Сенсуализм Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:57, доклад

Описание работы

Сенсуализм (от. лат. sensus – чувство, ощущение) – учение в гносеологии (в теории познания), признающее ощущение, единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный сенсуализм при определённых условиях приводит к материализму. Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует непознаваемая “вещь в себе”, то сенсуализм приводит к субъективному идеализму.
Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ материалист. Работы Локка относятся к эпохе Реставрации в Англии.
В основном своем труде “Опыт о человеческом разуме” (1690 г.) Локк развил теорию познания материалистического эмпиризма.

Файлы: 1 файл

сенсуализм.docx

— 19.29 Кб (Скачать файл)

сенсуализм джона локка.

Сенсуализм (от. лат. sensus – чувство, ощущение) – учение в гносеологии (в теории познания), признающее ощущение, единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный сенсуализм при определённых условиях приводит к материализму. Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует непознаваемая “вещь в себе”, то сенсуализм приводит к субъективному идеализму.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ материалист. Работы Локка относятся к эпохе Реставрации в Англии.

В основном  своем труде “Опыт о человеческом разуме” (1690 г.) Локк развил теорию познания материалистического эмпиризма. Решительно отвергнув учения Декарта и кембриджских платоников о врожденных идеях, Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи, по Локку, возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах первичные, а также вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, суть только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущения и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечении (абстракции), причем эти операции сами должны стать предметом рефлексии. Посредством этой деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Условием возможности общего знания Локк, вслед за Гоббсом, считает язык. Определив знание как восприятие соответствия (или несоответствия) двух идей друг другу, Локк считает достоверным все умозрительное знание, то есть усмотрение соответствия идей посредством разума. Напротив, опытное знание только вероятно; в нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. На чувства опирается наше убеждение в существовании внешних предметов. Этот вид знания (“сенситивный”) Локк ставит гораздо выше простой вероятности, но ниже достоверности умозрительного знания. Несмотря на утверждение об ограниченности нашей способности познания субстанций, материальных и тем более духовных, тем не менее Локка нельзя считать агностиком: по Локку, наша задача – знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями.

Хотя Локк был глубоко религиозным человеком, истинным  христианином, принимал откровение за источник познания, тем не менее он ставил откровение под контроль разума. В одном случае он говорил, что простое свидетельство откровения есть “высочайшая достоверность”,  но в другом указывал, что об откровении должен судить разум. Таким образом, получается,  разум более высок.

В своем главном философском произведении “Опыт о человеческом разуме” Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Первое, что он должен был решить на пути осуществления своего замысла, это выразить отношение к имевшей широкое распространение теории “врожденных идей”. Локк категорически отвергает возможность существования такого рода идей.

 Отвергнув  существование врожденных  идей, Локк должен был ответить  на вопрос: “Каков же источник  этих идей?”. Отвечая на этот  вопрос, английский философ ясно  формулирует исходный принцип  эмпиризма, что  именно на опыте  основывается все наше знание. Далее философ размышляет, что  от разума, в конце концов, происходит  наше наблюдение, направленное или  на внешние предметы, или на  внутренние действия нашей души.

Как видно из вышеизложенного, Локк различает два вида опыта: внешний, состоящий из совокупности определений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источником внешнего опыта является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе, утверждает английский мыслитель, в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное (то есть объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Внутренний опыт, или рефлексия – это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Разъясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Локк подчеркивает, что “этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя”, что он “не имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот источник не есть чувство..., ...тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством”. Эта характеристика внутреннего опыта призвана подчеркнуть большое значение деятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вообще, душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д.

По содержанию простые идеи, в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточной для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существуют в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.

Ко второй группе Локк  относит идеи, отражающие вторичные качества, которые, по его мнению, не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами, (то есть объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). К вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. Философ выделяет три основных способа образования сложных идей:

1. Соединение нескольких простых  идей в одну сложную идею.

2. Сведение вместе двух идей, все равно–простых или сложных, и сопоставление их друг с  другом так, чтобы обозревать  их сразу, но не соединять в  одну.

3. Обособление идей от всех  других идей, сопутствующих им  в их реальной действительности.

В соответствии с характером образования Локк различает три вида сложных идей по их содержанию:

1. Идея модусов или “эмпирических  субстанций”. Сюда он включает  идеи, являющиеся либо зависимыми  от субстанций (первичных оснований), либо  свойствами последних.

2. Идея отношения, состоящие в  рассмотрении и сопоставлении  одной идеи с другой и приведении  к идеям отношений: “брат и  отец”, причины и следствия, тождества  и различия и т.д.

3. Идея субстанции, то есть некий  “субстрат”, “носитель”, “подпорку”  простых идей, не имеющих самостоятельного  существования.  Субстанции делятся  на простые (человек) и собирательные (армия, люди).

Для лучшего понимания  учения Локка необходимо более внимательно остановиться на его концепции субстанции.  Локк понимал под субстанцией субстрат, носитель известного качества или совокупности качеств. Какова же природа этого субстрата: материальная или духовная? Он признает наличие телесной и мыслящей субстанции. Но не устанавливает между ними однозначного отношения. Они как бы рядом положены, хотя и не соприкасаются друг с другом.

Особый интерес представляет также разработанная Локком концепция абстрагирования или теория образования наиболее общих понятий (концептов). Именно характер этой теории позволяет определить учение Локка о сложных идеях как концептуализм.

Согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные вещи. Общие идеи – это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова же, выражающие общее, – лишь знаки общих идей. Концептуализм Локка представляет собой серьезно ослабленный средневековый номинализм за счет усиления материалистических тенденций. Выше  уже говорилось, что философ был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория абстрагирования показывает, что Локк придавал большое значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном.

Самый достоверный род познания, по Локку, – интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное срав­нивание. На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредованно, через систему посылок и выводов. Третий род познания – чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, по­средством демонстративного познания –  бытие Бога, посредством сенситивного познания – существование других вещей.

Наши идеи выводятся из двух источников: а) ощущений  б) восприятий действия нашего собственного ума, что может быть названо “внутренним чувством”. Поскольку люди могут мыслить только по­средством идей и так как все идеи возникают из опыта, то, очевидно, что никакие наши знания не могут предшествовать опыту.

Примечательным является учение Локка о государственной власти и праве. В этом учении он развивает идею о переходе от естественного к гражданскому состоянию и к формам государственного управления. Цель государства, по Локку, – сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может действовать по произволу. Она делится в концепции философа на: 1) законодательную; 2) исполнительную;  3) союзную, федеративную. Разработанное Локком учение о государстве – это попытка опытом приспособить  теорию к политической форме управления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года  и достигнутого компромисса между буржуазией и обур­жуазившейся частью дворянства.

 Историческое влияние философии  Локка велико.  Утверждение о  том, что  сами люди должны изменить  существующий общественный порядок, если при нем личность не  может получить надлежащего воспитания  и развития, имела большое значение  для оправдания буржуазной революции. От Локка ведет свое начало  одно из направлений французского  материализма, а также теоретическое  оформление идеологии буржуазного  либерализма.

Не только верные  взгляды Локка, но даже его ошибочные воззрения на практике были полезны, так как его теория о том, что  физический мир состоит только из движущейся материи, была основанием для открытия  теорий звука, теплоты, света и электричества. Прагматически теория Локка оказалась полезна, как бы ни была она ошибочна теоретически.

 

Английский философ-эмпирик Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.Джон Локк был уверен, что сознательным воздействием на разум и душу человека можно добиться от него чего угодно: человек в его представлении был некой tabula rasa – чистой доской, на которой образование и воспитание пишут свои письмена.

 


Информация о работе Сенсуализм Джона Локка