверности. В качестве примера демонстративного
познания Локк приводит доказательство
положения о равенстве трех углов треугольника
двум прямым.
Третий вид знания
– сенситивное, чувственное, знание
существования отдельных вещей.
Оно представляет собой познание
отдельных предметов через наше
восприятие и осознание. Сенситивное
познание, по Локку, дает знание
большее, чем простая вероятность,
и в то же время не достигает
тех степеней достоверности, которые присущи
интуиции и демонстрации.
Три вида знания
– три главных пути к истине.
Локк дает материалистическое
определение истины: «…истина в
собственном смысле слова означает
лишь соединение или разъединение
знаков сообразно соответствию
или несоответствию обозначаемых
ими вещей друг с другом».
Истина это такая связь идей,
которая дает объективную картину
действительности.
Заключение
Подводя итоги работы,
считаю обязательным перечислить
основные идеи философии XVII - XVIII
веков, которые были выдвинуты
мыслителями эпохи нового времени,
в том числе и английскими
философами:
1. принцип автономного
мыслящего субъекта;
2. принцип методического
сомнения;
3. индуктивно-эмпирический
метод;
4. рационально-дедуктивный
метод, включающий интеллектуальную
интуицию;
5. гипотетико-дедуктивное
построение научной теории;
6. выработка нового юридического
мировоззрения, обоснование и
защита прав гражданина и человека.
Огромный вклад в
выдвижении этих идей внесли
Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. Философская
концепция Юма стала своего
рода классической для неопозитивистов,
а его самого считают прародителем
этого философского течения.
Философская система
Беркли направлена на опровержение
материализма и обоснование религии.
Начиная со второй половины XIX
века, философия Беркли стала
заимствоваться многими школами
идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом,
прагматизмом, ранним неопозитивизмом
и др. Нельзя отрицать огромное
значение этих британских мыслителей
для всей мировой философии.
Ими оставлено большое творческое
наследие. Но наибольший вклад
внес именно Локк, им ярко был
выражен эмпирико-материалистический
подход к решению коренных
философских проблем. Фридрих
Энгельс писал: «Первоначальной
родиной всего современного материализма,
начиная с XVII века, является именно
Англия. Бекон, Гоббс и Локк
были отцами блестящей школы
французских материалистов». Главное
в творческом наследии Локка
– глубокий и многогранный
материализм, не компромиссы и
колебания, а плодотворное решение
многих философских проблем и
постановка вопросов для будущих
поколений теоретиков. И диалектический
материализм – законный наследник
идей мыслителей, работавших в
Англии в Новое время.
Список использованной
литературы
1. Заиченко Г.А. Джон Локк. –
М.: Мысль, 1988.
3. Канке В.А. Философия.
– М.: Логос, 2000.
4. Кохановский В.П. Философия.
– Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
6. Рассел История западной
философии. - Ростов-на-Дону, «Феникс»,
2002.
7.Д. Антисери и Дж. Реале Западная
философия от истоков до наших дней. От
Возрождения до Канта / В переводе и под
редакцией С. А Мальцевой. – С.-Петербург,
«Пневма», 2002, 808 с., и ил.
9. История философии:
Запад-Россия-Восток книга вторая.
Философия XV-XIX вв. - М.: Греко - латинский
кабинет, 1995г.
10. История философии:
Учебник для вузов / Под ред.В. В. Васильева,
А.А. Кротова и Д.В. Бугая - М.: Академический
проект, 2005г. - 680с.
11. Мееровский Б.В. Давид Юм
и Шарль де Бросс. - "Философские науки",
1965
12. Миронов В.В. Философия
В.В. Миронов, учебник для ВУЗов,
- М: Норма, 2005г. - 928с.
13. Энгельс Ф. Положение
Англии. Восемнадцатый век. - К. Маркс
и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд.
Государственное издательство политической
литературы. - М., 1955.
14. Юм, Сочинения в 2х
томах. - М.: 1965г